Казахстан и Азербайджан приступили к переговорам относительно расширения перевалки грузов по Транскаспийскому международному транспортному маршруту (ТМТМ). В целях оптимизации тарифной политики и консолидации цифровых схем логистики по маршруту ТМТМ, на днях в Баку был подписан протокол о создании профильного СП. В свою очередь, Казахстан готовится нарастить транзит нефти через трубопроводы и железнодорожную систему Азербайджана.
Представители МИИР РК и Министерства цифрового развития и транспорта Азербайджанской Республики провели встречу в Баку по вопросам развития Транскаспийского международного транспортного маршрута.
Стороны обсудили ожидаемые прогнозные объемы перевозок грузов по ТМТМ на 2022 год, пропускную способность по участкам железных дорог и Каспийского моря, условия для переориентации дополнительных грузопотоков, а также вопросы создания т.н. «Среднего коридора» и перспективного совместного предприятия, которое позволит решить вопросы сквозного тарифообразования и декларирования грузов, применить единые IT-решения и консолидировать транзитные грузы на маршруте.
В частности, речь идет о претворении в жизнь решений состоявшегося в октябре прошлого года Саммита тюркоязычных стран в Стамбуле, скорейшего подписания «Соглашения о комбинированных грузоперевозках», а также повышения конкурентоспособности «Среднего транспортного коридора». Помимо внедрения сквозных тарифов Нур-Султан и Баку сосредоточили особое внимание на устранении административных преград, обеспечении бесперебойности перевозок по Каспию и железным дорогам. В том числе предполагается упростить таможенные и пограничные процедуры, унифицировать электронные механизмы предварительного таможенного декларирования, проверки грузов, риск-менеджмента для преодоления «узких» мест при пересечении границ.
Последние события в Украине и ужесточение западных санкций, фактически затормозивших перевалку железнодорожных и автомобильных грузов через пролегающие по территории РФ маршруты в направлении Европы, делают безальтернативной переориентацию части грузопотока из региона Центральной Азии (ЦА) на транспортный коридор Южного Кавказа с выходом на Турцию и черноморские порты Грузии.
Говоря о переориентации грузов казахстанских экспортеров на ТМТМ, вице-министр индустрии и инфраструктурного развития РК Берик Камалиев отметил, что на сегодняшний день к перевозке через Транскаспийский маршрут готовы 2 млн тонн казахстанских грузов, направляемых на экспорт.
Стоит отметить, что ежегодно порядка 1,5 млн тонн казахстанской нефти направляется в расположенный в порту Махачкалы терминал и далее — через трубопроводную систему «Транснефти» в Новороссийск. И не исключено, что в случае дальнейшего ужесточения антироссийских санкций эти объемы могут быть переброшены в Азербайджан — в трубопроводную систему Баку-Тбилиси-Джейхан (БТД).
Возможен также вариант железнодорожно-паромной перевалки на нефтяной терминал в порту Кулеви (собственность SOCAR) или же на принадлежащий казахстанским инвесторам «Батумский нефтяной терминал». До энергокризиса 2014 года казахстанские экспортеры активно использовали эти терминалы (только через Батуми 3-4 млн тонн в год), однако за минувшие 8 лет поставки сырой нефти снизились до нуля.
Однако практическая реализация разворота казахстанских танкеров на Южный Кавказ потребует ряда согласований. В частности, более тяжелая казахстанская нефть может слегка ухудшить качество смеси БТД в терминале Джейхана, следовательно, необходимо согласование ряда тарифов. С другой стороны, казахстанские экспортеры рассчитывают самостоятельно продавать свою нефть с Джейхана, в свою очередь Азербайджан предполагает купить нефть с момента погрузки ее на танкер в Актау, и далее реализовывать ее самостоятельно. У варианта реализации перевалки нефти посредством железнодорожного транспорта также есть определенные сложности, прежде всего связанные с изношенностью и нехваткой цистерн. К тому же сегодня немалая часть парка цистерн задействована на перевозках туркменских нефтепродуктов в направлении портов Грузии. Тем не менее, все перечисленные проблемы решаемы, и в случае принятия соответствующего решения в Казахстане, трубопроводная, портовая и железнодорожная инфраструктура Азербайджана без проблем справится с дополнительной перевалкой до двух миллионов тонн нефти в год.
Не исключено, что в случае ужесточения санкций в отношении РФ Туркменистан также нарастит перевалку нефти транзитом через Азербайджан. Такой ход событий вполне возможен: последнее туркменское судно с нефтью разгрузилось на терминале Махачкалы 25 февраля, и с тех пор перевалка сырья через российские порты не возобновлялась.
Кроме того, представитель МИИР РК предложил азербайджанской стороне совместно развивать автомобильные грузовые перевозки на ТМТМ, а также рассмотреть предложение об увеличении количества авиарейсов между двумя странами. Данная инициатива встретила положительный отклик главы Министерства цифрового развития и транспорта АР.
По итогам встречи участники приняли решение, касающееся создания рабочей группы по развитию транзита.
Наталья БУТЫРИНА
Добавить комментарий