Станет ли Россия соперником Азербайджану в транспортном коридоре Север-Юг?
Зарубежные материалы по Каспию, Каспийский диалог

Станет ли Россия соперником Азербайджану в транспортном коридоре Север-Юг?

Глава Организации содействия торговле Ирана (TPOI) объявил о готовности россиян инвестировать в строительство железнодорожной инфраструктуры коридора Север-Юг, с таким предложением ранее выступила и Азербайджанская Республика.

Расположение в коридоре Север-Юг является одним из важнейших географических преимуществ Исламской Республики Иран, который соединяет Россию, Кавказский регион и Центральную Азию с Южной и Юго-Восточной Азией, особенно с Индией, которая имеет обширные финансовые отношения с Российской Федерацией.

Странные цифры торговли между Индией и Россией/Какова доля транзита Ирана в этом объеме торговли?

Например, объем товарообмена между Индией и Россией, согласно статистике, опубликованной Министерством иностранных дел Индии, в 2018 году оценивался в невероятную цифру — около 11 миллиардов долларов (10,969 миллиарда долларов).

Мохаммад-Джавад Шахджоуи, эксперт по транспортной экономике, в интервью информационному агентству Mehr указал на долю Ирана в транзите товаров, обмениваемых между Россией и Индией в коридоре Север-Юг, и заявил: «Если мы возьмем товарообмен между Россией и Индией на сумму 11 миллиардов долларов во внимание и/или если мы предположим, что 10 процентов этого объема торговли будет осуществляться через иранский маршрут, мы можем получить торговлю на сумму до 1,1 миллиарда долларов только по коридору Север-Юг, благодаря торговле России с Индией».

«Важным моментом в этой торговле является то, что невозможно оценить точную цифру доходов Ирана от транзита товаров между Россией и Индией, но мы можем рассчитать количество груза, которое может быть пропущено через железнодорожный коридор Ирана», — сказал он.

Исламская Республика Иран может зарабатывать от 200 до 400 долларов за тонну, которая проходит через железнодорожную сеть Ирана, добавил Шахджоуи.

Али Зиаи, эксперт по экономике железнодорожного транспорта, в интервью информационному агентству Mehr заявил, что доход, который получает Иран от железнодорожных грузовых перевозок через страну, составляет от 75 до 100 долларов на каждую тонну.

По его словам, Исламская Республика Иран может получать доход в размере 30 миллиардов долларов ежегодно от коридора Север-Юг с существующей железнодорожной и автомобильной инфраструктурой.

Эксперты по транзиту полагают, что если Иран завершит свою железнодорожную и автомобильную инфраструктуру, даже если предположить, что только десять процентов этого объема торговли будет проходить через Иран, страна может получать до 1,1 миллиарда долларов дохода ежегодно от транзита товаров через коридор Север- Юг, — продолжил он.

При этом доходы Ирана, полученные только от продажи нефти в прошлом году (закончившемся 20 марта 2021 года) после введения нефтяных санкций против Ирана, составили менее 10 миллиардов долларов.

Однако в один из годов, в течение 2000-х годов, при 9-м и 10-м правительствах, стране удалось достичь рекордных 100 миллиардов долларов по продажам нефти, и такой рекорд по продажам нефти никогда не повторился.

Коридор Север-Юг в дебатах на президентских выборах

В ходе первых дебатов на президентских выборах (президентские выборы 2021 года в Иране), состоявшихся в субботу 5 июня, только один из кандидатов на президентских выборах поднял вопрос о завершении строительства железнодорожной инфраструктуры, как одной из движущих сил экономического развития страны и заявил, что если только страна инвестирует в коридор Север-Юг и/или если коридор Север-Юг будет введен в эксплуатацию, она будет получать доход в размере 30 миллиардов долларов в год, что будет в пользу всех слоев общества.

При этом важность развития транзитных мощностей, как одного из важных источников дохода страны требует, чтобы все кандидаты на президентских выборах разъясняли и объясняли людям свою политику и планы по этому вопросу.

Вся железнодорожная инфраструктура в коридоре Север-Юг

Как упоминалось выше, получение таких доходов требует развития железнодорожной и автомобильной инфраструктуры. В настоящее время коридор Север-Юг в Иране состоит из двух портов, включая порты Шахид Раджаи (Бендер-Аббас) и Шахид Бехешти (Чабахар), которые оснащены необходимой железнодорожной инфраструктурой. Следует отметить, что порт Чабахар планируется завершить в следующем году (начало работы — 20 марта 2022 года).

Из порта Шахид Раджаи в Решт

В настоящее время можно активировать коридор Север-Юг, используя порт Шахид Раджаи до пограничного терминала Астара, так что недостающим звеном этого коридора является участок Решт-Астара. Компания по строительству и развитию транспортной инфраструктуры (CDTIC) в настоящее время строит дороги Решт-Каспийский порт и железные дороги Решт-Бандар-Энзели.

Астара-Астаринская железная дорога

Иранская железная дорога Астара — Астаринская железная дорога Азербайджана была введена в эксплуатацию в 2018 году, так что эта железная дорога связана с Россией и Финляндией через проход из Азербайджанской Республики.

Заброшенная железная дорога Иран-Армения от границы Джульфы.

Существует также заброшенная железная дорога между Ираном и Арменией от границы Джульфы, которая в настоящее время не используется из-за войны в Нагорном Карабахе, разразившейся между Азербайджаном и Арменией. Необходимость ктивизации этой железной дороги была подчеркнута министром дорог и городского развития Ирана Мохаммадом Эслами во время своего визита в Республику Армения в прошлом месяце текущего года.

Следует отметить, что в случае перезапуска этой железной дороги, инфраструктура которой почти доступна, и только очень ограниченная часть этой железной дороги нуждается в восстановлении, а также учитывая, что Армения передала эксплуатацию своей железной дороги россиянам на 10 лет в соответствии с  контрактом, можно будет использовать коридор Баку-Карс.

Эта железная дорога (Иран-Армения через Джольфу) была закрыта в течение многих лет и в настоящее время является единственным железнодорожным соединением с Арменией через Грузию, но российская компания готова транспортировать иранские транзитные грузы в Россию и Среднюю Азию.

Железная дорога Горган-Инче Борун

Железная дорога Горган-Инче Борун, введенная в эксплуатацию в 2015 году, соединяет иранскую железную дорогу с Туркменистаном. Железная дорога соединяет страны Центральной Азии с восточной Россией. При этом большинство развитых и населенных пунктов России (Москва и Санкт-Петербург) находятся в западной части страны, что делает ее менее выгодной с экономической точки зрения.

Морские пути в Россию и Среднюю Азию.

Кроме того, если железная дорога будет связана с Бандар-Энзели, есть возможность прямого транзита товаров из порта Шахид Раджаи в порты Энзели, Каспиан и Астара, а затем на пароме в порт Астрахань в России.

С другой стороны, порт Амирабад в восточной провинции Мазендеран также связан с железнодорожной сетью страны, и благодаря его портовой инфраструктуре Ро-Ро (возможность посадки вагонов на судно) налажены регулярные обмены с восточными портами Каспийского моря, включая Туркменбаши в Туркменистане и Актау в Казахстане.

Значение коридора Север-Юг для России и Азербайджана

Премьер-министр Азербайджанской Республики во время своего визита в Исламскую Республику Иран в 2015 году в период после СВПД в беседе с бывшим министром дорог и городского развития Ирана одобрил предоставление объектов на сумму 500 миллионов долларов и участие Азербайджанской Республики при строительстве участка железной дороги Решт-Астара, но с сожалением можно сказать, что эта сумма еще не была выделена Ирану, и кажется, что выделение этой суммы Ирану полностью отменено.

На прошлой неделе глава Организации содействия торговле Ирана (TPOI) и заместитель министра промышленности, горнодобывающей промышленности и торговли Хамид Задбум во время своего визита в Москву продемонстрировали готовность Российской Федерации к развитию железнодорожной инфраструктуры в коридоре Север-Юг.

Похоже, что Россия собирается развивать и строить железную дорогу Решт-Астара, добавил он.

Генеральный директор Российского экспортного центра (РЭЦ) на встрече с заместителем Министерства промышленности, горнодобывающей промышленности и торговли Ирана заявил, что Российский экспортный центр готов оказывать услуги российских компаний по строительству участка коридора Север-Юг в Исламской Республике Иран с точки зрения обеспечения железнодорожных линий, стрелочных переводов, других необходимых частей и оборудования.

Более вероятно, что предоставление части финансирования, необходимой для завершения железнодорожной инфраструктуры коридора Север-Юг, будет передано в Россию, а не в Республику Азербайджан, подчеркнул Задбум.

Борхан Махмуди

Первоисточник — Агентство Mehr News

Перевод – РИА Iran.ru

10 июня, 2021

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *

Этот сайт использует Akismet для борьбы со спамом. Узнайте, как обрабатываются ваши данные комментариев.

ИСТОРИЧЕСКИЕ ХРОНИКИ
ЗАРУБЕЖНЫЕ СМИ О КАСПИИ
Фото дня
Мы на Facebook
Facebook Pagelike Widget
Яндекс.Метрика
Перейти к верхней панели