АСЕАН служит идеальной моделью для центральноазиатской региональной организации
Геополитика и геоэкономика

АСЕАН служит идеальной моделью для центральноазиатской региональной организации

Захват талибами Афганистана и последовавший за этим хаос подчеркивают важность формирования консолидированного регионального блока в Центральной Азии для решения многосторонних проблем. Такое мнение выразил эксперт американского мозгового центра «Caspian Policy Center» (Каспийский политический центр) Данте Шульц.

«Каждая из пяти центральноазиатских республик сформулировала свою собственную уникальную политику в отношении талибов. Разрозненная реакция или ее отсутствие со стороны Центральной Азии не помешали Талибану (запрещено на территории РФ) получить контроль над ключевыми пунктами пересечения границы», — отмечает американский эксперт.

В этой связи он пишет, что страны по всему миру создали региональные организации для упрощения процесса принятия решений и решения сложных вопросов. В качестве примера им приводится Африканский союз, который  коллективно отстранил Мали от своих рядов в качестве выговора за второй переворот за девять месяцев, Лигу арабских государств, которая пообещала выделить 100 миллионов долларов на финансирование Палестинской администрации, а также Организацию американских государств, организовавшую форум по справедливому распределению вакцин против COVID-19 среди стран-участниц. Однако наиболее применимым к условиям Центральной Азии, на взгляд Данте Шульца, является союз, образованный в Юго-Восточной Азии.

«В Ассоциацию государств Юго-Восточной Азии (АСЕАН) входят Бруней, Камбоджа, Индонезия, Лаос, Малайзия, Мьянма, Филиппины, Сингапур, Таиланд и Вьетнам. С момента своего основания в 1967 году перед организацией была поставлена ​​задача решить множество проблем, многие из которых отражают те, что решаются в Центральной Азии. Например, государства-члены АСЕАН имеют обширный опыт борьбы с терроризмом  и агрессивными  религиозными экстремистскими группами, что становится все более актуальной проблемой в Центральной Азии из-за возрождения Талибана и  агрессивных центральноазиатских экстремистских группировок  на ее границах», — отмечает эксперт.

По его оценке, оба региона страдают от доморощенных террористических организаций, стремящихся дестабилизировать законные правительства. Крупнейшая террористическая организация в Юго-Восточной Азии,  Jemaah Islamiyah  (JI), способствует созданию исламского халифата, охватывающего Индонезию, Малайзию, Бруней, Сингапур, юг Филиппин и юг Таиланда. Группа прибегала к террористическим актам против мирных жителей, чтобы продвигать свою повестку дня. Точно так же  Исламское движение Узбекистана (ИДУ, запрещено на территории РФ) было сформировано для свержения правительства бывшего президента Узбекистана Ислама Каримова в Ташкенте в пользу создания в стране исламского халифата. Более того, страны Центральной Азии работали над дерадикализацией и часть их населения репатриировалась из Исламского государства.

Данте Шульц считает, что АСЕАН предоставила Юго-Восточной Азии платформу для более эффективного искоренения религиозного экстремизма путем создания  программ дерадикализации, углубления сотрудничества между  правоохранительными органами страны и создания механизмов для наказания тех, кто поддерживает религиозные экстремистские группы. Государства-члены единогласно согласились с этими решениями. Механизм принятия решений АСЕАН на основе консенсуса, в отличие от сужающейся конфедерации, также оказался бы плодотворным в Центральной Азии, поскольку он позволил бы пяти центральноазиатским правительствам работать вместе, не привязывая их к более высокой власти.

Кроме того, эксперт Каспийского политического центра отмечает, что и Центральная, и Юго-Восточная Азия были вынуждены уравновесить интересы более крупных держав. Китайская инициатива «Один пояс, один путь» (BRI) способствовала увеличению внешнего долга Кыргызстана и Таджикистана через  Экспортно-импортный банк Китая  (Eximbank), который контролирует 43,4 процента долга Кыргызстана и 36,6 процента долга Таджикистана. Точно так же примерно половина общего государственного долга Лаоса приходится на Китай. Небольшие страны в обоих регионах изо всех сил пытались сбалансировать прибыльные инвестиционные сделки Китая, такие как строительство  железной дороги Китай-Лаос и инфраструктурные проекты, пересекая горы Кыргызстана, сохраняя при этом свою финансовую независимость. Несмотря на обширное влияние Китая в Юго-Восточной Азии из-за его большого инвестиционного портфеля, АСЕАН заняла согласованную позицию против предполагаемого  посягательства Китая  на их суверенную территорию в Южно-Китайском море. АСЕАН предоставила небольшим странам Юго-Восточной Азии платформу для защиты своего экономического и политического суверенитета от более крупных игроков, таких как Китай. Создание подобной платформы в Центральной Азии могло бы послужить плацдармом для совместных региональных усилий по противовесу их надвигающимся соседям, считает Данте Шульц.

В заключение своей статьи автор акцентирует внимание на том, что хотя сегодня Европейский Союз является золотым стандартом регионального союза, но сужающаяся конфедерация Европейского Союза, которая связывает государства-члены с решениями организации, даже если государство-член не соглашается, не будет работать в Центральной Азии. Центральноазиатские республики по-прежнему скептически относятся к присоединению к такой региональной организации, чтобы не потерять свою автономию.

«Однако модель АСЕАН — лучшая модель для Центральной Азии. Его децентрализованная система, основанная на консенсусе между государствами-членами, позволяет проявлять значительную гибкость в разрешении внутренних и внешних конфликтов при сохранении суверенитета каждого государства. В любом случае создание региональной организации в Центральной Азии должно быть главным приоритетом для пяти центральноазиатских республик. Действительно, во время их саммитов в 2018, 2019 и совсем недавно в августе этого года эта проблема была на повестке дня. Страны Центральной Азии создали исследовательские группы, чтобы рассматривать АСЕАН, а также Северный совет как модели, и рассматривают планы по созданию постоянного секретариата именно для такого регионального блока в Центральной Азии», — резюмирует автор статьи.

Напомним, что зарубежные эксперты уже не в первый раз предлагают Центральной Азии использовать различные интеграционные модели для их внедрения в практику международных отношений в регионе:

Владислав Кондратьев

1 сентября, 2021

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован.

Этот сайт использует Akismet для борьбы со спамом. Узнайте, как обрабатываются ваши данные комментариев.

ИСТОРИЧЕСКИЕ ХРОНИКИ
ЗАРУБЕЖНЫЕ СМИ О КАСПИИ
Фото дня
Мы на Facebook
Facebook Pagelike Widget
Яндекс.Метрика
Перейти к верхней панели