Иран и Узбекистан продолжают наращивать сотрудничество в сфере транспорта
Каспийский транзит

Иран и Узбекистан продолжают наращивать сотрудничество в сфере транспорта

В целях укрепления сотрудничества в области железнодорожных перевозок и эффективного использования международных транспортно-транзитных коридоров по маршруту Иран-Узбекистан 24 января состоялись переговоры между иранскими и узбекскими властями, по итогам которых в среду, 26 января был подписан Протокол о сотрудничестве между железными дорогами Исламской Республики Иран и железными дорогами Узбекистана. Об этом информирует агентство ИРНА со ссылкой на сообщение Иранских железных дорог.

О других подробностях состоявшихся переговоров пишет англоязычная иранская газета Tehran Times со ссылкой на портал Иранской организации портов и морских перевозок (PMO).

Отмечается, что Узбекистан предложил создать логистический центр в иранском юго-восточном порту Чабахар, чтобы увеличить транзит своих товаров через Иран. Это предложение было сделано во время встречи главы PMO Али-Акбара Сафаи с узбекской торговой делегацией в составе заместителя министра инвестиций и внешней торговли страны, заместителя министра транспорта и посла в Иране, а также других высокопоставленных должностных лиц.

В ходе этой встречи Сафаи выразил готовность правительства Ирана подключить Узбекистан к свободным водам, а также готовность Тегерана приветствовать инвестиции узбекских компаний в северные и южные порты страны.

Он подчеркнул, что условия и инфраструктура подготовлены для развития торгового сотрудничества с Узбекистаном, особенно в области транзита, заявив: «Одним из экономических подходов Ирана к развитию внешней торговли является создание маршрута для транзита товаров из Западного Китая с использованием железнодорожной сети Узбекистана и морских перевозок через Каспийское море».

Чиновник отметил, что Иран также готов разработать транзитный маршрут для Узбекистана через южных арабских соседей, включая Катар, Оман, Объединенные Арабские Эмираты (ОАЭ) и Индию.

Сафаи далее упомянул о заинтересованности Афганистана в развитии торгового сотрудничества с соседними странами через порт Чабахар и сказал, что в настоящее время каждые 10 дней контейнеровоз, перевозящий транзитные грузы, прибывает из Индии в порт Чабахар, и мы планируем добавить другие страны к этому маршруту.

Также он заявил, что порт Чабахар вместимостью 12 миллионов тонн полностью подготовлен для обеспечения необходимой инфраструктуры для погрузки и разгрузки различных грузов, добавив: «Правительство Узбекистана может эффективно использовать существующие мощности во внутренних районах порта Шахид Бехешти в Чабахаре для увеличения стоимости и создания крупных торговых ворот в соседние страны Ирана».

Отметим, что визит узбекской делегации в Иран, вероятно, состоялся в развитие договоренностей достигнутых по итогам состоявшихся в декабре прошлого года в формате видеоконференции второго заседания трехсторонней рабочей группы Индии, Ирана и Узбекистана по вопросам использования порта Чабахар.

Известно, что на переговорах Исламская Республика Иран  приветствовала желание правительства Узбекистана воспользоваться портовыми мощностями Чабахара для развития торговли и инвестиций в регионе.

«За счет развития инфраструктуры в порту им. Шахида Бехешти (Чабахар) и оснащения этого порта стратегическим портовым и морским оборудованием значительно увеличился грузооборот порта Чабахар», — сказал тогда Али-Акбар Сафаи. По его словам, имеются благоприятные перспективы для того, чтобы за счет всестороннего сотрудничества Индии, Ирана, Афганистана, Узбекистана и других стран Центральной Азии будет существенно нарастить мощность порта Чабахар.

Участвоваший в переговорах заместитель министра портов, судоходства и водных путей Индии Санджи Франджа, в свою очередь, назвал документ по Чабахару между Ираном, Индией и Афганистаном решением, призванным открыть Афганистану выход к свободным водам и способствовать развитию порта Чабахар в Иране.

«Порт Чабахар в последние годы превратился в мощный транзитный узел региона и создал более экономичный и безопасный путь, соединивший Индию со странами Центральной Азии», — сказал он.

Таким образом, Ташкент может стать одним из выходов Индии на рынки Центральной Азии через порт Чабахар.

Напомним, что порт Чабахар является ключевым пунктом транспортного коридора, связывающего Индию и Афганистан через территорию Ирана. Соглашение о транзите товаров через порт Чабахар состоялось 23 октября 2018 года в Тегеране в ходе первого заседания Координационного совета соглашения о создании международного транспортного и транзитного коридора между Ираном, Индией и Афганистаном (Чабахарского договора). Официальное открытие коридора состоялось 24 февраля 2019 года в Кабуле с участием президента Афганистана Ашрафа Гани, посла Ирана в Кабуле Мохаммадреза Бахрами и посла Индии в Афганистане Винаджа Кумара. Тогда Афганистан через порт Чабахар отправил в Индию 570-тонные экспортные грузы, в том числе 200 тонн зерна и 370 тонн талька.

В связи с событиями лета прошлого года в Афганистане встал вопрос о перспективах развития трехстороннего сотрудничества Индии, Ирана и Афганистана. Известно, что пришедшее к власти в Кабуле Движение Талибан (деятельность Движения в РФ запрещена) и власти Индии не рассматривают друг друга в качестве партнёров по диалогу и сотрудничеству. В этой связи в Нью-Дели заняты поиском путей для дальнейшего развития порта Чабахар. Одними из наиболее перспективных видятся именно центральноазиатское и каспийское направления.

В.Антонов

28 января, 2022

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *

Этот сайт использует Akismet для борьбы со спамом. Узнайте, как обрабатываются ваши данные комментариев.

ИСТОРИЧЕСКИЕ ХРОНИКИ
ЗАРУБЕЖНЫЕ СМИ О КАСПИИ
Фото дня
Наши партнеры
Яндекс.Метрика
Перейти к верхней панели