Эксперты РОП оценили текущий этап реализации проекта МТК «Север – Юг»
Комментарии экспертов

Эксперты РОП оценили текущий этап реализации проекта МТК «Север – Юг»

В Астрахани объявлено о дноуглубительных работах в Волго-Каспийском морском судоходном канале. Единственная водная артерия, соединяющая внутренние водные пути России с Каспийским морем, – в настоящее время одно из узких мест международного транспортного коридора «Север – Юг». Масштабный инфраструктурный проект, инициированный в начале третьего тысячелетия, в контексте новых геополитических реалий вновь оказался в центре всеобщего внимания. Свою оценку МТК в статье на сайте Российского общества политологов дали эксперты Сергей Кротов и Александр Стризое.

Путь в обход Суэца

12 сентября 2000 года в ходе 2-й евроазиатской конференции по транспорту в Санкт-Петербурге было подписано межправительственное соглашение между Россией, Ираном и Индией о создании коридора «Север – Юг». Позднее к проекту присоединились Азербайджан, Армения, Белоруссия, Казахстан, Сирия.

Международный транспортный коридор «Север – Юг» – мультимодальный маршрут транспортировки грузов из стран Азии в Европу через Россию. Исходная или конечная, в зависимости от направления движения, точка в Азии – порт Мумбаи в Индии. Хотя некоторые эксперты уже говорят о Вьетнаме и Шри-Ланке. В России пункты входа на территорию страны – порты Махачкала, Астрахань, Оля. Оттуда маршрут пролегает до Санкт-Петербурга, который иногда называют точкой «распыления» на европейские государства. Изначально предполагалось, что конечным пунктом коридора станут страны Северной Европы.

Главным преимуществом МТК «Север – Юг» называют уменьшение сроков доставки. Так, в сравнении с морским маршрутом через Суэцкий канал расстояние сокращается более чем в 2 раза, что влияет и на время в пути, и на стоимость перевозок.

Несмотря на прошедшее с момента инициирования проекта время, в полную силу коридор еще не заработал. Грузооборот всех каспийских портов составляет около 3,1 млн т (данные за 2020 год), то есть около 1% от всего российского грузооборота. Тем не менее за прошедшие годы создано много инфраструктурных объектов, которые позволяют в ближайшее время в разы увеличить его пропускную способность.

– Действия некоторых стран, их желание закрыться от России – не Россию закрыть, а именно закрыться от России, даже в ущерб себе – показали, насколько важно в современном мире диверсифицировать транспортные потоки, расширить коридоры в направлении предсказуемых ответственных партнеров, – подчеркнул Президент РФ Владимир Путин на совещании по развитию отдельных направлений транспортного комплекса, где в том числе обсуждалась и ситуация в южных регионах страны в контексте формирования МТК «Север – Юг».

Сквозной путь от Петербурга до Каспия

– Звучат мнения, что коридора как такового не существует, потому что нельзя проложить непрерывную цельную линию на карте, но это не так, – объясняет (эксперт Российского общества политологов — прим. РОП), помощник декана факультета политологии МГУ, член клуба экспертов Нижнего Поволжья Сергей Кротов. – МТК «Север – Юг» имеет мозаичную структуру, но сквозной путь от Северной столицы до Каспия практически проложен. Это дороги, железнодорожные пути, порты. Сюда входят 7 портов Санкт-Петербурга, включая универсальный порт Усть-Луга, трассы М11, М6, М4, астраханские порты Астрахань, Оля, Махачкала, порт в Калмыкии Лагань.

Еще в нулевых, отметил эксперт, построена железнодорожная ветка в порт Оля, там сейчас создана особая экономическая портовая зона. В течение последних лет вопрос решался, и программа практически выполнена. Впереди – унификация таможенных процедур, обеспечение объектов связью, цифровизация процессов. Многое сделано и в Волгоградской области: построены мосты через Волгу, Ахтубу, сейчас завершается возведение последней транспортной развязки. И здесь необходимо подчеркнуть, что на расстоянии от Саратова до Астрахани, то есть почти на 900 км – это единственный транспортный переход через Волгу. В Краснооктябрьском районе Волгограда практически построен крупный логистический комплекс, еще один планируется возвести в Волжском.

На фото: С. Кротов (источник caspian2021.mmco-expo.ru)

– Сейчас под пристальным вниманием находятся порты Камышина, Калача-на-Дону, Волгограда и Волжского. Волгоград становится крупным транспортным хабом, – отмечает Сергей Кротов.

Об особой транспортно-логистической роли южных регионов страны говорят и другие специалисты.

– Еще в середине 90‑х годов прошлого века Российская академия наук обнародовала свою позицию, согласно которой доходов от продажи углеводородов России будет хватать до середины XXI века, – напоминает (волгоградский эксперт Российского общества политологов — прим. РОП) профессор кафедры социологии и политологии Волгоградского государственного университета Александр Стризое. – Они предложили использовать географическое положение страны для восполнения потерянной выгоды: по их расчетам, только увеличение транзита по Транссибу способно дать в перспективе доход, сопоставимый с доходами от экспорта углеводородов. Так что идея о подобном транспортном коридоре не нова. А сейчас, когда отношения со странами Запада находятся в кризисе, ломаются логистические цепочки, она актуализируется, Волгоград занимает выгодное положение: это точка, где транзит грузов может быть переведен с автомобильного и железнодорожного на речной и морской транспорт.

Но здесь, полагает эксперт, в некотором смысле Астрахань выступает конкурентом. В любом случае впереди еще много работы. Это проект на стратегическую перспективу, важно готовить специалистов, что потребует возрождения такой науки, как экономическая география.

На фото: А. Стризое (источник pobeda26.ru)

В этом направлении, кстати, задел положен: в прошлом году в Волгоградском государственном университете создан центр изучения Каспийского региона, где готовят студентов, которые смогут хорошо ориентироваться в специфике территории.

Главное преимущество МТК «Север – Юг» – сокращение временных затрат на осуществление перевозок. Сроки доставки грузов из Мумбаи в Санкт-Петербург по традиционному маршруту, проходящему через Суэцкий канал, составляют от 30 до 45 дней, в то время как сроки доставки по сухопутному маршруту МТК «Север – Юг» могут варьироваться от 15 до 24 дней. Основными грузами МТК «Север – Юг» может быть продовольствие, металлы, древесина, бумага, машины и оборудование, минеральные удобрения, текстиль, текстильные изделия и обувь.

2 июня, 2022

ONE COMMENT ON THIS POST To “Эксперты РОП оценили текущий этап реализации проекта МТК «Север – Юг»”

  1. Уважаемые ЭКСПЕРТЫ, я от природы своей ВЫСКОЧКА во ВСЯ, что можно как то улучшить, изменить … по мелочам, а в 76 г подал заявку на ПРОЛЁТНЫЙ транспорт по цепочке лежащих опор (посчитали меня фантазёром ). Сейчас я на пенсии … и меня ПОНЕСЛО; два года назад на конкурсе стратегических инициатив АСИ за проект получил от участников ЗОЛОТУЮ медальку ( но за отсутствия команды — не получил развития ) … так же ситуации с … и ещё ряд проектов — по мелочёвке. Касаемо проекта … вникнув в СУТЬ проектов — возник свой … ведь — очень сейсмо НЕУСТОЙЧИВАЯ зона … и ЗНАЧИТЕЛЬНЫЙ ПЕРЕПАД уровня Каспия — Персидского залива … какие тут шлюза — ремонты будут съедать прибыль — есть НЕОТРАЗИМАЯ ИДЕЯ … с заинтересантами объединюсь в продвижении проекта. pestrikov_y@mail.ru

Добавить комментарий для Юрий Пестриков Отменить ответ

Ваш адрес email не будет опубликован.

Этот сайт использует Akismet для борьбы со спамом. Узнайте, как обрабатываются ваши данные комментариев.

ИСТОРИЧЕСКИЕ ХРОНИКИ
ЗАРУБЕЖНЫЕ СМИ О КАСПИИ
Фото дня
Мы на Facebook
Facebook Pagelike Widget
Яндекс.Метрика
Перейти к верхней панели