Азербайджан усиливает потенциал Среднего коридора
Каспийский транзит

Азербайджан усиливает потенциал Среднего коридора

На фоне энергетического и продовольственного кризисов, усугубленных геополитическим противоречиями в регионе Восточной Европы, многократно возрос спрос на альтернативные транспортные маршруты, связывающие Азию со Старым Светом. Речь, в частности, идет о проходящем по территории Азербайджана Среднем коридоре, развитие логистики которого в последние два года поддержано на самом высоком международном уровне. На продвижение транспортно-логистического потенциала Среднего коридора была нацелена и состоявшаяся накануне в Баку в Университете АДА международная конференция «Вдоль Среднего коридора: геополитика, безопасность и экономика», в работе которой принял участие президент Азербайджана Ильхам Алиев.

В работе форума наряду с членами правительства республики, руководителями госведомств и госкомпаний приняли участие известные исследователи и эксперты ведущих аналитических центров США, Бельгии, Болгарии, Великобритании, Франции, Израиля, Швеции, Италии, Грузии, Канады, Египта, Пакистана, Польши, Румынии, России и Турции.

Продолжающийся уже девять месяцев геополитический кризис, вызванный событиями на Украине и принятыми США, ЕС и другими странами западного блока антироссийскими санкциями, качественным образом переформатировал транзитную и логистическую картину Евразии. Ощутимо увеличилось количество заявок от экспедиторов и логистических компаний Европы, Турции, государств Центральной Азии (ЦА), Китая и даже Японии, выступающих с инициативой расширения потенциала Шелкового пути за счет наращивания грузопотока по ряду маршрутов Среднего коридора.

Примечательно, что в последние два месяца ситуация вокруг этого пути стала еще более напряженной: в первой декаде октября постановлением правительства РФ введены контрсанкции — запрет на осуществление международных грузоперевозок автомобильным транспортом по территории России для компаний-перевозчиков из Евросоюза, Украины, Великобритании и Северной Ирландии, Норвегии. Запрет будет действовать до 31 декабря 2022 года (с перспективой его дальнейшей пролонгации) и затронет практически весь автомобильный грузовой трафик из стран ЦА в западном направлении.

Неудивительно, что на этом фоне наблюдается смещение существующих ж/д и автомобильных маршрутов с севера на юг на проходящие по территории Азербайджана транзитные коридоры. О перспективности транспортных векторов Среднего коридора и роли Баку в формировании соответствующей инфраструктуры в очередной раз шла речь на состоявшейся 25 ноября в Баку международной конференции на тему «Вдоль Среднего коридора: геополитика, безопасность и экономика».

В ходе мероприятия обсуждались аспекты безопасности Среднего коридора, его роль в развитии экономического потенциала региона, а также состоялся обмен мнениями о значимости «Зангезурского коридора» в контексте перспектив кратного расширения грузопотока по вектору Восток-Запад.

О скорейшей реализации планов расширения пропускной способности ж/д инфраструктуры коридора БТК глава государства сообщил и во время недавнего рабочего визита в Грузию. Тогда были озвучены планы увеличения пропускной способности Бакинского международного морского торгового порта с 15 до 25 миллионов тонн в год, а также наращивания мощности железной дороги Баку-Тбилиси-Карс до 5 млн тонн.

«Политическая стабильность, безопасность, экономика – все эти факторы очень важны. Наряду с этим, важно и то, что делается внутри каждой из стран, являющихся частью Среднего коридора. Иными словами, важно и то, на каком уровне они выполняют домашнее задание по созданию физической транспортной и логистической инфраструктуры.

География Азербайджана хорошо известна. У нас нет выхода к открытому морю, океанам. Поэтому нам надо было очень напряженно работать для достижения цели, будь то энергетические или транспортные проекты. В тоже время преимущество нашего географического положения в том, что мы расположены между Европой и Азией. По существу, мы находимся между двумя частями света, что позволяет нам играть важную роль в вопросах коммуникаций. Однако наличие физической инфраструктуры было важнейшим вопросом, и мы на протяжении долгих лет вкладывали инвестиции в этот сектор. А теперь, глядя на наше железнодорожное сообщение, дорожную инфраструктуру, мы видим что в Азербайджане все готово. Пять лет назад мы вместе с партнерами объявили об открытии железнодорожного проекта Баку-Тбилиси-Карс. А сейчас, видя возрастающие объемы грузов, проходящих через нашу страну, мы приступили к инвестированию расширения грузинского участка Баку-Тбилиси-Карс. Этот проект обойдется нам в более чем 100 миллионов долларов США, и мы планируем завершить его за год или, может быть, полтора года. Кроме того, другие транспортные проекты, такие, как Север-Юг, прибавят синергии коридору Восток-Запад. Азербайджан является участником обоих коридоров, большая часть транспортной и логистической инфраструктуры, связанной с этими коридорами, в Азербайджане готова. Что мы сейчас делаем? Мы проводим модернизацию. Строим новые железные дороги для увеличения скорости поездов, товарных составов. Одновременно мы вкладываем инвестиции в транспортную инфраструктуру, в частности, инфраструктуру воздушных грузоперевозок.

Наш морской торговый порт, являющийся относительно новым элементом транспортно-коммуникационных проектов, будет расширен с 15 миллионов до 25 миллионов тонн, так как в этом есть необходимость, в мире сложилась новая геополитическая ситуация и возникла необходимость в перевозке большего объема грузов через Азербайджан. Мы также находимся в процессе завершения проектов аэропортов. После того, как будет готов Лачинский аэропорт – третий на освобожденных от оккупации территориях, количество международных аэропортов в Азербайджане достигнет девяти. Конечно, это делается не только для пассажироперевозок, но и для грузоперевозок. Таким образом, мы ожидаем стремительного роста грузоперевозок через территорию Азербайджана, и мы к этому готовы.

Если добавить к этому наш потенциал, связанный с наличием в Баку инфраструктуры судоходства и новых судостроительных заводов, то мы, конечно, увидим достижение того, что наметили. Безусловно, для транспортировки грузов с восточного побережья Каспийского моря через территорию Азербайджана нами понадобятся новые танкеры, паромы и грузовые суда», – рассказал Ильхам Алиев.

Он указал на то, что планируется в 2022-2023 годах направить дополнительные инвестиции в развитие ж/д коридора. Причем, все указанные проекты будут последовательно и без промедления реализованы в ближайшее время, на что будут предоставлены необходимые бюджетные средства. Претворить эти проекты в жизнь планируется в тесном партнерстве с Грузией и Турцией, в частности совместные усилия будут направлены на увеличение пропускной способности на узких участках этой магистрали.

Ожидается, что в скором времени, благодаря инвестиционному сотрудничеству Азербайджана, в Грузии ускорятся работы по завершению строительства ж/д участка Марабда — граница Турции, а также повысятся темпы строительства логистических терминалов в грузинском Ахалкалаки и турецком Карсе, и эти транспортные хабы еще более увеличат грузовой потенциал БТК.

Перечисленные проекты обрели особую региональную значимость, о чем свидетельствует зафиксированный в текущем году двукратный рост грузоперевозок между ключевыми портами восточного и западного берегов Каспийского моря.

Примечательно, что в целях расширения возможностей Транскаспийского коридора Казахстан, Азербайджан, Грузия и Турция накануне подписали «дорожную карту» по синхронному устранению узких мест и развитию Среднего коридора на 2022-2027 годы. Такое решение было принято в пятницу по итогам состоявшейся в Актау на второй трехсторонней встрече министров иностранных дел и транспорта: четыре страны — участницы Транскаспийского маршрута (ТМТМ) планируют к 2025 году увеличить с 6 до 10 млн тонн в год пропускную способность этого пути.

В то же время Баку при активной поддержке Анкары и других партнеров на Южном Кавказе и в регионе Центральной Азии, учитывая повышенный интерес грузоперевозчиков в Китае и Европе, стремится диверсифицировать возможности Среднего коридора посредством формирования еще одной его ветки – Зангезурского коридора.

«Создание Зангезурского коридора не направлено против кого-то, этот проект принесет благо всем заинтересованным сторонам. Мы обсудили Зангезурский коридор во время моего последнего разговора с российскими чиновниками. Не думаю, что Армения способна блокировать этот коридор. Что касается Ирана, то считаю, что он тоже не будет этого делать, учитывая его заинтересованность в региональных коммуникационных проектах», — сказал президент Ильхам Алиев, подчеркнув, что новые транспортные инициативы будут служить на благо всех стран региона.

Открытие Зангезурского коридора, который может оказать существенное влияние на потенциал расширения возможностей Среднего коридора, будет способствовать серьезным изменениям на транспортной карте региона, полагает заместитель министра цифрового развития и транспорта Азербайджана Рахман Гумметов.

Как считает министр, Зангезурский коридор — самый короткий транзитный путь, способный диверсифицировать транспортные связи между Китаем, странами Центральной Азии и Европой.

Собственно поэтому, даже несмотря на деструктивную позицию Армении, всячески затягивающей процесс разработки маршрута по своей территории и не осуществляющей никакой практической работы в этом направлении, Азербайджан реализует конкретные шаги. В частности, уже второй год в Восточно-Зангезурском экономическом районе страны реализуется капиталоемкая программа строительства автомагистралей и железнодорожной инфраструктуры. На сегодня строительство 124-километровой автомобильной дороги Горадиз – Агбенд — госграница с Арменией завершено на 60% и ее ввод в эксплуатацию запланирован на конец 2023 года, а прокладка железной дороги Горадиз — Агбенд (110 км) осуществлена на 40% и ориентировочно этот участок будет достроен в 2024 году.

Стоит напомнить, что ключевые усилия Азербайджана после победы в Отечественной войне и освобождения Карабахского региона от оккупации были направлены на формирование на Южном Кавказе транснациональных транспортных коридоров и превращение региона в территорию мира и сотрудничества, и это было более чем позитивно встречено на самом высоком международном уровне, что подтвердила конференция в Баку.

Подготовила Наталья БУТЫРИНА

29 ноября, 2022

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *

Этот сайт использует Akismet для борьбы со спамом. Узнайте, как обрабатываются ваши данные комментариев.

ИСТОРИЧЕСКИЕ ХРОНИКИ
ЗАРУБЕЖНЫЕ СМИ О КАСПИИ
Фото дня
Наши партнеры
Яндекс.Метрика
Перейти к верхней панели