Азербайджан и Армения: региональный конфликт с глобальными последствиями
Безопасность и милитаризация, Зарубежные материалы по Каспию

Азербайджан и Армения: региональный конфликт с глобальными последствиями

Известный американский политолог, директор Центра внешней политики Дугласа и Сары Эллисон в Фонде Наследия (The Heritage Foundation) Люк Коффи (@LukeDCoffey) опубликовал, статью посвящённую событиям сентября-октября 2020 года в Нагорном Карабахе под названием «Азербайджан и Армения: региональный конфликт с глобальными последствиями» (Azerbaijan and Armenia: A Regional Conflict with Global Implications).

Люк Коффи

Несмотря на то, что статья вышла в свет до достигнутого мирного соглашения между Азербайджаном и Арменией при посредничестве России, она представляет несомненный интерес, так как позволяет ознакомиться со взглядом американского научного сообщества на проблемы безопасности  Южного Кавказа.

Во вступлении Люк Коффи отмечает, что боевые действия между азербайджанскими и армянскими вооруженными силами и поддерживаемыми Арменией ополченцами в Нагорном Карабахе могут еще больше дестабилизировать и без того нестабильный регион. По его убеждению это не просто локальный конфликт вдали от Вашингтона и если США намерены следовать указаниям, изложенным в их Стратегии национальной безопасности от 2017 года, текущие боевые действия на Южном Кавказе нельзя игнорировать. США должны внимательно следить за ситуацией, следить за пагубным влиянием (выделено редакцией) России и Ирана в регионе, искать гарантии того, что международные торговые и транзитные маршруты, проходящие через Азербайджан, останутся в безопасности, и призвать к урегулированию путем переговоров, уважающему территориальную целостность всех стран региона, основываясь на существующих Мадридских принципах.

Далее следует перевод статьи американского эксперта, выполненный редакцией портала «Каспийский вестник»:

28 сентября 2020 года на линии фронта многолетнего нагорнокарабахского конфликта между Азербайджаном и Арменией начались серьезные бои. Бои идут по всей линии фронта. 1 октября США вместе с Россией и Францией как три сопредседателя Минской группы выступили с совместным заявлением о прекращении боевых действий и возобновлении переговоров. Однако ни одна из сторон, ни тем более Азербайджан, который, кажется, сейчас берет верх, не проявили желания вернуться за стол переговоров.

Боевые действия между азербайджанскими и армянскими вооруженными силами и поддерживаемыми Арменией ополченцами в нагорно-карабахском регионе Азербайджана могут еще больше дестабилизировать и без того нестабильный регион — это не просто локальный конфликт вдали от Вашингтона. Оккупация Арменией части Азербайджана ничем не отличается от незаконной оккупации Россией Крыма на Украине или оккупации ею Цхинвальского региона (Южная Осетия) и Абхазии в Грузии.

Если США намерены следовать указаниям, изложенным в их Стратегии национальной безопасности от 2017 года, с упором на соперничество между великими державами, нынешние боевые действия на Южном Кавказе нельзя игнорировать. США должны внимательно следить за ситуацией, следить за пагубным влиянием России и Ирана в регионе, искать гарантии того, что международные торговые и транзитные маршруты, проходящие через Азербайджан, остались безопасными, и призвать к урегулированию путем переговоров, уважающему территориальную целостность всех стран региона, основываясь на существующих Мадридских принципах.

Кровавая война

Конфликт начался в 1988 году после того, как местное собрание Карабахской автономной области Азербайджанской Советской Социалистической Республики (ССР) проголосовало за присоединение к Армянской ССР. В 1991 году в том же регионе был проведен референдум о том, объединяться с Арменией или нет. Во время референдума азербайджанское меньшинство, проживающее в Карабахской автономной области, бойкотировало голосование. Как голосование в местном собрании в 1988 году, так и референдум в 1991 году правительство в Баку в то время считало незаконным. В конечном итоге это привело к кровопролитной войне между Арменией и поддерживаемыми Арменией сепаратистами и Азербайджаном, в результате которой 30 000 человек погибли, а многие сотни тысяч стали вынужденными переселенцами.

После распада Советского Союза в конце 1991 года новые независимые страны — Армения, Азербайджан, Беларусь, Казахстан, Кыргызстан, Молдова, Россия, Таджикистан, Туркменистан, Украина и Узбекистан — согласовали и подписали Алма-Атинские протоколы, в которых говорилось, что страны обязуются «признавать и уважать территориальную целостность друг друга и нерушимость существующих границ». Это включало в себя и Карабахский регион Азербайджанской ССР, оставшийся в составе вновь созданной Азербайджанской Республики.

К 1992 году армянские силы и поддерживаемые Арменией ополчения оккупировали Нагорно-Карабахский регион и территории Агдамского, Физулинского, Джебраильского, Кельбаджарского, Лачинского, Кубатлинского и Зангеланского районов Азербайджана. На этой оккупированной территории армянские сепаратисты объявили так называемую Республику Арцах. «Арцах» — вымышленная страна и не признана ни одной страной мира, даже Арменией.

В течение 1992 и 1993 годов Совет Безопасности ООН принял четыре резолюции по войне в Нагорном Карабахе. В каждой резолюции подтверждалсь территориальная целостность Азербайджана, включая Нагорный Карабах и семь прилегающих к нему районов, а также содержался призыв к выводу всех оккупационных сил с территории Азербайджана. Соглашение о прекращении огня было подписано всеми сторонами в 1994 году.

Минская группа была создана Организацией по безопасности и сотрудничеству в Европе (ОБСЕ) на саммите в Будапеште в 1994 году. ОБСЕ состоит из 12 членов, постоянными сопредседателями которых являются Франция, Россия и США. Минской группе было поручено обеспечить прочный мир в войне, но на протяжении многих лет ей было трудно найти основу для переговоров, на которую могли бы согласиться все стороны.

Наконец, в 2007 году сопредседатели опубликовали так называемые Основные принципы, более известные как Мадридские принципы, которые все стороны первоначально согласились использовать в качестве формулы для переговоров. Мадридские принципы призывали к поэтапному подходу и набору мер укрепления доверия между обеими сторонами. Это включало:

Вывод армянских войск с азербайджанских территорий, окружающих Нагорный Карабах;

Переселение беженцев, насильственно изгнанных из домов в 1990-е годы; а также

Установление транспортных и коммуникационных связей между Арменией и Нагорным Карабахом.

Согласно Мадридским принципам, окончательный статус Нагорного Карабаха будет определен в будущем после того, как будут предприняты вышеупомянутые шаги.

Даже при наличии согласованных рамок для переговоров значимого прогресса достигнуто не было. Кроме того, с момента прихода к власти после так называемой бархатной революции в 2018 году, премьер-министр Армении Никол Пашинян поставил под сомнение текущий статус и поддержку Арменией Мадридских принципов.

Незамороженный конфликт

Благодаря неожиданным экономическим ударам из-за обилия нефти и природного газа, Азербайджан в последние годы сильно вооружился. На 2020 год его бюджет на оборону и безопасность составляет примерно 2,27 миллиарда долларов. Это составляет более половины всего государственного бюджета Армении на 2020 год, составляющего почти 4 миллиарда долларов.

После нескольких лет незначительных стычек в течение четырех дней в апреле 2016 года между Азербайджаном и Арменией вспыхнули ожесточенные бои, в результате которых с каждой стороны погибло по 200 человек. За это время азербайджанские войска освободили более восьми квадратных миль территории.  В начале лета 2018 года азербайджанские силы успешно начали операцию по повторному захвату территории вокруг Гюннют, небольшой деревни, стратегически расположенной в горном районе Нахчыванской Автономной Республики Азербайджана. До нынешнего раунда боевых действий инциденты 2016 и 2018 годов были единственными изменениями на территории с 1994 года.

12 июля 2020 года азербайджанское село в Товузском районе, расположенное на границе с Арменией, подверглось артиллерийскому обстрелу. Этот конкретный инцидент привел к гибели четырех азербайджанских солдат. В последующие дни в результате ряда стычек между азербайджанскими и армянскими силами были убиты десятки мирных жителей и солдат с каждой стороны.

В результате нынешних боевых действий с обеих сторон уже погибли сотни людей, в том числе многие мирные жители. В Армении объявлено военное положение и полная военная мобилизация. В Азербайджане также объявлено военное положение и проведена частичная мобилизация.

Сообщалось о боевых действиях на всем протяжении линии фронта, но в основном операции Азербайджана сосредоточены в Физули и Джебраиле на юге и в Мадагизе на севере. Территория перешла к другому владельцу, но точные детали на момент написания остаются скудными.

Гражданские населенные пункты были поражены боеприпасами дальнего действия с обеих сторон. Азербайджанские войска обстреляли ракетами и артиллерией цели в крупнейшем городе Нагорного Карабаха Степанакерте / Ханкенди. Армянские силы нанесли удары по нескольким городам Азербайджана, находящимся за пределами зоны боевых действий в Нагорном Карабахе, включая Гянджу и Мингячевир. Гянджа — второй по величине город Азербайджана и ключевой транспортный узел. В Мингячевире находится самая большая плотина гидроэлектростанции на Южном Кавказе.

Обе стороны обвиняют друг друга в начале текущего раунда боевых действий. Определить, кто «выстрелил первым», возможно, никогда не получится, и после почти трех десятилетий оккупации это не очень и важно. Однако, вероятно, есть три причины, по которым Азербайджан решил начать военную операцию по восстановлению своей территориальной целостности.

Как известно, главным фактором, не позволяющим Азербайджану предпринять действия в ближайшее время, была угроза прямого военного вмешательства России. В Азербайджане, вероятно, подсчитали, что Россия настолько отвлечена другими вопросами (такими как глобальная пандемия, а также Беларусь, Ливия, Сирия и Украина), что не станет военным вмешиваться на стороне Армении, если разразятся крупные боевые действия.

Такой масштаб боевых действий, невиданный в Нагорном Карабахе с начала 1990-х годов, вероятно, является последним призывом Азербайджана о помощи к международному сообществу, которое почти отказалось от попыток разрешить конфликт спустя почти 30 лет. Если бы Баку хотел привлечь внимание мировой общественности к ситуации, он не мог выбрать лучшего пути.

За последние 12 месяцев произошел ряд событий, сигнализирующих о том, что Армения менее заинтересована в урегулировании путем переговоров, а именно: оспаривание Пашиняном Мадридских принципов; недавнее объявление о переносе так называемого парламента Республики Арцах в Шушу — город, имеющий большое историческое и культурное значение для Азербайджана; выступление министра обороны Армении в Нью-Йорке в 2019 году, когда он сказал, что его страна должна быть готова к «новой войне за новые территории»; о решении Армении построить третью крупную дорогу, соединяющую ее с Нагорным Карабахом; и переселение Арменией тысяч армянских беженцев из Сирии в Нагорный Карабах.

Борьба с дезинформацией.

Что касается текущего раунда боевых действий, было распространено множество «фейковых новостей» и дезинформации. Поэтому важно помнить несколько фактов:

Пока что нынешние боевые действия не ведутся внутри Армении. Все боевые действия происходят на территории, которую США и международное сообщество считают де-юре частью Азербайджана.

Хотя Армения — христианская страна, а Азербайджан — страна с мусульманским большинством (хотя и светская), в этом конфликте нет значимого религиозного измерения.

Что касается нагорно-карабахского конфликта, то Россия и Иран поддержали или, по крайней мере, сочувствовали позиции Армении. Турция и Израиль поддержали или, по крайней мере, сочувствовали позиции Азербайджана.

В последние дни в социальных сетях появились свидетельства того, что Россия перевозит оборудование через Иран на юг Армении. Интересно, что также поступали сообщения о том, что этнические азербайджанцы, проживающие на севере Ирана, нападали на эти конвои. Турция предоставила Азербайджану эффективные и испытанные в боях беспилотные летательные аппараты (БПЛА). Что еще более важно для Баку, Турция одобрила военные операции Азербайджана в Нагорном Карабахе.

В рамках стратегического партнерства между Азербайджаном и Израилем израильтяне также продали азербайджанцам очень боеспособные БПЛА, которые оказались невероятно эффективными в нынешних боевых действиях. Фактически, с тех пор Армения отозвала своего посла в Израиле по этому поводу. Хотя Азербайджан является страной с мусульманским большинством, это светское общество, имеющее очень тесные отношения с Израилем. Азербайджанский город Гырмызы Касаба считается единственным еврейским городом в мире за пределами Израиля. Азербайджан также поставляет Израилю 40 процентов своей нефти. В 2016 году Биньямин Нетаньяху посетил Азербайджан в знак того, насколько близки двусторонние отношения между двумя странами.

Россия и Иран

По историческим, экономическим, географическим и культурным причинам Армения поддерживает тесные отношения как с Россией, так и с Ираном.

Россия сохраняет значительное военное присутствие в Армении на основе соглашения, которое дает Москве доступ к базам в этой стране по крайней мере до 2044 года. Основная часть российских сил, состоящая из 3300 солдат, десятков истребителей и боевых вертолетов, 74 танка Т-72, почти 200 бронетранспортеров и система ПВО С-300 базируются вокруг 102-й базы.

Россия и Армения также подписали Соглашение об Объединенной региональной системе противовоздушной обороны. Даже после избрания премьер-министром Никола Пашиняна теплые отношения Армении с Москвой остаются неизменными. Армянские войска даже были размещены вместе с российскими войсками в Сирии, к ужасу американских политиков.

Иран является одной из исторических держав Евразии и поэтому считает себя вправе получить особый статус в регионе. И Армения, и Азербайджан когда-то были частью Персидской империи. Сегодня Армения и Иран поддерживают теплые отношения. Во время войны в Нагорном Карабахе в начале 1990-х Иран встал на сторону Армении, чтобы  маргинализировать роль Азербайджана в регионе.

Азербайджан является одним из преимущественно шиитских регионов мусульманского мира, который Иран не смог поставить под свое влияние. Хотя отношения между Баку и Тегераном на первый взгляд остаются теплыми, между ними существует напряженность по поводу статуса этнических азербайджанцев, проживающих в Иране.

Справка автора: Важным фактором в отношениях Ирана с Азербайджаном является количество этнических азербайджанцев, проживающих в Иране. Азербайджанский народ был разделен между современным Азербайджаном и Ираном в результате Туркменчайского договора 1828 года между Имперской Россией и Персией, который положил конец русско-персидской войне (1826–1828 гг.) и установил новую границу между державами по реке Аракс. Азербайджанцы — вторая по численности этническая группа в Иране. Иранские азербайджанцы постоянно добиваются самоопределения и повышения автономии северного Ирана. Хотя это не превратилось в массовое движение за независимость, это заставляет нервничать некоторых представителей иранского руководства.

 Следовательно, Иран использует свои отношения с Арменией как способ подорвать Азербайджан.

В прошлом армяно-иранские отношения были слишком тесными, чтобы удовлетворить Соединенные Штаты. В 2008 году, например, Госдепартамент США обвинил Армению в продаже Ирану оружия, которое позже было использовано против американских войск, служивших в Ираке, и убито.

Тегеран также вложил миллионы долларов в инфраструктурные и энергетические проекты в Армении.

Гянджинский проход под угрозой

Есть только три пути для потоков энергии и торговли по суше между Европой и Азией: через Иран, Россию и Азербайджан. В условиях разорванных отношений между Западом, Москвой и Тегераном остается только один жизнеспособный маршрут, который составляет сотни миллиардов долларов торговли — через Азербайджан.

Если учесть оккупацию Арменией Нагорного Карабаха, все, что останется, — это узкий коридор шириной 60 миль для торговли из более чем 3200 миль, охватывающих расстояние между Северным Ледовитым океаном и Аравийским морем. (См. Карту Гянджи.) Это торговое узкое место было названо «Гянджинский проход» в честь второго по величине города Азербайджана, Гянджи, расположенного в центре этого узкого прохода. Гянджинский проход расположен всего в нескольких милях от линии фронта нагорно-карабахского конфликта и с момента начала недавних боевых действий неоднократно подвергался нападениям со стороны армянских сил.

В настоящее время в регионе есть три крупных нефте- и газопровода, которые обходят Россию и Иран через Гянджинский проход шириной 60 миль. Эти трубопровод Баку-Тбилиси-Джейхан, который проходит из Азербайджана через Грузию и Турцию, а затем во внешний мир через Средиземное море; трубопровод Баку-Супса, по которому нефть идет из Каспийского моря в Черное море, а затем во внешний мир; и Южнокавказский трубопровод, идущий из Азербайджана в Турцию, который скоро соединится с предлагаемым Южным газовым коридором для доставки газа в Италию, а затем в остальную Европу). Не только Европа пострадает, если эти трубопроводы будут нарушены: 40 процентов своей нефти Израиль получает из Азербайджана по трубопроводу Баку-Тбилиси-Джейхан.

Волоконно-оптические кабели, связывающие Западную Европу с Каспийским регионом, проходят через Гянджинский проход. Вторая по протяженности европейская автомагистраль E60, которая соединяет Брест, Францию (на побережье Атлантического океана), с Иркештамом, Кыргызстан (на границе с Китаем), проходит через город Гянджу, как и железнодорожное сообщение Восток-Запад через Южный Кавказ — железная дорога Баку-Тбилиси-Карс.

Сегодня США до сих пор используют Гянджинский проход для снабжения войск в Афганистане нелетальными грузами. Фактически, в разгар войны в Афганистане более одной трети нелетальных военных запасов Америки, таких как топливо, еда и одежда, проходили через Гянджинский проход либо по суше, либо по воздуху по пути к войскам США в Афганистане.

Рекомендации

То, что происходит на Южном Кавказе, может иметь региональные, трансатлантические и глобальные последствия. Хотя США не играют прямой военной роли в конфликте, в интересах Америки, чтобы конфликт не вышел из-под контроля. Поэтому США должны:

  • Следить за ситуацией в Нагорном Карабахе. Мирные переговоры по Нагорному Карабаху застопорились на долгие годы. США должны продолжать призывать к мирному урегулированию конфликта, включая вывод армянских войск со всех международно признанных территорий Азербайджана, на основе существующих Мадридских принципов и в соответствии с соответствующими резолюциями Совета Безопасности ООН от начала 1990-х годов.
  • Вести мониторинг роли Ирана и России в регионе. В Стратегии национальной безопасности от 2017 года большое внимание уделяется конкуренции великих держав. За действиями Тегерана и Москвы в регионе необходимо внимательно следить. Москва извлекает выгоду из «замороженных конфликтов» вокруг своих границ, от максимального дипломатического влияния до продажи оружия. В последние годы Иран стремился к расширению экономических и энергетических связей с Арменией, чтобы уменьшить влияние санкций США. Оба стремятся подорвать интересы США в регионе.
  • Подчеркивать важность того, чтобы Гянджинский проход оставался открытым для международного транзита, торговли и энергетики. Большая часть Европы, а также Израиль зависят от транзита нефти и газа через Гянджинский проход. США по-прежнему используют его для отправки нелетального снабжения своим силам в Афганистане. США должны оказать давление на Армению, чтобы она воздержалась от нападений на этот важный торговый коридор, расположенный так близко от линии фронта.
  • Поддерживать отношения в военной сфере и безопасности со всеми достойными партнерами в регионе. США извлекают выгоду из своих отношений с Азербайджаном в области безопасности, борьбы с терроризмом и обмена разведданными. Решение правительства США поддерживать отношения обороны или безопасности с другой страной должно основываться на американских геополитических интересах, а не на определенных группах давления, лоббирующих Конгресс. Когда в Конгрессе обсуждается реакция США на события на Южном Кавказе, главным соображением должны быть геополитические цели США в эпоху соперничества великих держав, а не эмоциональные призывы определенных групп лобби или диаспоры.

Вывод

Война между Арменией и Азербайджаном — это не просто локальный конфликт, за которым с любопытством наблюдают многие в социальных сетях, но на самом деле это запутанная сеть конкурирующих геополитических интересов со всего региона, включая Иран, Россию и Турцию. Хотя страны Южного Кавказа находятся далеко, американские политики должны помнить, что продолжающийся конфликт в регионе может иметь прямое воздействие на интересы США, а также на безопасность партнеров и союзников Америки.

Подготовил: Влад Кондратьев

12 ноября, 2020

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *

Этот сайт использует Akismet для борьбы со спамом. Узнайте как обрабатываются ваши данные комментариев.

ИСТОРИЧЕСКИЕ ХРОНИКИ
ЗАРУБЕЖНЫЕ СМИ О КАСПИИ
Фото дня
Мы на Facebook
Facebook Pagelike Widget
Яндекс.Метрика
Перейти к верхней панели