Эксперты оценили транспортно-логистический потенциал Азербайджана
Каспийский транзит

Эксперты оценили транспортно-логистический потенциал Азербайджана

В последние дни в СМИ Азербайджана опубликованы экспертные оценки транспортно-логистического потенциала Азербайджана

Российский эксперт, научный сотрудник Института экономики РАН Александр Караваев в комментариях для агентства Trend отмечает, что Азербайджан в ближайшее время сможет увеличить транзитный грузопоток на 40 процентов. По его словам, в рамках поддержания инфраструктуры проекта «Один пояс — один путь» на Каспии ни о каких серьезных китайских инвестициях в основные порты Актау и Баку речь не шла.

«Эти объекты инфраструктуры развивались исключительно как национальные проекты Казахстана и Азербайджана, а внешние инвесторы были из ОАЭ и инфраструктурных мировых банков. В то же время Пекин уделял пристальное внимание развитию порта Гвадар в Пакистане, так как он был необходим и для переноса потока контейнеров из перегруженных портов тихоокеанского побережья КНР, и как способ конкуренции с Индией», — сказал Караваев.

По мнению эксперта, наиболее оптимальный сценарий для Азербайджана и его партнеров в проекте «Один пояс — один путь» — создание единой управляющей компании этого маршрута.

«По-прежнему масса сложностей сохраняется из-за множества операторов на линии транзита. Развитие каспийского сегмента трансъевразийского транзита по-прежнему остается задачей стран этого региона», — сказал Караваев.

Также эксперт считает, что ситуацию упрощает наличие железнодорожного сегмента Баку-Тбилиси-Карс и присутствие здесь единого оператора в лице азербайджанских компаний ADY Container и Alliance Logistics. В этом плане азербайджанская инфраструктура логистических услуг наиболее развита.

«Инфраструктура железнодорожных перевозок, столкнувшись с взрывным ростом трансъевразийских перевозок по железным дорогам, вызванным пандемийной блокировкой китайских портов, просто не справилась с наплывом грузом. Отсюда проблемы с контейнерами и прочие сложности. В частности, по основным линиям коммуникаций Китай-Россия-ЕС, Китай-Казахстан-Россия-ЕС в 2021 году был зафиксирован рост более чем на 50 процентов (568 тысяч контейнеров за девять месяцев 2021 года). Однако транскаспий как дублирующий маршрут принимает в десятки раз меньше грузов, но и тут был зафиксирован рост на рекордные 84 процента», — добавил он.

Азербайджанский эксперт Хазар Ахундов в статье для Caliber.Az пишет, что транспортно-логистический потенциал Азербайджана, сориентированный на развитие коридора «Запад-Восток», в последний период обрел качественно новые возможности для расширения транзита. Ключевыми здесь являются два фактора: победа Азербайджана в Карабахской войне, с перспективой открытия Зангезурского коридора, а также заметно возросший интерес Китая к внутриконтинентальным сухопутным перевозкам по маршруту «Один пояс — один путь». Причем китайский железнодорожный транзит уже сегодня формирует немалую долю грузов, перевозимых по территории страны. Так, в минувшее воскресенье из китайского города Уве в Грузию отправился первый регулярный контейнерный поезд, который приблизительно через десять дней пересечет территорию Азербайджана.     

«Достаточно долгий период (2000-2014 годы) основу железнодорожно-морских грузоперевозок из Центральной Азии транзитом через Южный Кавказ в направлении Турции и Европы составляла нефть, продукция нефтехимии, зерно, хлопок, рудные концентраты. Доля транзита китайских промышленных товаров тогда была несопоставимо мала как по причине большей выгодности трансокеанических перевозок для китайских экспедиторов, так и в силу отсутствия прямого сухопутного железнодорожного выхода на Турцию. Все предназначенные для Турции и Европы грузы перегружались на сухогрузы и паромы в черноморских портах Грузии, что отнимало время и увеличивало расходы», — отмечает Хазар Ахундов.

По его оценке, устоявшийся порядок стал меняться в период глобального энергетического кризиса 2014-2017 годов, когда из-за резкого снижения спроса и цен на энергоресурсы и роста транспортных издержек Казахстан фактически прекратил танкерную перевалку своей нефти через Каспий. Восполнить возникшую пустоту было решено расширением перевалки ненефтяных грузов из государств Центральной Азии, а также реверсной поставки турецкой промышленной продукции. Собственно, под эти цели и был заточен созданный семь лет назад Транскаспийский международный транспортный маршрут (ТМТМ), рассчитанный на перевозку контейнерных мультимодальных грузов между Казахстаном, Азербайджаном, Грузией и Турцией. Успеху начинания способствовало открытие в октябре 2017 года железнодорожного коридора Баку-Тбилиси-Карс (БТК), к тому же в тот период Китай стал активно продвигать свою инициативу «Один пояс — один путь», и в пилотном режиме было запущено несколько контейнерных поездов из китайских городов транзитом через Центральную Азию на Южный Кавказ и в Турцию. 

«В последующие годы активность стран-участниц маршрута ТМТМ лишь увеличивалась: транзитом через Азербайджан следовала широкая номенклатура несырьевых грузов, контейнеров, и в особенности перевозимых автомобильным транспортом товаров (преимущественно строительных материалов, аграрного и рудного сырья, продовольствия, одежды). Если 5-6 лет назад между портами «Ени Бакы» в Аляте и казахстанским Актау в обоих направлениях за год проходило порядка одной-полутора тысяч большегрузных камионов, то в последние пару лет эти показатели многократно возросли. Одновременно рос и китайский транзит, особенно после запуска в 2019 году контейнерного поезда China Railway Express. Работа в этом направлении позволила добиться двукратного роста количества перевезенных поездами контейнеров: с 15 тыс. в 2018 году до 30 тыс. в 2019-м», — отмечает азербайджанский эксперт.

Несмотря на глобальный пандемический кризис 2020 года, снизивший на четверть темпы перевалки грузов по коридору Европа-Кавказ-Азия (TRACECA), участники маршрута ТМТМ — компании ADY Container (Азербайджан), KTZ Express (Казахстан), GR Logistics (Грузия) и Pacific Eurasia Logistics (Турция) — продолжили работу по организации движения регулярных контейнерных поездов, способствуя формированию конкурентоспособного и устойчивого сервиса по перевалке мультимодальных грузов. В частности, участники маршрута ТМТМ сумели наладить с февраля текущего года отправку блок-поездов из китайского Циндао до Тбилиси, более того, планировалось обеспечить отправку около 50 таких контейнерных составов между Китаем и Южным Кавказом.

Хазар Ахундов также отмечает, что свою лепту в эти процессы внесет и новый регулярный контейнерный поезд, отправившийся в минувшее воскресенье из города Уве в китайской провинции Ганьсу транзитом через Казахстан и Азербайджан в Грузию, куда состав прибудет ориентировочно через 12 дней. Ожидается, что железнодорожные контейнерные перевозки по данному маршруту станут регулярными, и помимо Грузии будут продолжены в направлении Европы. Вполне очевидно, что выгоду от этого извлечет и Азербайджан, как в качестве страны-транзитера, а также за счет отправки собственных грузов при реверсной загрузке блок-поезда. 

В целом, в 2021 году отмечена высокая интенсивность перевалки мультимодальных контейнерных грузов. Так, согласно данным дочерней компании ЗАО «Азербайджанские железные дороги» — ООО ADY Container, в январе-октябре текущего года посредством железнодорожных линий страны было перевезено 66,878 тыс. TEU-контейнеров и обеспечен 13%-ный рост относительно соответствующих показателей прошлого года. В том числе посредством коридора БТК за отчетный период было перевалено 20,360 тыс. TEU-контейнеров, для сравнения годом ранее эта цифра составила 11,9 тыс. контейнеров. В целом же по азербайджанскому сегменту транспортного коридора «Восток-Запад» было перевезено 30 тыс. TEU-контейнеров, с соответствующим ростом на 41%.

«Свой интерес к Зангезурскому коридору имеет и Китай в рамках своей стратегии «Один пояс — один путь», предусматривающей постепенное наращивание сухопутного сегмента перевалки грузов в направлении Турции и Европы. Причем, в последнее время этот интерес в заметной мере связан с изменениями цен в транспортно-логистической цепочке морских перевозок. Постпандемический негатив, обернувшийся в начале года сбоем налаженных транспортных схем и ростом издержек, привел к нехватке контейнеров и росту цен на морские контейнерные перевозки в Китае, в результате стоимость морского фрахта контейнеров возросла с 1,5-3 тыс. до 6–12 тыс. долларов за контейнер, в зависимости от направления. В сложившихся обстоятельствах стоимость перевозки китайских грузов по суше обходится лишь немногим выше подорожавших морских тарифов. Интерес Китая к сухопутным маршрутам во многом возрос и в связи с произошедшей в первой половине года аварией сухогруза в Суэцком канале, на длительный период прервавшей транспортное сообщение Азии со Старым светом», — отмечает эксперт.   

Ссылаясь на национального секретаря Межправительственной комиссии транспортного коридора TRACECA по Азербайджану Руфата Байрамова, Хазар Ахундов отмечает, что сегодня все страны региона, включая Азербайджан, понимают важность развития контейнерных перевозок. Между Китаем и Европой ежегодно перевозится более 200 млн тонн грузов, порядка 90% грузов приходится на морской транспорт, 10% — сухопутные транспортные коридоры. Однако, несмотря на высокие тарифы перевозок по железной дороге, по морю груз идет 40-50 дней, а по железной дороге, в зависимости от протяженности маршрута, — 10-20 дней. Последний фактор крайне важен, особенно при поставках одежды, бытовой техники, иных потребительских товаров, так как их своевременный выход на рынок зачастую важнее стоимости доставки.

«Тем самым очевидно, что сосредоточенный на расширении торговых и инвестиционных проектов Китай и впредь будет заинтересован в расширении железнодорожной инфраструктуры в Центральной Азии и на Южном Кавказе, а ключевым бенефициаром этих процессов вместе с Казахстаном станет и Азербайджан. Собственно, поэтому наша страна прилагает максимум усилий для скорейшего открытия свободной экономической зоны (СЭЗ) Алят, расширения здесь контейнерных терминалов, формирования логистической зоны с расчетом на обширный Прикаспийский регион», — резюмирует Хазар Ахундов.

Влад Кондратьев

18 декабря, 2021

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *

Этот сайт использует Akismet для борьбы со спамом. Узнайте, как обрабатываются ваши данные комментариев.

ИСТОРИЧЕСКИЕ ХРОНИКИ
ЗАРУБЕЖНЫЕ СМИ О КАСПИИ
Фото дня
Мы на Facebook
Facebook Pagelike Widget
Яндекс.Метрика
Перейти к верхней панели