Чего не хватает медиа-освещению евразийской повестки – результаты исследования
Комментарии экспертов

Чего не хватает медиа-освещению евразийской повестки – результаты исследования

Почему именно от работы СМИ в странах ЕАЭС зависит формирование Евразийской идентичности? Как сейчас отличается евразийская повестка в Беларуси от таковой в Казахстане?

На эти вопросы в рамках круглого стола «Медиа-освещение евразийской интеграции: постпандемные вызовы» ответилакоординатор образовательных и научно-исследовательских программ со странами ЕАЭС факультета журналистики МГУ имени М.В. Ломоносова Ольга Юрьевна ВИХРОВА.

Как говорил философ и социолог Юрген Хабермас, успех Европейского проекта определяется, прежде всего, «европейским вещательным союзом» и «европейской публичной сферой», которые независимы от ЕС и его внутренних экономических сил.

Для стран ЕАЭС не менее важна работа с Евразийской идентичностью. Проводя аналогии, исследователи часто ссылаются на европейскую идентичность. Однако нужно учитывать, что в научной среде и по сей день идут оживленные дискуссии о том, какая идентичность европейцев является доминирующей – общеевропейская или национальная?

В современном мире СМИ являются наиболее эффективным инструментом, который позволяет не только сформировать ту самую идентичность, но и укрепить внутреннюю стабильность в союзе, а также влияет на его положение на мировой арене. Естественно, это характерно для всех интеграционных объединений, в том числе и ЕАЭС.

Сегодня страны-участницы Евразийского экономического союза нацелены на продвижение образа «ЕАЭС с человеческим лицом». Для того, чтобы понимать, какими темами, каким контентом необходимо насыщать нашу повестку для эффективного продвижения, мы проанализировали 4 квартал 2019 года, рассмотрев 25 ведущих общественно-политических СМИ государств ЕАЭС совместно с партнерскими нам вузами.

Результаты исследования показали, что тематическая структура материалов с упоминанием ЕАЭС в РФ крайне небогата. Основными тематиками, как показывают общие показатели по всем СМИ в российском медиа-пространстве, являются законодательное регулирование, перспективы развития стран-участниц, а также укрепление связей с внешними партнерами, в том числе создание зон свободной торговли, встречи лидеров государств ЕАЭС и кадровые назначения.

Интересно, что все участники исследования проводили его отдельно, но в Беларуси ситуация абсолютно аналогична нашей. Для онлайн-СМИ, а также телеканалов, которые мы анализировали, тематические блоки на белорусском рынке повторяются.

Мы видим те же тенденции в Казахстане. Там в повестке вокруг ЕАЭС отсутствуют кадровые назначения, которые в минимальном количестве представлены у нас. Дискурс казахстанских материалов по ЕАЭС максимально деловой, в Армении схожая тематическая структура.

В Кыргызстане, где минимальное количество материалов с упоминанием ЕАЭС среди всех стран, тематическая структура немного отличается. Там коллеги выделили отдельный блок с упоминанием таких категорий, как «экспорт», «импорт», «аграрный сектор».

Получается, что сегодня частота упоминаний ЕАЭС ведущими СМИ стран-участниц является низкой, число контекстов ограничено, и материалы зачастую представляет собой новости формата «hardnews».То есть в основном предполагается информирование о законодательных актах, тех же соглашениях по ЗСТ. Не выходят в топ новостей персонифицированные материалы, статьи, которые представляют интерес непосредственно для граждан.

На эту ситуацию еще и повлияла инфодемия (аналогизм, с которым все познакомились благодаря Всемирной организации здравоохранения в феврале 2020 года – авт.). В мировых СМИ сформировался информационный шум, который сопровождают пандемию. Естественно, в шум включены не всегда адекватные инфоповоды, а чаще слухи, страхи, городские легенды. Данное явление влечет за собой два последствия: появление в каждой из стран союза т.н. fake-news, а также сужение внутренней повестки.

Наши исследователи уже получили последние данные из Казахстана и Кыргызстана. Можно сказать, что медиа-повестки в странах настолько «схлопнулись» под влиянием инфодемии, что практически сократились до исключительно новостей, связанных с COVID-19 и его последствиями.

Конечно, отметим весомый вклад агентства Sputnik и телеканала«Мир» в освещение интеграционной повестки, но страны должны привлекать больше медиа-инструментов и организаций с целью объяснения сути интеграционных идей для населения.

Круглый стол прошел в рамках международного информационно-просветительского проекта «Евразийский Мост». Организатором мероприятия выступил Информационно-аналитический центр МГУ по изучению общественно-политических процессов на постсоветском пространстве (ИАЦ МГУ) | Ia-centr.ru при поддержке фонда Президентских грантов.

15 ноября, 2020

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован.

Этот сайт использует Akismet для борьбы со спамом. Узнайте, как обрабатываются ваши данные комментариев.

ИСТОРИЧЕСКИЕ ХРОНИКИ
ЗАРУБЕЖНЫЕ СМИ О КАСПИИ
Фото дня
Мы на Facebook
Facebook Pagelike Widget
Яндекс.Метрика
Перейти к верхней панели