Азербайджан и ЕС обсудят транспортный потенциал Каспия
Аналитика, Каспийский транзит, Колонка редактора

Азербайджан и ЕС обсудят транспортный потенциал Каспия

Азербайджан и Европейский союз (ЕС) в феврале 2019 года проведут в Баку встречу для обсуждения вопросов сотрудничества в сфере транспорта. Об этом сообщает агентство Trend со ссылкой на заявление главы представительства ЕС в Азербайджане Кестутиса Янкаускаса.

По словам еврочиновника, в ходе транспортного диалога высокого уровня будет обсуждаться развитие сотрудничества между двумя сторонами по всем видам транспорта, в том числе и авиационное соглашение между Азербайджаном и ЕС, которое призвано придать импульс еще большему развитию отношений между сторонами в сфере туризма.

Следует отметить, что сотрудничество в сфере транспорта постепенно утверждается в качестве одного из наиболее перспективных направлений развития сотрудничества Баку и Брюсселя. Портал «Каспийский вестник» ранее писал об отчёте ведущего американского мозгового центра — Института Центральной Азии и Кавказа и Программы изучения Шелкового пути — объединенного центра, связанного с Советом по внешней политике США, в котором утверждалось, что со времени распада СССР Каспийский регион вновь соединяется с миром, в том числе и с Европой.

Американские аналитики, исходя из статистики торговли, утверждают, что за четверть века ЕС приобрёл значение важного экономического партнера для стран региона. Если в первые годы независимости прикаспийских государств именно энергетические отношения были ключевой движущей силой сотрудничества, то вследствие получения ими статуса торгового коридора между Европой и Азией, региональная торговля постепенно утверждается в качестве основного вектора экономических отношений с ЕС. При этом, американские аналитики учитывают важность региона для развития торговли ЕС не только с Китаем, но и с Индийским субконтинентом, который по их расчётам к 2040 году по численности населения будет почти наполовину больше, чем население Китая, и намного моложе. Общая численность населения Индии, Пакистана и Бангладеш составит 2,1 миллиарда человек, а в Индии будет проживать 1,6 миллиарда.

Данные тенденции хорошо понимает и учитывает в своей работе азербайджанское руководство. 12 января 2019 года в заключительной речи на заседании Кабмина, посвященном итогам социально-экономического развития в 2018 году и предстоящим задачам, Президент Азербайджана Ильхам Алиев отметил, что в 2018 году страна получила очень хорошие результаты в транспортном секторе, в первую очередь, по направлению развития транспортного коридора Восток-Запад (Trend от 12.01.19).

По его словам, азербайджанская сторона имела много двусторонних контактов для успешного функционирования транспортного коридора Восток-Запад. Только в рамках прошлогоднего государственного визита в Туркменистан было подписано 9 соглашений, касающихся именно транспортного сектора. Он считает, что достигнутая с Туркменистаном договоренность позволит другим странам Средней Азии, Афганистану поставлять свои грузы через Туркменистан по территории Азербайджана и коридору Восток-Запад на мировые рынки, свидетельством чему служит декабрьская пробная доставка грузов в Европу по Лазуритовому коридору. На протяжении последних лет успешно развивается и азербайджано-казахстанский отрезок Транскаспийского международного транспортного маршрута, направленного на поставку китайских и центрально-азиатских грузов Европу.

Способствовать утверждению Азербайджана в качестве транзитного центра для стран ЕС в Азию, по мнению Ильхама Алиева, будет и ускоренное развитие Алятского морского торгового порта, тарифную политику и транзитные возможности которого удалось урегулировать на межгосударственном уровне. Кроме этого, Баку планирует утвердиться в качестве транзитного центра для поставок на Запад грузов из Узбекистана и Кыргызстана. В ближайшем будущем азербайджанская сторона проведёт с ними соответствующие переговоры.

Таким образом, предстоящая в феврале встреча «ЕС-Азербайджан» по транспортному сотрудничеству может стать важным этапом на пути налаживания более тесных отношений сторон в данной сфере, следствием чего станет более активное использование каспийского транзитно-транспортного потенциалами грузоперевозчиками из стран ЕС. Кроме этого, с учетом недавно приятой Стратегии ЕС по экономическому сопряжению с Азией следует ожидать новостей о выделении со стороны Брюсселя дополнительных финансовых грантов на развитие транспортно-транзитной инфраструктуры прикаспийских Азербайджана, Казахстана и Туркменистана.

[

16 января, 2019

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *

Этот сайт использует Akismet для борьбы со спамом. Узнайте, как обрабатываются ваши данные комментариев.

ИСТОРИЧЕСКИЕ ХРОНИКИ
ЗАРУБЕЖНЫЕ СМИ О КАСПИИ
Фото дня
Наши партнеры
Яндекс.Метрика
Перейти к верхней панели