Иран и Узбекистан продолжают наращивать сотрудничество в сфере транспорта
Каспийский транзит

Иран и Узбекистан продолжают наращивать сотрудничество в сфере транспорта

В целях укрепления сотрудничества в области железнодорожных перевозок и эффективного использования международных транспортно-транзитных коридоров по маршруту Иран-Узбекистан 24 января состоялись переговоры между иранскими и узбекскими властями, по итогам которых в среду, 26 января был подписан Протокол о сотрудничестве между железными дорогами Исламской Республики Иран и железными дорогами Узбекистана. Об этом информирует агентство ИРНА со ссылкой на сообщение Иранских железных дорог.

О других подробностях состоявшихся переговоров пишет англоязычная иранская газета Tehran Times со ссылкой на портал Иранской организации портов и морских перевозок (PMO).

Отмечается, что Узбекистан предложил создать логистический центр в иранском юго-восточном порту Чабахар, чтобы увеличить транзит своих товаров через Иран. Это предложение было сделано во время встречи главы PMO Али-Акбара Сафаи с узбекской торговой делегацией в составе заместителя министра инвестиций и внешней торговли страны, заместителя министра транспорта и посла в Иране, а также других высокопоставленных должностных лиц.

В ходе этой встречи Сафаи выразил готовность правительства Ирана подключить Узбекистан к свободным водам, а также готовность Тегерана приветствовать инвестиции узбекских компаний в северные и южные порты страны.

Он подчеркнул, что условия и инфраструктура подготовлены для развития торгового сотрудничества с Узбекистаном, особенно в области транзита, заявив: «Одним из экономических подходов Ирана к развитию внешней торговли является создание маршрута для транзита товаров из Западного Китая с использованием железнодорожной сети Узбекистана и морских перевозок через Каспийское море».

Чиновник отметил, что Иран также готов разработать транзитный маршрут для Узбекистана через южных арабских соседей, включая Катар, Оман, Объединенные Арабские Эмираты (ОАЭ) и Индию.

Сафаи далее упомянул о заинтересованности Афганистана в развитии торгового сотрудничества с соседними странами через порт Чабахар и сказал, что в настоящее время каждые 10 дней контейнеровоз, перевозящий транзитные грузы, прибывает из Индии в порт Чабахар, и мы планируем добавить другие страны к этому маршруту.

Также он заявил, что порт Чабахар вместимостью 12 миллионов тонн полностью подготовлен для обеспечения необходимой инфраструктуры для погрузки и разгрузки различных грузов, добавив: «Правительство Узбекистана может эффективно использовать существующие мощности во внутренних районах порта Шахид Бехешти в Чабахаре для увеличения стоимости и создания крупных торговых ворот в соседние страны Ирана».

Отметим, что визит узбекской делегации в Иран, вероятно, состоялся в развитие договоренностей достигнутых по итогам состоявшихся в декабре прошлого года в формате видеоконференции второго заседания трехсторонней рабочей группы Индии, Ирана и Узбекистана по вопросам использования порта Чабахар.

Известно, что на переговорах Исламская Республика Иран  приветствовала желание правительства Узбекистана воспользоваться портовыми мощностями Чабахара для развития торговли и инвестиций в регионе.

«За счет развития инфраструктуры в порту им. Шахида Бехешти (Чабахар) и оснащения этого порта стратегическим портовым и морским оборудованием значительно увеличился грузооборот порта Чабахар», — сказал тогда Али-Акбар Сафаи. По его словам, имеются благоприятные перспективы для того, чтобы за счет всестороннего сотрудничества Индии, Ирана, Афганистана, Узбекистана и других стран Центральной Азии будет существенно нарастить мощность порта Чабахар.

Участвоваший в переговорах заместитель министра портов, судоходства и водных путей Индии Санджи Франджа, в свою очередь, назвал документ по Чабахару между Ираном, Индией и Афганистаном решением, призванным открыть Афганистану выход к свободным водам и способствовать развитию порта Чабахар в Иране.

«Порт Чабахар в последние годы превратился в мощный транзитный узел региона и создал более экономичный и безопасный путь, соединивший Индию со странами Центральной Азии», — сказал он.

Таким образом, Ташкент может стать одним из выходов Индии на рынки Центральной Азии через порт Чабахар.

Напомним, что порт Чабахар является ключевым пунктом транспортного коридора, связывающего Индию и Афганистан через территорию Ирана. Соглашение о транзите товаров через порт Чабахар состоялось 23 октября 2018 года в Тегеране в ходе первого заседания Координационного совета соглашения о создании международного транспортного и транзитного коридора между Ираном, Индией и Афганистаном (Чабахарского договора). Официальное открытие коридора состоялось 24 февраля 2019 года в Кабуле с участием президента Афганистана Ашрафа Гани, посла Ирана в Кабуле Мохаммадреза Бахрами и посла Индии в Афганистане Винаджа Кумара. Тогда Афганистан через порт Чабахар отправил в Индию 570-тонные экспортные грузы, в том числе 200 тонн зерна и 370 тонн талька.

В связи с событиями лета прошлого года в Афганистане встал вопрос о перспективах развития трехстороннего сотрудничества Индии, Ирана и Афганистана. Известно, что пришедшее к власти в Кабуле Движение Талибан (деятельность Движения в РФ запрещена) и власти Индии не рассматривают друг друга в качестве партнёров по диалогу и сотрудничеству. В этой связи в Нью-Дели заняты поиском путей для дальнейшего развития порта Чабахар. Одними из наиболее перспективных видятся именно центральноазиатское и каспийское направления.

В.Антонов

28 января, 2022

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован.

Этот сайт использует Akismet для борьбы со спамом. Узнайте, как обрабатываются ваши данные комментариев.

ИСТОРИЧЕСКИЕ ХРОНИКИ
ЗАРУБЕЖНЫЕ СМИ О КАСПИИ
Фото дня
Мы на Facebook
Facebook Pagelike Widget
Яндекс.Метрика
Перейти к верхней панели