Древний порт в Дербенте и его значение – оценки российских и зарубежных учёных
Исторические хроники Каспийского региона

Древний порт в Дербенте и его значение – оценки российских и зарубежных учёных

Найденному в Дербенте древнему порту, казалось бы, предстояло возродить жаркие споры о том сколько же городу на самом деле лет, но по словам историков к вопросу о возрасте Дербента порт отношения не имеет.

Портовая стена обнаружена еще в 1949 году Р.В. Николаевой при обследовании приморских участков оборонительных стен в пределах городского пляжа Дербента в пространстве между северной и южной городскими стенами на глубине 1,3-1,5 м и принята за остатки волнолома или мола. Протяженность сооружения зафиксирована тогда на расстояние 200 м. Существование порта подтвердили подводные геологические исследования О.К. Леонтьева, который принял его за остатки каменной облицовки древней набережной или мола.

«В 1983, 1986 годах во время проводимых нами подводных исследований в акватории Дербента стена была прослежена только на 65 м, ее южная часть оказалась под толщей берегового морского песка. Но в последующем, с поднятием уровня Каспия, она была прослежена в длину на расстояние около 240 м. Остатки этой стены перпендикулярно примыкают к остаткам северной городской стены, упираясь торцевой стороной в сохранившиеся здесь insitu блоки облицовки северной стены, и тянутся в южную сторону под некоторым углом к современной береговой линии. Отсутствие конструктивной перевязки между стенами указывает на разновременность их строительства и, по всей видимости, поперечная стена (как и южная городская стена) была возведена несколько позднее северной. Стена сложена в характерной так называемой сасанидской кладке. Учитывая, что северная стена Дербента была возведена в 568-569 гг., то примерно в это время, около 570 г. была сооружена, очевидно и эта приморская поперечная стена. Место стыка стен имеет абсолютную высоту около –29,5 м, т.е. поперечная стена расположена несколько выше уровня моря времени возведения Дербентского оборонительного комплекса (–31,5-32,0 м). То есть она возводилась на суше, как и часть ныне уходящих в море остатков северной оборонительной стены», — говорит доктор исторических наук, профессор, заслуженный деятель науки Дагестана Муртазали Гаджиев.

По оценке археологов, древний порт был построен еще в VI веке и являлся одним из крупнейших на Каспии. В конструктивном отношении эта стена, по словам Гаджиева, полностью аналогична оборонительным стенам Дербента VI в. Она имеет сухую двустороннюю панцирную облицовку, сложенную из крупных прямоугольных плит, положенных поочередно на ребро широкой и узкой гранью. Тело стены забутовано рваным камнем на известковом растворе. Толщина стены 3,9 м, что немного превышает толщину цоколя других оборонительных стен Дербента. Прослеженная максимальная высота стены 1,5 м. Наряду с обычными блоками были выявлены крупные: размеры использованных ложковых блоков 80-95х65-70х65-75 см, тычковых плит 70-80х33-40х65-75 см. Отдельные блоки имеют длину 103-122 см. Близкие ширина (толщина) и высота ложковых блоков, представляющих фактически квадры, указывают на то, что выявленные остатки стены представляют собой кладку основания стены (в отдельных местах прослежено два ряда кладки), т.к. для верхних рядов стен Дербента характерны более узкие плиты толщиной в среднем 20-35 см.

Судя по параметрам и конструктивным особенностям, можно считать, что выявленные остатки поперечной стены, ныне находящейся в зоне прибоя, являются нижними рядами кладки оборонительной стены Дербента сасанидского периода, защищавшей город со стороны моря. В арабское время, с поднятием уровня Каспийского моря, эта стена оказалась в воде, что, вероятно, и дало повод ал-Истахри (ум. 934 г.) писать о поперечных стенах в море, в гавани Дербента – Баб ал-абваба, и, возможно, стала использоваться в качестве пристани. Ахмад ибн Асам ал-Куфи (ум. 926 г.) в числе ворот Дербента упоминает Якорные Ворота (Баб Арса), которые, вероятно, располагались в поперечной городской стене вблизи моря, а по информации ал-Мукаддаси (ум. ок. 1000 г.), в Дербенте «много есть ворот со стороны моря». Значительно позднее, о портовых воротах города сообщает ЭвлияЧелеби, посетивший Дербент (Демир-капу) в 1647 г. и описавший его в специальном разделе своего Сейахат-наме: «Над портовыми воротами, выходящими на берег моря, на персидском языке написаны стихи и тарих о том, что стены эти после Йездигерд-шаха достраивал Хазар-шах. … Ныне стены и башни [прежней постройки] виднеются и в глубинах моря. Длина стены, идущей от берега моря, равна расстоянию, которое пролетает стрела».

Вполне возможно, что Дербентский порт был важнейшим торговым пунктом на волжско-каспийской международной водной трассе. Один из путей «Шелкового пути» вел от Итиля поворачивал на юг и, то немного удаляясь, то прижимаясь к берегу Каспия, вел к Дербенту и далее – в богатые страны Востока. Вероятно, этот порт и встречал торговые суда.

«Первое упоминание о каспийском пути началось с VIII века. С подавлением арабов, хазары мигрировали на Нижнюю Волгу. В городе Итиль найдены арабские монеты, они же проходили как плата от России до Скандинавии вплоть до 10 века. Был ли Дербентский порт перевалочной базой – неизвестно. Если судить по логике, ближайший для астраханского порта – махачкалинский, но он был создан куда позднее. А следующий – Дербентский. Наверняка существовали точки и туда заходили корабли. Есть сведения, что из России купцы ехали до Багдада, несомненно существовали связи. У нас нет точных сведений, что товары поступали в Дербент, но это скорее всего возможно», — считает старший научный сотрудник института океанологии им. П. П. Ширшова Сергей Котеньков.

Археолог отмечает, что аналогичный дагестанскому каменный якорь нашли в дельте Волги, что говорит о морской связи между населенными пунктами в этом регионе. Большинство товаров проходило из Каспия по Волге, дальше к Руси и доходили до Скандинавии. У нас все первые поселения появились в хазарское время и все они располагались на берегах крупных речных проток, где и находили импортные товары, в том числе привезенные из западного берега каспийского моря. О Каспии в средневековье писалилибо арабские, либо персидские источники.

«Дербент был своеобразным буфером между хазарским государством и арабским халифатом. Хазары сдерживали продвижение арабов на север, в том числе вдоль Каспийского моря. Позже арабы все-таки закрепились в Дербенте. Возможно, во время затяжных арабо-хазарских войн порт перестал существовать. Его, как порт, упоминали даже итальянцы, побывавшие в Дербенте. Они через этот порт шли на разведку путей для торговли», — заключает Котеньков.

Археолог, доктор исторических наук, специалист по истории Северного Кавказа Александр Кудрявцев в интервью информационному порталу «Кавказ сегодня» рассказал, чем же интересна эта находка: «Есть возможность посмотреть и, при желании, изучить детали, которые ранее не были замечены. Предполагаю, что стена строилась на суше. Там даже очертания башни есть, которая обращена в море. В средневековье, это пространство между стенами – был порт. Однозначно, порт, потому что все арабские авторы называют это портом. Говорят, что это один из самых крупных портов на Каспийском море для товаров, которые шли от крупнейших стран Древнего мира. Шелковый путь и т.д. Дербент, пишут, напоминает порты Бейрута и Тира. Две стены уходили в море, закрывались цепью и, без разрешения коменданта порта, ни один корабль не мог ни войти, ни выйти. В принципе, средневековый период, стена могла использоваться как причал. В этой акватории мы находили большое количество малокерамики. Нашли кирпич, на котором было написано «scotland» — Шотландия, китайский фаянс, фарфор».

Свое мнение по этому поводу высказал и научный сотрудник Центра центрально-евразийских исследований Университета Мумбаи, президент культурно-образовательного общества ALFAAZ Шоаиб Хан: «Есть доказательства того, что Шелковый путь достиг Кавказа, Каспия и близлежащего региона. Возможно, Шелковый путь проходил через этот порт, или этот регион имел свой собственный торговый путь, который должен быть связан с Шелковым путем».

Автор: Диана Муталибова

10 апреля, 2021

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *

Этот сайт использует Akismet для борьбы со спамом. Узнайте, как обрабатываются ваши данные комментариев.

ИСТОРИЧЕСКИЕ ХРОНИКИ
ЗАРУБЕЖНЫЕ СМИ О КАСПИИ
Фото дня
Мы на Facebook
Facebook Pagelike Widget
Яндекс.Метрика
Перейти к верхней панели