Экономические последствия украинских событий для Азербайджана — обзор Caliber.Az
Комментарии экспертов

Экономические последствия украинских событий для Азербайджана — обзор Caliber.Az

После начала российской специальной военной операции на Украине 24 февраля и введенных в этой связи со стороны США, ЕС и ряда других ведущих стран Запада и Востока санкций экономика РФ переживает беспрецедентное давление. Ослабление экономики России прямым и косвенным образом затронет ее соседей и торговых партнеров. Однако в случае с Азербайджаном имеются несколько иные нюансы, пишет обозреватель Caliber.Az Хазар Ахундов.              

В настоящее время Россия занимает третье место среди внешнеторговых партнеров Азербайджана, и на ее долю приходится порядка девяти процентов всего внешнеторгового оборота страны. В минувшем году азербайджано-российские торгово-экономические связи переживали уверенный рост, после 11,6%-ного замедления в пандемическом 2020 году. Товарооборот между странами составил $3 млрд, увеличившись на 12,1%, причем объемы азербайджанского экспорта продемонстрировали небывалый рост — 29,8%. Примечательно, что основу взаимной торговли составляла продукция ненефтяного сектора и, в частности несырьевая промышленная и аграрная продукция лежала в основе азербайджанских поставок. Одновременно с ростом торговли стремительно продвигались взаимовыгодные проекты с инвестиционной компонентой  в сфере автопроизводства, транспорта, банковского сектора, льготного кредитования и т.д. Также в минувшем году Агентство продовольственной безопасности Азербайджана (АПБ) и «Россельхознадзор» согласовали обмен данными по санитарным мерам для расширения поставок свежей плодоовощной продукции на рынок РФ.       

Однако, удастся ли Москве и Баку в нынешней непростой ситуации обеспечить торговый рост на уровне прошлогодних показателей? Вопрос более чем сложный, с учетом усиливающегося прессинга на российскую экономику: так, США, Канада, Великобритания и страны ЕС приняли решение отключить ряд российских банков от системы SWIFT с перспективой расширения списка кредитных структур. Эти ограничения создадут трудности для финансовых платежей внутри страны, и что более чем очевидно, обрушат финансовую составляющую внешней торговли. Причем не только с западными странами, но и с постсоветским регионом, в частности, с Азербайджаном. На фоне массового сброса зарубежными инвесторами ценных бумаг (доли участия в российских энергетических, промышленных, финансовых структурах) наблюдается падение биржевых котировок акций российских компаний, также ЕС запретил листинг ценных бумаг российских госкомпаний.

Как сообщил Caliber.Az эксперт, научный сотрудник Института экономики РАН Александр Караваев, пока не пострадали транзакции в рамках системы быстрых платежей, которая поддерживает в первую очередь транзакции карточной системы «Мир». Это крайне чувствительный момент для работающих в РФ азербайджанских трудовых мигрантов и субъектов микробизнеса, и можно предположить, что даже при расширении санкций и отключении новых банков от системы SWIFT денежные переводы из России в Азербайджана будут осуществляться беспрепятственно. Однако, здесь наметится тенденция сокращения доли долларовых транзакций с заметным ростом рублевых переводов.  

Ограничение доступа России к международному ссудному капиталу и блокировка зарубежных счетов ряда банков (ВТБ, Сбер), может создать проблемы и для финансирования проектов в Азербайджане. В том числе в силу санкций против «Росэксимбанка» под угрозой находятся и достигнутые в прошлом году соглашения с «Российским экспортным центром» (РЭЦ), при поддержке которого десятки российских компаний привлекли к реализуемым в Азербайджане проектам на сумму свыше $200 млн. Более того, ожидалось, что в ближайшие несколько лет должны были быть заключены контракты на реализацию еще порядка 150 новых инвестиционных проектов. В текущем году Торгпредство РФ при партнерстве VTB Bank (Azerbaijan) планировало запустить электронную торговую площадку для деловых кругов двух стран: главным преимуществом этой системы был обозначен доступ к льготным финансовым продуктам, но такая возможность сегодня видится крайне призрачно.

Будут ли реализованы эти финансовые и инвестиционные начинания или заморожены до лучших времен, — вопрос неоднозначный. Также пока неясно, в какой мере падение доходов российского населения и сворачивание промышленной деятельности в РФ отразится на уровне спроса на азербайджанскую плодоовощную и иную аграрную продукцию, на поставки химического сырья, стройматериалов, труб, текстиля, и т.д.

Тем не менее, вопреки усилению санкционного давления, Россия не намерена сворачивать торговое сотрудничество со странами ближнего зарубежья.  Так, по словам эксперта А.Караваева, Азербайджан, Грузия, страны Центральной Азии предпочли не примыкать к международным санкциям, что открывает «окно возможностей» для кратного расширения деловых связей с Россией. «Все азербайджано-российские стратегические проекты, обсуждавшиеся на межправительственном уровне, будут безусловно выполняться, даже несмотря на сложности с финансированием. В нынешних непростых условиях придерживающиеся «нейтралитета» постсоветские страны обретают особую значимость для Москвы как с точки зрения торгового партнерства, так и в качестве некого транзитного моста для вывода российской продукции на международные рынки. Речь прежде всего идет о рынках стран Персидского залива, Ирана, Индии, Пакистана, государств Азии и т.д., то есть государств, не подключившихся к санкционным мерам Запада», — полагает А. Караваев.

В свою очередь, по его словам, этот механизм может быть использован и для реверсных поставок в РФ оборудования, стратегического сырья и т.д. Очевидно, что для России в этом плане будет крайне приоритетным формирование реализации комплекса начинаний по развитию транспортного коридора «Север-Юг» и связанных с ним логистической инфраструктуры.

Не исключено, что со временем в Азербайджане и других партнерских странах региона увеличится вложение средств в СП, через которые будет налажена отверточная сборка/комплектация и вывоз российской (ребрендированной) промышленной продукции на внешний рынок, считает А.Караваев. Очевидно, что такие схемы сулят странам региона приток российских инвестиций, они повысят маржинальность сборочных предприятий, и поднимут уровень комиссии при реэкспорте товаров.      

Здесь необходимо отметить еще несколько моментов: в рамках антироссийских санкций было не только закрыто «небо» для российских авиаперевозчиков, в скором времени европейским лизинговым компаниям предстоит вернуть порядка 515 самолетов из России общей стоимостью порядка $10 млрд, также РФ отказано в покупке новых Боингов и Эйрбасов и запчастей к ним. Уже сегодня на российском рынке возник дефицит услуг на воздушные перевозки, и пассажиры и грузоперевозчики из этой страны в экстренном порядке обратятся к партнерам в СНГ, в том числе к Азербайджану. Учитывая масштабы санкций, это сулит весьма неплохие дополнительные доходы азербайджанским AZAL и Silkway West Airlines. Причем, ощутимая доля поступлений ожидается за счет предоставления коридора через воздушное пространство Азербайджана и оказания услуг аэронавигации для российских авиалайнеров.
Новые возможности открываются для Азербайджана и в сегменте перевалки части сухих грузов из стран Центральной Азии (удобрения, рудные концентраты, нефтехимическая продукция), переваливаемых через Волго-Донской канал и Азовское море. Теперь, в условиях боевых действий в Азовском море, а также санкций и ограничения на вход российских судов в черноморские порты эти грузы могут направляться в порты Алят и Говсан и далее по железнодорожному коридору Баку-Тбилиси-Карс в Турцию или через порты Грузии в страны Причерноморского региона.

Пока США и ЕС не ввели санкций на экспорт нефтегазовой продукции из России. Однако, если конфликт в Украине не разрешится в скором времени, то не исключено, что под ограничения со временем подпадет и российский энергетический экспорт. А это, в свою очередь, может привести к изменениям схем перевалки углеводородов в Каспийском регионе. В частности, эксперты полагают, что консорциум по казахстанскому месторождению «Тенгиз» может рассмотреть вариант переброски экспорта нефти, идущей сегодня по территории РФ посредством трубопровода «КТК», на коридоры в Азербайджане — Баку-Тбилиси-Джейхан (БТД) или через нефтепровод «Супса», возможен также вариант железнодорожно-паромной перевалки на нефтяной терминал в порту Кулеви. В этом случае Азербайджан улучшит позиции главного нефтеперевозчика на Каспии, как это было до энергетического кризиса 2014 года.

Caliber.Az

20 марта, 2022

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *

Этот сайт использует Akismet для борьбы со спамом. Узнайте, как обрабатываются ваши данные комментариев.

ИСТОРИЧЕСКИЕ ХРОНИКИ
ЗАРУБЕЖНЫЕ СМИ О КАСПИИ
Фото дня
Наши партнеры
Яндекс.Метрика
Перейти к верхней панели