Эксперты Каспийского политического центра об отношениях США и стран Центральной Азии
Геополитика и геоэкономика, Зарубежные материалы по Каспию

Эксперты Каспийского политического центра об отношениях США и стран Центральной Азии

Сразу после встречи министров иностранных дел стран Центральной Азии и США в формате «C5+1» эксперты Каспийского политического центра — ведущего мозгового центра США, занимающегося каспийской тематикой —  Ричард Э. Хоугланд и Майкл С. Репасс подготовили статью для американского издания The Diplomat под названием «Активизация дипломатических отношений США с Центральной Азией».

Справка редакции: Напомним, что встреча в формате «C5+1» состоялась 22 сентября 2021 года на полях 76-ой сессии Генеральной Ассамблеи ООН в смешанном формате. Во встрече приняли участие Государственный секретарь США и министры иностранных дел Кыргызстана, Таджикистана, Узбекистана, а также прикаспийских стран — Казахстана и Туркменистана.

Перевод материала, проливающего свет на текущие цели политики Вашингтона в регионе, подготовлен редакцией портала «Каспийский вестник» (текст оригинальной статьи публикуется без сокращений и в формулировках американских экспертов):

Много слов было сказано по поводу вывода Соединенных Штатов из Афганистана, и в ближайшие годы заключительная глава 20-летней саги Америки в этой стране будет тщательно проанализирована. Но по мере того, как пыль оседает в Кабуле, остается один серьезный вопрос, который стоит задать: что, если бы США нуждались в какой-то форме помощи, а последующие призывы о помощи остались без ответа? Трудно представить, насколько более хаотичным мог бы быть процесс эвакуации, если бы призывы о столь необходимой помощи были отвергнуты.

К счастью, этот вопрос пока остается гипотетическим. Например, Турция и Азербайджан сыграли решающую роль в процессе эвакуации, начиная с обеспечения контингентов безопасности вокруг аэропорта в Кабуле и заканчивая организацией логистического узла из Баку для самолетов, помогающих в эвакуации. Важность этого сотрудничества просто невозможно переоценить в плане содействия способности Вашингтона ускорить свой вывод из Афганистана.

Тем не менее, в то время как военное участие США в Афганистане официально приблизилось к завершению, более широкие стратегические задачи в Центральной Азии и на Кавказе далеко не решены. Наиболее очевидные и актуальные проблемы, такие как растущие геополитические угрозы со стороны России и Китая, требуют международного сотрудничества. Более туманные перспективы, такие как угроза возрождения исламского экстремизма в регионе, потребуют активного сотрудничества со между США и их союзниками. Каждый из этих примеров указывает на необходимость инновационного дипломатического подхода США в Центральной Азии. В конечном счете, США добьются успеха только за счет оживления и укрепления своих отношений с ключевыми союзниками в регионе.

Необходимость внимания и участия США в делах Евразии – посредством активных, инновационных дипломатических подходов – очевидна. С этой целью стоит повторить принципы стратегии США для Центральной Азии, которые были указаны в Стратегии Государственного департамента США для региона в феврале 2020 года. Они включают в себя шесть основных направлений: поддержка и укрепление суверенитета и независимости государств Центральной Азии, как в отдельности, так и рамках региона в целом; снижение террористических угроз в Центральной Азии; расширение участия и поддержка стабильности в Афганистане; поощрение связей между Центральной Азией и Афганистаном; содействие верховенства закона и соблюдению прав человека; и содействие инвестициям Соединенных Штатов в развитие Центральной Азии.

Эти принципы не только отражают непреходящие взаимные интересы, но и служат своевременным напоминанием о том, что внешнеполитические цели Соединенных Штатов в регионе не изменились, несмотря на бурные события последних недель. Крайне важно подчеркнуть этот момент, поскольку государства в Центральной Азии подвержены быстро меняющимся и разрушительным экономическим и политическим проблемам, которые потенциально угрожают внутренней стабильности. США могут оказать твёрдую поддержку критически важным союзникам в регионе.

Важно отметить, что этот подход должен начинаться с решения Соединенными Штатами краткосрочных проблем, с которыми сейчас сталкиваются прифронтовые государства в результате вывода войск из Афганистана. Эти проблемы будут включать безопасность границ, миграцию и перемещение населения, оказание гуманитарной помощи перемещенным лицам, а также борьбу с незаконным оборотом наркотиков и вооружений. Крайне важно будет прийти к консенсусу для определения путей решения таких вопросов, как количество афганских беженцев, которых соседние страны должны принять в неопределенном будущем, какая роль отводится ООН. Следует принять участие в этом процессе, а также бороться с оттоком оставшегося оружия и последующими угрозами стабильности.

Активизация взаимодействия будет особенно важна в свете усиления давления со стороны России и Китая. Вывод войск США привёл к росту антиамериканской риторики со стороны этих двух стран. Так, представительница министерства иностранных дел Китая заявила, что «Американский миф разрушен», а российская телекомпания RT заключила «мораль этой истории в том, что не следует помогать Звездам и полосам». Помимо пиар-кампании, Китай заявил о планах оказания иностранной помощи, объявив что направит в Афганистан продовольственные и медицинские товары на сумму 31 миллион долларов. В конечном счете, аксиомой является и то обстоятельство, что Россия заполнит любой вакуум безопасности в регионе и будет противодействовать тому, что она воспринимает как нестабильность на своей периферии.

Одной из опасностей, с которой столкнутся все страны региона, является потенциальная возможность возрождения исламского экстремизма. Государства Центральной Азии вполне могли бы увидеть возрождение исламистских движений в своих странах после того, как те стали свидетелями успеха талибов в Афганистане. Китай фактически уже выразил озабоченность по поводу Исламского движения Восточного Туркестана (ETIM). Учитывая потенциальную возможность распространения в регионе аналогичных радикальных экстремистских идеологий, первостепенное значение будет иметь скоординированный и стратегический подход к противодействию этим угрозам.

В конечном счете, «инновационная дипломатия» должна быть чем-то большим, чем просто концепция или просто заявления из Вашингтона. В своих выступлениях по Афганистану президент Джо Байден призвал начать «новую эру» использования американской мощи. Он прав – и многие уроки будут извлечены из вывода войск США из Афганистана. Американские политики должны обеспечить, чтобы эта новая эра подразумевала необходимость постоянного взаимодействия и сотрудничества со своими союзниками в Каспийском регионе. Сейчас наиболее насущной потребностью являются визиты США на очень высоком уровне в ключевые страны региона, чтобы продемонстрировать, что Соединенные Штаты четко понимают их нынешнюю тревогу и привержены поиску долгосрочных совместных решений. В дальнейшем, будущие действия США в регионе должны вселить веру и уверенность в нашу готовность и способность быть партнером в интересах стабильности и развития в регионе. Добрые намерения и обмен заявлениями на этот раз не помешают этому; США должны повысить прозрачность своих инициатив, а также своих визитов на высоком уровне, чтобы быть силой добра и прогресса.

Об авторах:

Посол (в отставке) Ричард Э. Хоугланд является председателем Программы Каспийского политического центра в области безопасности и политики. Ранее он занимал должность первого заместителя помощника госсекретаря по делам Южной и Центральной Азии в Государственном департаменте. Он также занимал должности посла США в Таджикистане (2003-2006) и посла США в Казахстане (2008-2011).

Генерал-майор (в отставке) Майкл С. Репасс-старший — научный сотрудник Каспийского политического центра. Во время своей карьеры в армии США он командовал Объединенной оперативной группой специальных операций на Аравийском полуострове во время операции «Свобода Ирака» и дважды служил в Командовании специальных операций в Европе в Штутгарте, Германия, сначала в качестве заместителя командующего, а затем в качестве командующего генерала.

Подготовил Влад Кондратьев

1 октября, 2021

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *

Этот сайт использует Akismet для борьбы со спамом. Узнайте, как обрабатываются ваши данные комментариев.

ИСТОРИЧЕСКИЕ ХРОНИКИ
ЗАРУБЕЖНЫЕ СМИ О КАСПИИ
Фото дня
Мы на Facebook
Facebook Pagelike Widget
Яндекс.Метрика
Перейти к верхней панели