Азербайджанский вопрос в Иране: взгляд востоковеда
Безопасность и милитаризация, Вокруг Ирана, Комментарии экспертов

Азербайджанский вопрос в Иране: взгляд востоковеда

Каспийский регион в настоящее время является весьма полиэтничным, причиной чему служит его географическое положение в центре Евразийского континента. Всемирно известный ученый Лев Николаевич Гумилёв в своей работе «Тысячелетие вокруг Каспия» пишет, что так называемый Циркумкаспийский бассейн – это сердце Евразии. Он граничит с Внутренней Азией, Тибетско-Памирским нагорьем и Древней Русью. В течение многих веков древние кочевники сменялись здесь тюркоязычными хуннами, тюркютами, уйгурами, кыпчаками, огузами, монголами, славянами и другими этносами. В регионе сочетаются кочевой мир и мусульманская культура, а «степные народы Евразии, Русь и Туран имеют свою культуру и традицию доблести и верности, не уступающую рыцарской Европе, мечтательной Индии и образованному Китаю».

Однако высокая политэтничность региона в современных условиях является фактором, несущим в себе и потенциал напряжённости, которая может возникнуть между прикаспийским странами на национально-языковой почве.

В одной из своих публикаций редакция портала «Каспийский вестник» писала о проведённом американскими аналитиками Эмилем Сулеймановым и Йозефом Краусом масштабном исследовании, посвящённом азербайджанскому вопросу в Иране, а точнее иранским азербайджанцам, представляющих собой одно из наиболее многочисленных этноязыковых меньшинств Ирана.

В продолжение того материала редакция публикует статью востоковеда, ираниста Иды Саркисян, посвящённую данной проблематике:

Азербайджанский сепаратизм в Иране

Исламская Республика Иран является многонациональной страной, в которой проживает более 30 народов и народностей, сохраняющих свои этнолингвистические особенности, и даже некоторые религиозные верования, как, например, зороастрийцы или бахаиты. Имея столь разнообразную этническую карту, Иран выработал особую государственную политику по данному вопросу во избежание национальных конфликтов и сепаратистских процессов внутри государства. Так, в иранском законодательстве и официальной политической лексике полностью исключено понятие «национальное меньшинство», объединяя всех граждан ИРИ под общим названием «иранцы». Для обозначения христиан (армяне), зороастрийцев и иудеев (евреи) используется термин «религиозные меньшинства».

Следует отметить, что подобный подход иранского руководства имеет не только политическую, но и научную основу, т.к. практически все народы, племена и этнические группы, проживающие на территории Ирана, входят в группу иранских народов и имеют общее происхождение. На этом тезисе строится вся национальная идея Исламской Республики.

На протяжении долгих лет Ирану удается избегать серьезных конфликтов на национальной почве. Тем не менее, в ряде регионов страны, в частности в приграничных провинциях, в которых имеют влияние соседние государства, актуальна угроза сепаратизма. В группу риска входят азербайджанцы или азери, белуджи и курды. В данной работе рассмотрим проблему азербайджанского сепаратизме в Иране.

Азербайджанцы в Иране преимущественно проживают в северо-западных провинциях: Восточный и Западный Азербайджан, Ардебиль и частично Зенджан. Большая их часть этнические иранцы, т.е. имеют иранское происхождение. В ходе исторических развитий, в частности походов тюрков-сельджуков в 11-12 вв., местное население оказалось под сильным влияние пришлых народов. В результате северные районы Ирана тюркизировались в плане языка и культуры, часть из них ассимилировалась с пришлым тюркским элементом. Автохтонный же язык – азари, на сегодняшний день является мертвым. Многие жители вышеупомянутых провинций давно забыли о своем происхождении, и отождествляют себя с турками.

Более сложным является вопрос их численности. Турецкие и азербайджанские источники утверждают, что в Иране проживает 30 млн. азербайджанцев, что составляет 37% населения всей страны, в то время, как население всех четырех азеронаселенных провинций вместе составляет лишь  9 млн, включая местных курдов и персов. По данным переписи 2016 года, на всей территории Исламской Республики проживает 16,5 млн азари. В отчете Государственного департамента США от 2015 года упоминается о 13 млн азербайджанцев, которые успешно интегрированы в структуру власти и общество. Среди них упоминается и Верховный лидер ИРИ аятолла Али Хаменеи, дед которого был священнослужителем в провинции Азербайджан. Сам Хаменеи родился уже в Мешхеде.

Несмотря на высочайший уровень представленности во власти, азербайджанцы считают себя дискриминированными, т.к. в школах нет уроков азербайджанского языка, топонимы провинций меняются с тюркских на иранские наименования, националистские активисты находятся под арестом и пр. Члены азербайджанских общественно-политических групп уверяют, что азербайджанские активисты — политические заключенные, арестованные в результате борьбы за право на свои язык и культуру. Согласно официальным заявлениям, они обвиняются в «восстании против исламского государства».

Упомянутые азербайджанские общественно-политические организации имеют различную степень радикальности. Наименее крайние выступают за создание автономии с широкими правами в составе Ирана, другие же стремятся к независимости, либо присоединению с Азербайджанской Республикой, которая активно поддерживает эти стремления, эксплуатируя термины «северный и южный Азербайджан». Последователи пантюркизма и вовсе видят себя в будущем в составе единого тюркского государства – Великого Турана.

Важно отметить, что все группы и организации носят немилитаризированный характер и не вступают в открытое противостояние с иранским режимом, однако они оказывают активную поддержку курдским боевикам, которые ведут свою борьбу с властями. За годы войны в Сирии и Ираке стало известно также, что немалое число азербайджанцев не только из АР, но и выходцев из Ирана, пополнило ряды террористов организации «Исламское государство».

В одной из своих публикаций турецкая известная газета «Заман» пишет, что все азербайджанским политическим группам Ирана следует организовать свою деятельность вне страны, потому что азербайджанское население не является «признанным меньшинством» в стране. Согласно Статье 26 Конституции ИРИ, в стране допускается «формирование партий, обществ, политических или профессиональных ассоциаций, а также религиозных обществ, будь то исламских или имеющих отношение к одному из признанных религиозных меньшинств». Тем не менее, такие организации активно создаются. Отметим ряд из них:

  • Национальное освободительное движение Южного Азербайджана – Milli Azadlıq Hərəkatı (CAMAH)), лидер / основатель: ПирузДиленчи; создано: 1991
  • Южно-азербайджанское национальное движение по пробуждению (Güney Azərbaycan Milli Oyanış Hərəkatı (GAMOH)), лидер / основатель: Махмудали Чегрекани; создано: 2002
  • Студенческое движение Южного Азербайджана (Азербайджан: Azərbaycan Öyrənci Hərəkatı (AZOH)), созданная в 2006 году группой студентов
  • Всемирный Азербайджанский Конгресс (лидер / основатель: Али Назми Афшар, основанный: 1994 г.);
  • Организация национального возрождения Южного Азербайджана) (руководитель/основатель: Атилла, создана: 1995г.);
  • Азербайджанский национальный исламский фронт (лидер/основатель: Махмудали Чегрекани: 1998 г.);
  • Парламент Южного Азербайджана (руководитель основатель: Булуд Карапак, созданный: 1999 г.);
  • Азербайджанская национальная организация по освобождению (лидер/основатель: Эльдар Карадагли, учредил: 1999 г.);
  • Партия независимости Южного Азербайджана (лидер/основатель: Салех Илдирим, создана:2006 г.);

Не остаются в стороне и соседние тюркские государства – Турция и Азербайджан, которые оказывают не только пропагандистскую поддержку азербайджанским организациям в Иране, но и финансовую. Иранскими правоохранителями было доказано, что специальные службы обеих стран проводят консультации с активистами сепаратистского движения, предоставляют свою территорию для проведения конференций и собраний, распространяют пропагандистскую литературу и пр. Широко распространена практика СМС рассылок с призывами присоединиться к борьбе за независимость. В свою очередь иранские азербайджанцы защищают интересы Азербайджанской Республики. Используя свои политические должности, представители азербайджанцев в правительственных органах поддерживают позицию Баку в азербайджано-карабахском конфликте вокруг непризнанной республики Арцах, несмотря на нейтральную и взвешенную политику официального Тегерана в отношениях с конфликтующими сторонами.

На сегодняшний день власти Ирана держат ситуацию в протестном регионе под контролем. Полиция проводит успешную работу по пресечению провокационных акций или протестов, осуществляются аресты лиц, связанных с иностранными спецслужбами и террористами и пр. Соседние Турция и Азербайджан же не предпринимают открытых враждебных действий против Тегерана за жесткие меры, т.к. Исламская Республика в свою очередь имеет возможность накаливать ситуацию внутри этих стран. Речь идет о шиитском факторе в Азербайджане, как, например, в религиозном пригороде Баку Нардаране, где периодически вспыхивают протесты против действующего режима. В Турции же актуальны национальные конфликты с участием этнических иранцев – курдов или народа заза, которые способны создать серьезные проблемы для Анкары.

С ранее опубликованным порталом «Каспийский вестник» материалом по данной тематике можно ознакомиться здесь:

Изображение: turkaramamotoru.com

23 февраля, 2019

ONE COMMENT ON THIS POST To “Азербайджанский вопрос в Иране: взгляд востоковеда”

  1. Статья некоего аж «ираниста» Иды Саркисян есть чушь наяву. Это типично в армянском стиле принижать в несколько раз численность азерлийцев в Иране и при этом ещё ссылаться на какие-то переписи в Иране, хотя известно, что переписи в Иране не учитывают национальный состав населения. Ничего армянам не поможет, они умирающая на глазах нация. В дилетантской статье горе-ираниста нет ничего нового, а есть явные огрехи. Так, например, в статейке указано : «северные районы Ирана тюркизировались в плане языка и культуры» в результате миграции сельджуков в 11-12 веках. Подобная ассимиляция просто невозможна за такое коротенький срок . И в Иране, и в Азербайджанской Республике тюркский этнос является древнейшим и всегда составлял ядро народа Азер. А приток сельджуков, которые были по существу закаспийскими азерлийцами, лишь усилил местный ведущий тюркский фактор. А сами сельджуки практически быстро растворились в идентичной тюркской языковой среде Азербайджана. И сегодня остатки сельджукиов в Туркменистане говорят на тюркском азери. На рассмотрение иных огрехов статьи нет смысла тратить время. Азер Гасанли. Азербайджан. 02.11.2021

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован.

Этот сайт использует Akismet для борьбы со спамом. Узнайте, как обрабатываются ваши данные комментариев.

ИСТОРИЧЕСКИЕ ХРОНИКИ
ЗАРУБЕЖНЫЕ СМИ О КАСПИИ
Фото дня
Мы на Facebook
Facebook Pagelike Widget
Яндекс.Метрика
Перейти к верхней панели