Зависимость от грузопотока и амбициозные планы порта Курык
Каспийский транзит, Повестка дня

Зависимость от грузопотока и амбициозные планы порта Курык

Общий грузооборот порта Курык за 2019 год составил 1 млн. 366 тыс. тонн различных грузов, что на 245 тыс. тонн меньше, чем за аналогичный период 2018 года, сообщил заместитель генерального директора порта Курык Талгат Оспанов.

Как ранее сообщалось, по итогам 2018 года через порт Курык было отправлен  1 млн.  611 тыс. тонн различных грузов.

«Из общего объема грузов по итогам 2019 года через порт Курык на экспорт было отправлено 512 тыс. тонн, на импорт – 853 тыс. тонн», – пояснил Талгат Оспанов.

В настоящее время через паромный комплекс порта Курык на экспорт отправляются казахстанское зерно, уголь, нефтепродукты, удобрение, химикаты. Импорт составляют продукты питания, промышленное оборудование, стройматериалы и другие грузы. Транзитом через порт идет различное оборудование, электроника, текстиль, продукция химической отрасли, изделия из металла и прочее.

По данным заместителя генерального директора, за 2019 год увеличилась перевозка через порт по направлению Баку (порт Алят) крупногабаритных транспортных средств (TIR), включая прицепы и прочую автотехнику на 25,8% и составила 8 тыс. 701 единицу (2 786 единиц соответственно).

«На автотранспортных средствах перевезено по итогам 2019 года 235 тыс. тонн грузов против 79 тыс. тонн за аналогичный период 2018 года», – сообщил замгендиректора.

Он также отметил, что увеличилось количество судозаходов в порт. По итогам 2019 года было обработано 585 судов против 547 в 2018 году.

«Через железнодорожный паромный комплекс было отправлено 20 тыс. 331 вагон по направлению Баку, что на 46% выше аналогичного периода 2018 года», – отметил он.

Незначительно уменьшалась транспортировка различных видов грузов.

«По итогам 2019 года через порт перевезено 1 млн. 135 тыс. тонн против 1 млн. 279 тыс. тонн. Значительно снизилась перевозка нефтепродуктов и составила всего 2 тыс. тонн против 252 тыс. тонн в 2018 году, когда основную долю грузов занимал газойл. Однако после реконструкции Атырауского нефтеперерабатывающего завода продукцию на экспорт отправлять перестали. В 2019 году мы отправляли параксилол. Ежемесячно порядка 10-15 тыс. тонн отправляли. Но ввиду сбоев в работе завода в течение где-то 4 месяцев, отгрузки соответственно прекращались», – пояснил Талгат Оспанов.

Первый груз нефтепродуктов был отправлен в декабре 20198 года. В нефтехимических цистернах параксилол и другие нефтепродукты доставляются из Атырау в казахстанский порт Курык, а оттуда паромами Азербайджанского каспийского морского пароходства (ASCO) в азербайджанский порт Алят. Из Алята железнодорожные партии продукта доставляются на терминал Кулеви для последующей отгрузки танкерами.

Для перевозок параксилола были арендованы 300 российских нефтехимических цистерн, так как в Казахстане отсутствуют специализированные вагоны для транспортировки таких продуктов.

В районе Атырауского НПЗ построена железнодорожная эстакада для погрузки нефтехимической продукции.

В конце октября 2018 года на Атырауском НПЗ запущено промышленное производство параксилола путем ввода в эксплуатацию установки Paramax производительностью 496 тыс. тонн в год. На заводе установлены два резервуара для хранения параксилола суммарной мощностью около 20 тыс. кубометров.

В Кулеви для хранения и перевалки параксилола подготовлены два резервуара емкостью по 20 тыс. кубометров каждый. Для хранения бензола подготовлен резервуар емкостью 10 тыс. кубометров.

Параксилол – эта продукция, наряду с бензолом и другими видами химикатов, является частью выпускаемых веществ нового комплекса по производству ароматических углеводородов.

«Порт Курык будет теперь постоянно использоваться для переправки продукции АНПЗ как по новому маршруту, так и для последующей транспортировки через Закавказье в европейские страны. Это очередная попытка нащупать и развить новые маршруты доставки казахстанской продукции на внешние рынки через Каспий», – отметил Талгат Оспанов.

Он напомнил, что гендиректором порта Курык ранее была достигнута договоренность о ежемесячной перевалке в 2019 году до 40 тысяч тонн товарного параксилола и 10 тысяч тонн бензола. «Но ввиду независящих от портовиков причин, заявленные объемы выполнить не удалось», – сказал он.

 Как отметил замгендиректора, не выполнены объемы по отправке в Баку грузовых локомотивов, производимых на заводе «Электровоз курастыру зауыты» (Казахстан) (75% – французская Alstom, российский «Трансмашхолдинг»  (ТМХ) – 25%).

«Ранее компанией было заявлено о перевозке  в 2019 году 40 грузовых локомотивов. И, опять же, по независящим от портовиков причин, было перевезено только 11 грузовых локомотивов», – сказал Талгат Оспанов. 

Как ране сообщалось, согласно контракту, подписанному в 2014 г. между Alstom и ЗАО «Азербайджанские железные дороги», будет построено 50 электровозов, в том числе 40 грузовых AZ8A (в Казахстане) и 10 пассажирских Prima M4 (AZ4A).

Как отметили в компании Alstom, производство этих локомотивов станет частью стратегии развития транзитных перевозок между регионами Каспийского и Черного морей, в частности между Россией и Ираном.

При этом ключевую роль в данном коридоре играет Азербайджан с линиями протяженностью 3000 км. Двухсекционный электровоз переменного тока AZ8A построен на основе локомотива KZ8A, который в настоящее время эксплуатируется на железных дорогах Казахстана. Он соответствует техническим требованиям железных дорог Азербайджана, а также стандартам Евразийского совета по стандартизации, метрологии и сертификации (ЕАСС). Электровоз имеет мощность 8,8 МВт и способен вести грузовые поезда массой 9000 т со скоростью 120 км/ч. Он рассчитан на работу при температуре окружающей среды от –25 до +50 °С.

Как сообщил заместитель гендиректора порта,  в 3 раза вырос пассажиропоток через порт Курык.

«Если за 2018 год пассажиропоток составил – 3 623 человек, то на 2019 год составил – 12 192 человек, этот показатель вырос более чем на три раза. Специалисты паромного комплекса связывают рост пассажиропотока с увеличением объема перевозок колесной техники. Напомню, что новый автомобильный паромный комплекс позволит обрабатывать дополнительно 2 миллиона тонн грузов ежегодно по новым экспортно-импортным маршрутам в направлении Кавказа, Турции и стран Южной Европы и обратно», – подчеркнул Талгат Оспанов.

Как стало известно, отправлять через порт Курык сжиженный газ планирует компания «Тенгизшевройл». Сегодня компания изучает возможность транскаспийских поставок сжиженного газа из Казахстана в Батуми через Азербайджан.  Объем поставок может составлять 2-3 тыс. тонн сжиженного газа в месяц.

По данным портовиков, если на постоянной основе будут осуществляться поставки сжиженного газа, нефтепродуктов, то в планах строительство в порту Курык  терминала наливных грузов. Терминал, предназначенный для перевалки нефти, нефтеналивных грузов и СУГ. Думая на опережение уже выделена территория в 26 гектаров. Здесь будет сооружено  два причала. Глубина у причалов составляет 7 метров. 

Проектная мощность терминала: нефть и нефтепродукты — 2,6 млн. тонн в год; сжиженный углеводородный газ (СУГ) — 300 тыс. тонн в год.

Как ранее сообщалось, компания Semurg Invest намерена к 2021 году построить данный терминал.

Кроме того в планах строительство универсального перегрузочного терминала, который будет предназначен для перевалки генеральных, насыпных и контейнерных грузов. Расположенный на территории в 32 гектара терминал будет состоять из трех причалов, глубина у которых составит 7 метров.

Проектная мощность терминала: генеральные и насыпные грузы – 1,65 млн. тонн в год; контейнеры – 150 тыс. TEU в год.

В порту Курык также планируется строительство производственного комплекса, который будет объединять в себе судоремонтный завод, производство металлоконструкций и кессонов.

Первая очередь предполагает создание судоремонтного завода. На данный момент все имеющиеся судоремонтные заводы в Казахстане ориентированы на суда до 600 тонн. Судоремонтный завод в Курыке нацелен восполнить недостаток производственных мощностей для ремонта средних и крупных судов. Вторая очередь предполагает создание судостроительного завода — первого в Казахстане.

Предполагается осуществление производства металлоконструкций в цехах производственного комплекса порта Курык для проектов нефтегазовой отрасли в Каспийском море.

Планируется наладить производство кессонов. Кессон — специальная конструкция для образования под водой или в водонасыщенном грунте рабочей камеры, свободной от воды, для обеспечения строительства инфраструктурных объектов поверх. В производственном комплексе порта Курык предполагается создание производства кессонов для нужд нефтегазовых проектов Каспийского моря.

Вышеназванные проекты войдут в состав  транспортно-логистического комплекса – терминал «Саржа», который планируется ввести в эксплуатацию в декабре 2025 года.

 В настоящее время ведется строительство подъездных железных дорог для частных терминалов, подключение к электроэнергии и создание базовой инфраструктуры.

Общая сумма инвестиций составляет 400 млн. долларов (или 154 млрд. тенге), из которых 180 млн. долларов будет направлено на строительство производственного комплекса: судоремонт, завод по производству металлоконструкций и нефтегазового оборудования, производство кессонов (водонепроницаемые камеры, применяемые для производства подводных строительных работ), завод по производству металлоконструкций и нефтегазового оборудования, морской перегрузочный комплекс для наливных, зерновых и навальных грузов.

Кроме того, в состав терминала войдут склад нефтепродуктов и сжиженных углеводородных газов, база поддержки морских нефтяных операций и терминал для грузов. Согласно информации, также подготовят площадку для предприятий субъектов малого и среднего бизнеса.

Еще 220 млн. долларов предназначено для строительства логистических объектов – универсального, наливного, специально-насыпного комплексов, транспортно-логистического центра и сопутствующих объектов инфраструктуры.

Стоит отметить, что 30% это собственные средства компании, а 70% – средства финансовых институтов. Компания-инициатор проекта рассчитывает дополнительно привлечь к строительству транспортно-логистического комплекса инвесторов и партнеров из Азербайджана, Турции, Ирана и Китая.

Как отмечают в компании, реализация проекта позволит увеличить экспортный потенциал Казахстана за счет увеличения мощности перевалки, даст возможность транспортировать те грузы, которые раньше не переваливались, например, минеральные удобрения из Узбекистана, нефтепродукты из близлежащих государств.

Производственные мощности терминала позволят обрабатывать 1250 тыс. тонн генеральных грузов и контейнеров, терминал нефтепродуктов – 1 500 тыс. тонн, зона судоремонта и производство кессонов – 635 тыс. тонн, база трубного производства – 505 тыс. тонн.

Согласно разработанному плану, ТЛЦ займет территорию в 18 га. На этом пространстве будут располагаться закрытые складские помещения, накопительная стоянка для грузовых автомобилей, СВХ, контейнерные площадки, специализированные площадки хранения, административно-бытовой корпус, погрузочно-разгрузочные площадки и сопутствующая инфраструктура.

Первая очередь: малый накопитель грузовых автомобилей на 30 мест, открытые площадки хранения, сопутствующая инфраструктура, позволяющая осуществлять таможенно-брокерскую и страховую деятельность.

Вторая очередь: склад сухого хранения, административно-бытовой комплекс, авторемонтный цех с гаражом и АЗС, климатический склад, железнодорожная ветка с погрузочно-разгрузочной площадкой, накопитель грузовых автомобилей на 179 мест.

После принятия сквозных тарифов они будут действовать на территории всех государств, которые задействованы на маршруте. Это Грузия, Азербайджан, Казахстан.

В 2018 г. была окончена первая очередь строительства транспортно-логистического центра и введен в эксплуатацию склад временного хранения.

До 2025-го года планируется окончить строительство универсального перегрузочного терминала, контейнерной площадки, терминалов и береговой базы по поддержке морских операций.

Порт Курык расположен в 100 км южнее порта Актау. Строительство порта началось в апреле 2015 года. Объекты первого пускового комплекса порта – железнодорожного паромного терминала – введены в эксплуатацию 6 декабря 2016 года. Строительство автомобильного паромного терминала завершено в декабре 2017 года.

Общая стоимость паромного комплекса составила 32 млрд. тенге (около 6.5 млрд рублей).

Наталья БУТЫРИНА,

Актау

25 февраля, 2020

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *

Этот сайт использует Akismet для борьбы со спамом. Узнайте как обрабатываются ваши данные комментариев.

ИСТОРИЧЕСКИЕ ХРОНИКИ
ЗАРУБЕЖНЫЕ СМИ О КАСПИИ
Фото дня
Мы на Facebook
Facebook Pagelike Widget
Яндекс.Метрика
Перейти к верхней панели