Экспорт 2 млн тонн грузов переориентирует Казахстан на Транскаспийский маршрут
Аналитика, Каспийский транзит

Экспорт 2 млн тонн грузов переориентирует Казахстан на Транскаспийский маршрут

Казахстан и Азербайджан приступили к переговорам относительно расширения перевалки грузов по Транскаспийскому международному транспортному маршруту (ТМТМ). В целях оптимизации тарифной политики и консолидации цифровых схем логистики по маршруту ТМТМ, на днях в Баку был подписан протокол о создании профильного СП. В свою очередь, Казахстан готовится нарастить транзит нефти через трубопроводы и железнодорожную систему Азербайджана.

Представители МИИР РК и Министерства цифрового развития и транспорта Азербайджанской Республики провели встречу в Баку по вопросам развития Транскаспийского международного транспортного маршрута.

Стороны обсудили ожидаемые прогнозные объемы перевозок грузов по ТМТМ на 2022 год, пропускную способность по участкам железных дорог и Каспийского моря, условия для переориентации дополнительных грузопотоков, а также вопросы создания т.н. «Среднего коридора» и перспективного совместного предприятия, которое позволит решить вопросы сквозного тарифообразования и декларирования грузов, применить единые IT-решения и консолидировать транзитные грузы на маршруте.

В частности, речь идет о претворении в жизнь решений состоявшегося в октябре прошлого года Саммита тюркоязычных стран в Стамбуле, скорейшего подписания «Соглашения о комбинированных грузоперевозках», а также повышения конкурентоспособности «Среднего транспортного коридора». Помимо внедрения сквозных тарифов Нур-Султан и Баку сосредоточили особое внимание на устранении административных преград, обеспечении бесперебойности перевозок по Каспию и железным дорогам. В том числе предполагается упростить таможенные и пограничные процедуры, унифицировать электронные механизмы предварительного таможенного декларирования, проверки грузов, риск-менеджмента для преодоления «узких» мест при пересечении границ.

Последние события в Украине и ужесточение западных санкций, фактически затормозивших перевалку железнодорожных и автомобильных грузов через пролегающие по территории РФ маршруты в направлении Европы, делают безальтернативной переориентацию части грузопотока из региона Центральной Азии (ЦА) на транспортный коридор Южного Кавказа с выходом на Турцию и черноморские порты Грузии.

Говоря о переориентации грузов казахстанских экспортеров на ТМТМ, вице-министр индустрии и инфраструктурного развития РК Берик Камалиев отметил, что на сегодняшний день к перевозке через Транскаспийский маршрут готовы 2 млн тонн казахстанских грузов, направляемых на экспорт.

Стоит отметить, что ежегодно порядка 1,5 млн тонн казахстанской нефти направляется в расположенный в порту Махачкалы терминал и далее — через трубопроводную систему «Транснефти» в Новороссийск. И не исключено, что в случае дальнейшего ужесточения антироссийских санкций эти объемы могут быть переброшены в Азербайджан — в трубопроводную систему Баку-Тбилиси-Джейхан (БТД).

Возможен также вариант железнодорожно-паромной перевалки на нефтяной терминал в порту Кулеви (собственность SOCAR) или же на принадлежащий казахстанским инвесторам «Батумский нефтяной терминал». До энергокризиса 2014 года казахстанские экспортеры активно использовали эти терминалы (только через Батуми 3-4 млн тонн в год), однако за минувшие 8 лет поставки сырой нефти снизились до нуля.

Однако практическая реализация разворота казахстанских танкеров на Южный Кавказ потребует ряда согласований. В частности, более тяжелая казахстанская нефть может слегка ухудшить качество смеси БТД в терминале Джейхана, следовательно, необходимо согласование ряда тарифов. С другой стороны, казахстанские экспортеры рассчитывают самостоятельно продавать свою нефть с Джейхана, в свою очередь Азербайджан предполагает купить нефть с момента погрузки ее на танкер в Актау, и далее реализовывать ее самостоятельно. У варианта реализации перевалки нефти посредством железнодорожного транспорта также есть определенные сложности, прежде всего связанные с изношенностью и нехваткой цистерн. К тому же сегодня немалая часть парка цистерн задействована на перевозках туркменских нефтепродуктов в направлении портов Грузии. Тем не менее, все перечисленные проблемы решаемы, и в случае принятия соответствующего решения в Казахстане, трубопроводная, портовая и железнодорожная инфраструктура Азербайджана без проблем справится с дополнительной перевалкой до двух миллионов тонн нефти в год.   

Не исключено, что в случае ужесточения санкций в отношении РФ Туркменистан также нарастит перевалку нефти транзитом через Азербайджан. Такой ход событий вполне возможен: последнее туркменское судно с нефтью разгрузилось на терминале Махачкалы 25 февраля, и с тех пор перевалка сырья через российские порты не возобновлялась.   

Кроме того, представитель МИИР РК предложил азербайджанской стороне совместно развивать автомобильные грузовые перевозки на ТМТМ, а также рассмотреть предложение об увеличении количества авиарейсов между двумя странами. Данная инициатива встретила положительный отклик главы Министерства цифрового развития и транспорта АР.

По итогам встречи участники приняли решение, касающееся создания рабочей группы по развитию транзита.

Наталья БУТЫРИНА

14 марта, 2022

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *

Этот сайт использует Akismet для борьбы со спамом. Узнайте, как обрабатываются ваши данные комментариев.

ИСТОРИЧЕСКИЕ ХРОНИКИ
ЗАРУБЕЖНЫЕ СМИ О КАСПИИ
Фото дня
Наши партнеры
Яндекс.Метрика
Перейти к верхней панели