Что могут сделать США для поощрения экспорта нефти и газа из Центральной Азии в обход России и Ирана – мнение эксперта
Аналитика, Зарубежные материалы по Каспию, Колонка редактора

Что могут сделать США для поощрения экспорта нефти и газа из Центральной Азии в обход России и Ирана – мнение эксперта

23 марта на сайте Фонда наследия опубликована статья видного американского эксперта по Каспийскому региону — Люка Коффи, посвященная анализу ситуации вокруг возможного строительства нефте- и газопроводов из Центральной Азии в западном направлении.

Люк Коффи является директором Центра внешней политики Сары и Дугласа Эллисон, а также Института национальной безопасности и внешней политики Кэтрин и Шелби Каллом Дэвис при Фонде наследия. Кроме того, он числится членом Совета консультантов Каспийского политического центра – ведущего американского мозгового центра, занимающегося проблемами Каспийского региона. С учётом большого аналитического опыта и авторитета Люка Коффи весьма вероятно, что к его мнению прислушиваются высокопоставленные американские чиновники, ответственные за выработку политики Вашингтона в так называемом Большом Каспийском регионе, куда американские эксперты относят страны Центральной Азии, Южного Кавказа и Афганистан.

В преамбуле к статье автор отмечает, что Каспийское море является важным, но часто упускаемым из виду регионом, как для Соединенных Штатов, так и для Европы. Огромные энергетические ресурсы региона могут сыграть значительную роль в ослаблении зависимости Европы от России в отношении нефти и газа. Для Европы стратегически важно получить как можно больше нефти и газа из региона в обход России. Европа уже импортирует нефть и газ из Каспийского моря, в основном из Азербайджана, но ей также крайне необходимы нефть и газ из Центральной Азии. С этой целью США и Европа должны поддержать инициативы по транспортировке нефти и газа, которые соединяют восточный берег Каспия с западным берегом Каспия, минуя как Россию, так и Иран.

Далее американский эксперт акцентирует внимание на ситуации с поставками казахстанской и туркменской нефти на западный берег Каспия.

Он обращает внимание на то, что в начале 2019 года Туркменистан неожиданно прекратил транспортировку нефти в Азербайджан для дальнейшей поставки на глобальный рынок по трубопроводу Баку-Тбилиси-Кара (БТД), решив вместо этого отправить свою нефть в российский порт Махачкала, а затем через морской порт Новороссийск на мировой рынок. Мотивы Ашхабада Люку Коффи неясны, поэтому он предполагает, что это изменение было результатом давления со стороны Москвы. Хотя, как сообщалось в начале прошлого года причиной перенаправления стали исключительно экономические мотивы, в тот числе более низкая ставка на перевалку нефти в махачкалинском порту.

Что касается Казахстана, то он транспортирует свою нефть в Европу через Новороссийск по трубопроводу Каспийского трубопроводного консорциума (КТК). Однако, поскольку на Кашаганском месторождении в Казахстане увеличивается добыча, вполне вероятно, что один КТК не сможет справиться с этим дополнительным объемом. Поскольку в настоящее время трубопровод БТД имеет свободные мощности и обходит Россию, использование трубопровода БТД в дополнение к КТК, по мнению Люка Коффи, имеет смысл для Казахстана и должно поощряться США.

Существенно большее внимание американский эксперт в своей статье уделяет другому громкому проекту с давней историей, а именно Транскаспийскому газопроводу.

Идея строительства газопровода из Туркменистана в Европу через Азербайджан родилась ещё в 1990 годах. Тогда заинтересованные в его строительстве стороны были весьма близки к реализации своих устремлений. Однако приход к власти в России нового президента в 2000 году и формирование им принципиально новой каспийской стратегии страны сняли с повестки дня этот вопрос.

Подробнее здесь:

Вместе с тем, смена администрации в Белом Доме в результате выборов 2016 года стала катализатором возрождения внимания Вашингтона к строительству Транскаспийского трубопровода, в поддержку которого неоднократно высказывался лично президент США Дональд Трамп.

Люк Коффи отмечает, что этот трубопровод является единственным экономически выгодным способом транспортировки природного газа через Каспийское море. Это означает, что сейчас нет выгодного способа доставить газ из Центральной Азии в Европу без прохождения его по территории России или Ирана. Идея строительства газопровода через Каспийское море обсуждалась десятилетиями. Эксперт отмечает три причины, которые могут сдвинуть проект Транскаспийского газопровода с мёртвой точки:

Достигнут прогресс в реализации новых газопроводных проектов в регионе, которые могут только выиграть от подключения к ним туркменского газа. В частности, Азербайджан начал поставлять газ в Турцию в середине 2018 года по Трансанатолийскому газопроводу (TANAP) , и готов отправить газ в Италию по Трансадриатическому газопроводу (TAP) уже в конце текущего году. Таким образом реальные очертания обретает Южный газовый коридор (ЮГК). С расширяемой пропускной способностью до 31 млрд кубометров ЮГК сможет доставлять газ из любого будущего Транскаспийского газопровода.

Европа, Азербайджан и Туркменистан нуждаются в Транскаспийском газопроводе, хотя и по разным причинам. Так, Европа активно ищет альтернативы российским энергоресурсам. Азербайджан пытается укрепить свои позиции как важнейшего энергетического игрока региона. А Туркменистан сталкивается с серьезным экономическим кризисом и нуждается в поиске новых рынков для сбыта своего природного газа.

Конвенция о правовом статусе Каспийского моря подписанная в 2018 году, открыла дорогу для потенциального строительства трубопровода.  Подписанный всеми пятью прикаспийскими странами документ позволяет прокладывать трубопроводы только с согласия стран, участвующих в проекте.

Однако в то время как конечной целью для стран региона является полноценный трубопровод, доставляющий природный газ с восточного побережья Каспия на западный берег, американский эксперт предлагает Баку и Ашхабад несколько умерить свои амбиции и сконцентрироваться на строительстве меньшего масштаба, а именно строительстве соединительного звена между морским месторождением Азери-Чираг-Гюнешли в Азербайджане и оффшорным газовым месторождением газа Банка Ливанова в Туркменистане.

Люк Коффи отмечает, что хотя туркменской стороне, построившей 483-мильный трубопровод Восток-Запад из провинции Мары на берег Каспия, будет сложно снизить свои амбиции – это единственно возможный вариант.

По его мнению, строительство соединительного звена позволит решить ряд актуальных задачи:

Это был бы осязаемый, быстрый и доступный способ продемонстрировать, что восточная сторона Каспия может быть соединена с западной стороной Каспия трубопроводом для доставки природного газа. Строительство соединительного звена между газовыми месторождениями Туркменистана и Азербайджана протяженностью около 42 морских миль может быть осуществлено за 500 миллионов долларов — по сравнению с примерно 1,5 миллиардами долларов для полноценного Транскаспийского трубопровода.

Это поможет укрепить доверие между Азербайджаном и Туркменистаном, которые до сих пор не имеют соглашения о морских границах на Каспии, а в прошлом между ними существовала напряженность и конфронтация.

Вероятно, это будет более приемлемым вариантом с политической точки зрения для Ирана и России, чем полномасштабный трубопровод.  Россия и Иран реализуют активную политику в других странах мира, и вполне возможно, что строительство соединительного элемента не перейдёт ту красную черту, за которой последовали бы тревожные звонки из Москвы и Тегерана.

Кроме того Люк Коффи полагает, что после строительства соединителяБаку и Ашхабад могли бы сосредоточиться изучении вариантов подключения казахстанских газовых месторождений, поскольку некоторые месторождения Казахстана находятся в достаточной близости, чтобы быть коммерчески жизнеспособными.

В заключительной части своей статьиЛюк Коффи акцентирует внимание на тех выгодах, которые может принести США политическая поддержка США проектов по транспортировке нефти и газа из Каспийского региона в обход России.

Завершение Транскаспийского газопровода и получение большего количества нефти с восточного побережья Каспия на мировые рынки в обход России, по его мнению, имеет много преимуществ для Соединенных Штатов. Повышение энергетической безопасности Европы приведет к большей стабильности. Это, в свою очередь, может косвенно повлиять на договорные обязательства США по НАТО. Для реализации этих преимуществ для безопасности США автор предпринять Вашингтону ряд мер:

предложить политическую поддержку строительству Транскаспийского газопровода и Южного газового коридора. Поскольку Европа ищет альтернативы российскому газу, Южный газовый коридор и завершение Транскаспийского газопровода будут играть важную роль. Кроме того, строительство Транскаспийского газопровода поможет ослабить региональную напряженность между Азербайджаном и Туркменистаном;

поощрять региональные страны, когда это возможно, использовать трубопроводы и инфраструктуру в обход России, чтобы доставлять нефть и газ на мировые рынки.  Трубопровод БТД и Южный газовый коридор имеют пропускную способность, которую необходимо заполнить. Вместо того чтобы использовать российские трубопроводы для доставки нефти и газа на мировые рынки, США должны настоятельно рекомендовать Туркменистану и Казахстану искать другие варианты транспортировки нефти и газа. Использование трубопровода БТД и Южного газового коридора дают больше возможностей для интеграции региональной транспортной сети;

реализовывать более заметное присутствие США в регионе.  Несмотря на то, что бывший советник по национальной безопасности Джон Болтон посетил Баку в 2018 году, самым последним визитом на уровне Кабинета министров в Каспийский регион был тур Хиллари Клинтон по Южному Кавказу в 2012 году. Хороший способ начать повторное взаимодействие с регионом с нескольких символических визитов официальных лиц США, входящих в состав кабинета министров.

В заключении Люк Коффи отмечает, что Каспийский регион был, есть и будет оставаться зоной глобального геополитического значения и конкуренции. Если США хотят иметь великую стратегию борьбы с возрождающейся Россией и повышения энергетической безопасности Европы, политики в Вашингтоне не могут игнорировать регион.

Со своей стороны редакция портала «Каспийский вестник» полагает необходимым отметить, что Люк Коффи – не единственный американский эксперт, который в последнее время обращает внимание на выгоды реализации проекта Транскаспийского газопровода для каспийской политики США на современном этапе.

В качестве примера здесь следует привести недавние статьи бывших послов США в Азербайджане Мэтью Брайза (Большой Каспийский регион: новый Шелковый путь, с новым поясом или без него) и Роберта Чекуты (25 лет после «Контракта века»: последствия для каспийской энергетики).

Однако нужно учитывать и более взвешенный взгляд на ситуацию с Транскаспийским газопроводом, которого придерживается корифей  американской каспийской политики бывший специальный советник президента США и Государственного секретаря по энергетике Каспийского бассейна Ричарда Морнингстара.

В своей статье отставной политик высказывает скептическое отношение к мнению о том, что подписанная пятью прибрежными государствами Конвенция по Каспию, сделает более вероятными такие проекты, как Транскаспийский трубопровод.

«Несмотря на то, что это и другие соглашения могут позволить расширить сотрудничество на Каспии, я не согласен с тем, что соглашение означает, что такой трубопровод более вероятен. Последние двадцать лет я утверждал, что Транскаспийского трубопровода не будет при моей жизни, при этом я уже в преклонном возрасте и намерен прожить еще несколько лет. И как бы мне ни хотелось, чтобы такой трубопровод был построен, я не надеюсь, что это осуществится сейчас, когда подписано соглашение», — пишет Р.Морнингстар.

Подробнее в следующей публикации портала «Каспийский вестник»:

22 апреля, 2020

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *

Этот сайт использует Akismet для борьбы со спамом. Узнайте как обрабатываются ваши данные комментариев.

ИСТОРИЧЕСКИЕ ХРОНИКИ
ЗАРУБЕЖНЫЕ СМИ О КАСПИИ
Фото дня
Мы на Facebook
Facebook Pagelike Widget
Яндекс.Метрика
Перейти к верхней панели