Азербайджанский эксперт о поставках казахстанской нефти через Каспий
Комментарии экспертов

Азербайджанский эксперт о поставках казахстанской нефти через Каспий

Каспийский регион после распада СССР попал в сферу внимания стран Запада, в первую очередь, по причине богатых запасов углеводородов, прежде всего, нефти. По мнению ряда российских ученых (1), именно нефтяной фактор на Каспии обусловил сложность и многогранность всех каспийских проблем. Особенно важным среди них стали энергетический и транспортно-коммуникационный факторы. Возникла так называемая нефтегазовая трубопроводная геополитика, которая, начавшись на Каспии, затем захватила Европу, а в последнее время еще и Арктику.

История современных трубопроводных проектов в регионе  — это борьба вновь образованных прикаспийских государств (Азербайджана, Казахстана и Туркменистана) за ослабление транспортно-коммуникационного доминирования от России. Преодоление подобной зависимости и диверсификация трубопроводных маршрутов стали ключевой задачей прикаспийских государств, которые рассматривали нефть и газ через призму  утверждения независимости и укрепления отношений с западными странами.

В 2005 году был построен нефтепровод Баку-Тбилиси-Джейхан. На его открытии присутствовал вице-президент США Альберт Гор, что свидетельствовало об особой значимости этого трубопровода для Вашингтона. В результате реализации этого проекта была разрушена российская монополия на нефтепроводы, по которым экспортировалась каспийская нефть, а российский нефтепровод Баку-Новороссийск утратил свое стратегическое значение.

В продолжение политики  США, которые преследовали амбициозные планы подключить к данному трубопроводному проекту казахстанскую нефть, в Баку между Азербайджаном и Казахстаном был заключен договор о стратегическом партнерстве и союзнических отношениях, а также совместно с Грузией, Турцией и США подписана Декларация о развитии и расширении энергетического коридора Восток-Запад. Президент Казахстана высказался за строительство трубопровода от Актау до Баку мощностью 20 млн. тонн в год. Однако данное заявление не получило своего продолжения, и соглашение о присоединении Казахстана к данному проекту осталось нереализованным.

Вместе с тем, с этого момента прошло уже более десяти лет и планы сторон могли измениться. В этой связи значительную познавательную ценность представляет анализ данного вопроса от руководителя азербайджанского Центра нефтяных исследований Caspian Barrel Ильхама Шабана, опубликованного на сайте Sputnik Азербайджан (2).

Рассуждая о перспективах поставок казахстанской нефти по трубопроводу Баку-Тбилиси-Джейхан, которые, как известно, обсуждались в ходе официального визита президента Казахстана Нурсултана Назарбаева в Баку 2-3 апреля, Ильхам Шабан заявил, что для Казахстана поставлять нефть  в нефтепровод Баку-Тбилиси-Джейхан при нынешних ценах на нефть – большая роскошь.

По словам Шабана, в октябре прошлого года Казахстан возобновил добычу на месторождении «Кашаган», и по итогам 2016 года был добыт 1 миллион тонн нефти. Добыча в текущем году будет зависеть от продуктивности скважин, и может составить от 4 до 5 миллионов тонн нефти. «Но как завил министр нефти Казахстана еще в прошлом году, экспорт нефти с «Кашагана» на 2017 год планируется по трубопроводу Тенгиз-Новороссийск со стороны Каспийского трубопроводного консорциума», — отметил Шабан.

По мнению эксперта, кашаганская нефть очень дорогая, себестоимость ее никто не раскрывает. Добывается практически сероводород, после чего данная смесь посредством установки очищается, а затем нефть закачивается в трубопровод. При этом только очистительная установка обошлась в пять миллиардов долларов, а это фактически цена нефтеперерабатывающего завода.

«И если подойти к вопросу чисто с коммерческой точки зрения, то эту нефть загонять в цистерны, отправлять в Актау, а затем танкерами до Сангачала обходится очень дорого», — завил руководитель Центра.

По его словам, при уровне цен на нефть 50 долларов за баррель для Казахстана этот маршрут — слишком большая роскошь. Но когда цены на нефть будут высокими, хотя бы в районе 70 долларов за баррель, то часть нефти с «Кашагана» можно отправить по альтернативным маршрутам. А также в том случае, если объем достигнет 20 миллионов тонн. Вот тогда с «Кашагана» приблизительно 2-3 миллиона тонн нефти и можно будет направить в сторону Азербайджана.

«Значительные объемы казахстанской нефти могут пойти в ходе второй фазы разработки «Кашагана», когда объемы добычи составят 50-60 миллионов тонн нефти. Тогда 10-15 процентов пойдет через Баку-Тбилиси-Джейхан. При этом не только по этому маршруту, но и в цистернах в направлении грузинских портов», — подчеркнул Шабан.

По его словам, дальнейшая разработка «Кашагана» зависит от цен на нефть, а также от продуктивности скважин. Освоение месторождения только начинается. Казахстан еще не начал «чертить» второй этап разработки, так как в разработку первого этапа вложено свыше 50 миллиардов долларов. Для сравнения: в разработку «Азери-Чираг-Гюнешли» (АЧГ) на протяжении 22 лет столько денег не вложили. «Но Азербайджан уже добыл 3,1 миллиарда баррелей нефти, Казахстан добыл до этого времени 7 миллионов баррелей нефти, за эти вложенные деньги. При этом второй этап разработки «Кашагана» оценивается где-то в 70, а может быть даже в 80 миллиардов долларов», — отметил Шабан.

Пока полностью исключается и строительство нефтепровода от Баку до Актау, такие объемы с «Кашагана» в Азербайджан (20 миллионов тонн нефти в год) не рассматриваются, отметил эксперт. «На повестке дня таких объемов нефти нет. Остальные объемы можно перевозить на танкерах», — отметил руководитель Центра нефтяных исследований.

По его словам, для Азербайджана казахстанская нефть — это дополнительная загрузка нефтепровода Баку-Тбилиси-Джейхан на долгие годы. Впрочем, Азербайджан на транзите заработает не значительные средства, так как больших доходов от трубопроводов нет, к примеру, на транзите грузов по железной дороге можно заработать вдвое больше, подчеркнул Шабан.

 

Ссылки на источники:

1. Каспийская трубопроводная геополитика: состояние и реализация/С.С.Жильцов, И.С.Зонн. — М.: Восток-Запад, 2011. — с. 7, 146-147.

2.»Золотой перегон»: бакинский транзит нефти Кашагана стал роскошью, https://m.ru.sputnik.az/economy/20170405/409670769/tranzit-neft-kazahstan-baku-nevygodno.html

5 апреля, 2017

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *

Этот сайт использует Akismet для борьбы со спамом. Узнайте, как обрабатываются ваши данные комментариев.

ИСТОРИЧЕСКИЕ ХРОНИКИ
ЗАРУБЕЖНЫЕ СМИ О КАСПИИ
Фото дня
Наши партнеры
Яндекс.Метрика
Перейти к верхней панели