Афганская весна по-американски: Война, логистика и интересы в Центральной Азии
Повестка дня

Афганская весна по-американски: Война, логистика и интересы в Центральной Азии

Доставка грузов в Афганистан – это лишь верхушка айсберга причин, по которым США может быть интересен транзит через страны Южного Кавказа и Центральной Азии. США подчёркивают свои интересы в нефтегазовом секторе Казахстана. Американцы пытаются создать условия для сокращения влияния России на постсоветском пространстве – об этом в статье Георгия Кухалейшвили — политолога-международника, автора статей о внутренней и внешней политике Украины, о проблемах и тенденциях современных международных отношений, опубликованной на 112.ua:

Наступила весна, а это значит, что скоро в Афганистане начнётся новая совместная военная операция вооружённых сил США и Афганской национальной армии против исламистского движения «Талибан». Ситуация в стране продолжает оставаться напряжённой. Деятельность талибов распространяется на 40-45% территории Афганистана. Они полностью контролируют 14 районов страны. В 2017 г. талибы организовали 1208 терактов в городах Афганистана и Пакистана, жертвами которых стали 7891 чел. В январе глава Центрального командования вооружённых сил США генерал Джозеф Вотел призвал афганских военных к более агрессивным действиям против талибов и предложил начать совместное наступление на их позиции этой весной. Одной из целей военной операции является уничтожение их материальной и ресурсной базы, чтобы лишить террористов источника дохода.

Афганская стратегия президента США Дональда Трампа предусматривает расширение наступательных действий американской армии против исламских экстремистов. В прошлом году США увеличили военное присутствие в Афганистане с 8,5 тыс. до 14. Планировалось перевести до 5 тыс. американских военных инструкторов из Ирака в Афганистан. Американцы собираются перебросить в Афганистан различное военное оборудование – беспилотники, вертолёты, бронетехнику и артиллерию. Возникает потребность в увеличении грузоперевозок для нужд растущего американского контингента в Афганистане. В СМИ стали появляться публикации о проблемах, связанных с логистикой, которые могут возникнуть из-за ухудшения отношений США и Пакистана, по чьей территории проходит маршрут доставки грузов в Афганистан. Российский журналист Андрей Серенко допускает возобновление поставок по так называемому маршруту «Северной сети» через страны Центральной Азии, который использовался американцами в 2009-2015 гг. Как сообщает DeutscheWelle, вероятно возрождение военных баз США в Киргизии и Узбекистане.

Проблемный Пакистан: убежище для террористов и не только

Основным маршрутом доставки американских грузов в Афганистан служит территория Пакистана. Инженерно-техническое оборудование, запчасти, продовольствие, бытовая продукция, прибывают в морских контейнерах в пакистанский порт Карачи. Оружие и амуниция доставляются в Афганистан исключительно авиатранспортом. В Карачи контейнеры и топливо перегружаются на фуры местных дальнобойщиков, которые следуют через территорию Пакистана в афганский город Кветта через регион Белуджистан и города Кандагар, Баграм и Кабул, через пакистанский город Пешавар. Этот маршрут составляет 2 тыс. км и в нём задействованы 2,5-4 тыс.единиц автотранспорта. До 2009 г. через территорию Пакистана в Афганистан доставлялось 90% грузов для американских военных.

В последние годы американо-пакистанские отношения начали ухудшаться. США обвиняют своего давнего военно-политического союзника в пособничестве террористам. На территории Пакистана присутствуют террористические организации «Аль-Каида», «Сеть Хаккани» и ячейки «Талибана», которые используют территорию страны как плацдарм для провокаций против американских военных в соседнем Афганистане. Трамп отменил предоставление Исламабаду 255 млн долл. в качестве военной помощи и подчеркнул, что США напрасно выделили Пакистану 33 млрд долл. в течении последних 15 лет. В июне прошлого года конгрессмены Тед По (республиканец) и Рик Нолан (демократ) разработали законопроект о лишении Пакистана статуса основного союзника США вне НАТО, поскольку страна неэффективно борется с терроризмом. Данный статус позволяет странам участвовать совместно с США в исследованиях военного характера, космических проектах, получать ограниченные виды вооружений. Тед По также предложил объявить Пакистан спонсором международного терроризма.

По информации Института Брукингса, Пакистан предоставляет талибам и «Сети Хаккани» разведданные, оружие и убежище. Пакистанские власти заигрывают с исламскими экстремистами для сдерживания распространения влияния Индии в Афганистане. Американские аналитики уверены, что пакистанским властям выгоднее, чтобы Афганистан контролировали талибы, а не светские политики, которые налаживают отношения с Индией. Премьер-министр Индии Нарендра Моди и президент Афганистана Ашраф Гани выражаютзаинтересованность активизировать отношения в оборонной и экономической сфере. За всю историю независимости Индия и Пакистан неоднократно находились в состоянии войны. У стран есть неурегулированные территориальные споры, в том числе вокруг принадлежности штата Кашмир. Высшее руководство Пакистана жертвует интересами своих американских союзников, чтобы предотвратить формирование альянса Индии и Афганистана.

В то же время, премьер-министр Пакистана Шахид Аббаси отрицает обвинения США в поддержке терроризма и подчёркивает, что пакистанской армии удалось восстановить контроль над приграничными районами с Афганистаном, которые ранее контролировали экстремисты. Для повышения эффективности борьбы с талибами США заинтересованы самостоятельно уничтожать их в Пакистане, осуществляя рейды и применяя ударные беспилотники без согласования с местными властями. В мае 2011 г. американский спецназ ликвидировал лидера «Аль-Каиды» и организатора терактов 11 сентября 2001 г. Усаму бен Ладена в пакистанском городе Абботтабад. Исламабад не одобряет самоуправство США на своей территории и использует логистическую зависимость американцев как средство давления. В 2011-2012 гг. Пакистан закрыл на 8 месяцев транзит для американских грузов в Афганистан в ответ на гибель 24 пакистанских военных вследствие авиаудара США в приграничных районах. Это одна из причин, почему американцам придётся выстраивать альтернативные логистические цепочки в Афганистан.

Негативным моментом является недобросовестное отношение властей Пакистана к транзиту спецгрузов в Афганистан и процветающее воровство. Из-за того, что пакистанские власти запрещают американским военным организовать охрану конвоев из порта Карачи, США несут убытки. Талибы давно нападают на пакистанские фуры возле границы с Афганистаном. В декабре 2008 г. талибы уничтожили 160 грузовиков возле Пешавара в ходе одной атаки. В 2009 г. были уничтожены 450 грузовиков и убиты 130 пакистанских водителей. Американские контейнеры с ценными грузами нередко становятся объектом кражи со стороны самих пакистанцев. В 2013 г. посольство США в Пакистане сообщило о том, что в разные годы в порту Карачи были украдены 19 тыс. контейнеров с грузами для американских военных и их союзников в Афганистане. В 2015 г. 4 тыс. контейнеров с генераторами и другими спецгрузами были обнаружены на складе в пакистанском городе Маурипур. В том же году 11 пакистанских водителей арестовали за то, что они не довезли в Афганистан 21 контейнер.

«Северная сеть»: непростая альтернатива Пакистану

В прошлом году бывший спецпредставитель США в Афганистане и Пакистане, ассоциированный директор нью-йоркского Центра международной кооперации Барнетт Рубин допустил возможность использования в качестве альтернативы Пакистану транспортный коридор «Лапис Лазули», который соединяет северные районы Афганистана с Туркменистаном, Азербайджаном (благодаря паромным переправам через Каспийское море) и даёт возможность выхода к черноморским портам Грузии. Этот маршрут более известен как южная ветка маршрута «Северная сеть». Этот маршрут использовался американскими военными в 2009-2015 гг. как дополнение к транзиту через территорию Пакистана. Американские грузы доставлялись в грузинский порт Поти. Затем их перевозили через территорию Грузии и Азербайджана в каспийский порт Баку. Оттуда на паромах американские грузы переправлялась в порт Туркменбаши и затем следовали через территорию Туркменистана и Узбекистана на север Афганистана. Также существовала северная ветка, которая шла из латвийского порта Рига через территорию России, Казахстана, Узбекистана. «Северная сеть» утратила своё значение в 2015 г., когда российские власти запретили американцам осуществлять транзит своих грузов в Афганистан через территорию РФ, в ответ на антироссийские санкции.

Транспортировка грузов по маршруту «Северной сети» обходилась на треть дороже, чем транзитом через Пакистан, но дешевле, чем авиаперевозки (14 тыс. долл. за тонну). В 2011 г. перевозка одного 20-футового контейнера грузоподъёмностью 24 т по «Северной сети» стоила 20 тыс. долл. В 2011 г. через территорию Пакистана было перевезено 35 тыс. контейнеров для нужд НАТО, а по двум веткам «Северной сети» – 27 тыс. контейнеров. Южная ветка позволяет перевозить треть грузов, которые идут по маршруту «Северной сети». В тоже время, нужно учитывать, что в 2011 г. вооружённый контингент США и их партнёров по НАТО в Афганистане составлял 130 тыс. чел., что не сопоставимо с нынешним количеством американских военных (14 тыс. чел.). Возможно, на сей раз потребуется везти меньше грузов, чем в 2011 г. Южная ветка «Северной сети» не станет заменой маршруту через территорию Пакистана, но позволит перевозить часть грузов.

Маршруты поставок НАТО в Афганистан до 2015 года

Коммерсантъ

Американцам не избежать определённых рисков. Доставка грузов по «Северной сети» и далее через северные районы Афганистана небезопасна. Маршрут проходит через центральную часть страны и через перевал Саланг, где существует угроза атак на конвои. Доставка грузов через провинцию Герат опасна тем, что там сильны позиции талибов. Основной железнодорожный узел между Узбекистаном и Афганистаном контролирует бывший губернатор провинции Балх Атта Мухаммад Нур, который находится в конфликте с центральной властью. Чтобы перевезти свои контейнеры, американским военным придётся договариваться лично с ним.

Интересы США в Центральной Азии

Доставка грузов в Афганистан через страны Центральной Азии может быть использована США как повод закрепиться в интересном с экономической точки зрения регионе. В 2000-х гг. под предлогом необходимости авиаперевозки спецгрузов в Афганистан, в Киргизии и Узбекистане были созданы военные объекты. В 2001-2009 гг. в киргизском аэропорту Манас существовала авиабаза, а с 2009 по 2014 гг. – центр транзитных перевозок ВВС США. В 2001-2005 гг. в узбекском аэропорту Ханабад функционировала американская авиабаза. Обычно США реализуют проекты военно-политического значения в регионах, где у них есть экономические интересы. У американцев есть несколько военных объектов в странах Персидского залива, откуда США импортируют нефть. Американские военные присутствуют в Румынии в населённом пункте Девеселу, где находится система ПРО США. На черноморском шельфе Румынии американская компания ExxonMobil планирует добывать природный газ.

Возрождая интерес к «Северной сети», США подчёркивают свои интересы в нефтегазовом секторе Казахстана. В 2017-2022 гг. американская компания Chevron, которая владеет 50% акций в казахстанском нефтяном месторождении Тензиз, намерена инвестировать 36-37 млрд долл., чтобы увеличить ежегодную добычу нефти до с 27 млн т до 36 млн т. Недаром США демонстрируют свою заинтересованность к участию Казахстана в транзите американских грузов в Афганистан. В ходе визита президента Казахстана Нурсултана Назарбаева в США в январе он выразил вместе со своим американским коллегой Дональдом Трампом намерение заключить соглашения о логистических маршрутах в поддержку региональной безопасности. Тогда же в парламенте Казахстана рассматривался законопроект о ратификации протокола о железнодорожном транзите специальных грузов через территорию Казахстана в связи с участием США в стабилизации и восстановлении Афганистана. Специальные грузы планируется доставлять в казахстанские порты Актау и Курык на Каспийском море. США хотят ослабить российское влияние в Казахстане, который является участником интеграционных образований Таможенный союз, Организации договора коллективной безопасности, где Россия играет ведущую роль.

Дональд Трамп и Нарсултан Назарбаев

Reuters

Реанимируя южную ветку «Северной сети», США рассчитывают ослабить влияние Китая в Центральной Азии и на Южном Кавказе. Южная ветка «Северной сети» частично совпадает с морским маршрутом транспортного коридора «Новый Шёлковый путь», на развитие которого делает ставку Китай. Морской маршрут «Нового Шёлкового пути» («зелёный маршрут») идёт из Китая через Казахстан, Каспийское море, Азербайджан, Грузию, Чёрное море, с дальнейшим выходом в Польшу, Белоруссию и порты стран Балтии. Первый поезд из 10 платформ, гружённый 20-футовыми контейнерами, прибыл по данному маршруту в Китай в конце января 2017 г. В рамках «Нового Шёлкового пути» используются различные железнодорожные цепочки, которые проходят по европейской части России, по территории Казахстана, Украины, Белоруссии, стран Балтии. Для поставок грузов железнодорожным транспортом в Европу, Китай пользуется транзитом через Казахстан, который выполняет функцию транспортной развязки «Нового Шёлкового пути». В 2014 году товарооборот между КНР и странами-участницами сухопутного маршрута «Нового Шёлкового пути» достиг 1,12 триллиона долларов (26% внешнеторгового оборота Китая). По состоянию на июнь 2016 г. по транспортному коридору «Новый Шёлковый путь» в Европу прибыл 1881 железнодорожный состав.

Новая «Анаконда»

Выстраивание собственных логистических цепочек в Центральной Азии имеет геополитическое значение для США, которые пытаются создать условия для сокращения влияния России на постсоветском пространстве. США создают повод для активизации сотрудничества с государствами-участницами южной ветки «Северной сети», политические элиты которых в большей (Казахстан) или меньшей степени (Грузия и Азербайджан) ориентированы на сближение с Россией. Параллельно, американцы укрепляют военное присутствие в странах Балтии в рамках операции «Атлантическая решимость». Всё это напоминает план «Анаконда», который разработал американский генерал Уинфилд Скотт в годы гражданской войны (1861-1865 гг.). Изначально план предполагал осуществление экономического давления на мятежную Конфедерацию путём блокады портов южных штатов и коммуникаций на реке Миссисипи. В годы «холодной войны» американские политики взяли этот план на вооружение и создали сеть военно-политических альянсов с государствами различных регионов, которые располагались вблизи СССР и соцлагеря: НАТО в Европе, СЕАТО в Юго-Восточной Азии, Багдадский пакт на Ближнем Востоке. Сейчас у плана «Анаконда» новое значение – усиление американского влияния в странах Восточной Европы, Центральной Азии и Южного Кавказа для политического давления на Россию.

Усиление влияния США на постсоветском пространстве вписывается в позицию Конгресса США касательно ужесточения давления на Россию. Прошло достаточно времени, чтобы команда Трампа убедилась в бесперспективности найти общий язык с Кремлём. В феврале пресс-секретарь Белого дома Сара Сандерс заявила о том, что вмешательство России в президентские выборы в США в 2016 г. очевидно, и Трамп этого не отрицает. США намерены продолжать политику антироссийских санкций. Недавно министр финансов Стив Мнучин сообщил о том, что США через 30 дней подготовят новые ограничительные меры против России. По мнению главы Стратегического командования, генерала Джона Хайтена, Россия представляет самую значительную угрозу для США. Вашингтон выдавливает влияние Москвы из Южного Кавказа, Восточной Европы и Центральной Азии в ответ на нежелание российского руководства прекратить агрессию в Украине, поддержку президента Башара Асада в Сирии и разработку новых баллистических ракет с ядерными боеголовками. Доставка грузов в Афганистан – это лишь верхушка айсберга причин, по которым США может быть интересен транзит через страны Южного Кавказа и Центральной Азии.

6 марта, 2018

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *

Этот сайт использует Akismet для борьбы со спамом. Узнайте, как обрабатываются ваши данные комментариев.

ИСТОРИЧЕСКИЕ ХРОНИКИ
ЗАРУБЕЖНЫЕ СМИ О КАСПИИ
Фото дня
Наши партнеры
Яндекс.Метрика
Перейти к верхней панели