Энзелийская операция 1920 года
Исторические хроники Каспийского региона

Энзелийская операция 1920 года

Портал «Каспийский вестник» продолжает публикацию материалов круглого стола «Военно-морская мощь российского Каспия»: к 100-летию создания Астрахано-Каспийской флотилии, который состоялся 4 октября  2018 года в Астрахани на базе Музея боевой славы. Одним из докладчиков на мероприятии был Завсектором отдела фондов Астраханского музея-заповедника Илья Валерьевич Косточкин, который рассказал участникам Круглого стола о так называемой «Энзелийской операции»:

Летом – осенью 1919 года британские части покидают Закавказье. Этот же период ознаменован разгромом основных сил белых практически на всей территории Советских Республик.

К концу 1919 года за английскими интервентами на Каспии оставались порты северного Ирана, а из советской территории – Красноводск.

Если белые части, точнее – их остатки, были деморализованы, то командование интервентов в лице Н. Батмен-Чепмейна и У. Маллесона надеялись удержать за Англией имеющийся плацдарм.

Однако, после ухода войск Антанты из Причерноморья и занятия красными восточного побережья, после событий в Афганистане, положение британских сил на Каспии стало угрожающим. Уход интервентов из Баку лишил их готового топлива.

При удержании Красноводска шансы ещё оставались, но 6 февраля 1920 года Красноводск был взят частями РККА и Красной Армии Туркестана. У англичан остались Энзели, Решт, Торкмен.

Уходя, интервенты и белогвардейцы, если не уводили, то старались, уничтожит или вывести из строя технику. Таким образом, в североиранских портах скопилось много судов и боевых кораблей (в основном – переоборудованных из мобилизованных судов коммерческого флота). Значительную часть из них составляли транспорты (в т.ч. – наливные), которые были остро необходимы для обеспечения перевозок на Каспии. Особенно важными были доставка нефти из Баку и Красноводска и транспортировка зерна в эти же порты.

Таким образом, советское командование на Каспии имело достаточно оснований для проведения операции по захвату имущества, вывезенного интервентами.

После провозглашения (4 апреля 1920 года) Азербайджанской ССР морские силы, действующие на Каспии, концентрируются в Баку.

По соседству с Советским Азербайджаном находились буржуазные республики – Армения и Грузия. На Чёрном море ещё находились корабли английского флота.

Кроме того, поддержку мусаватистам (буржуазно-помещичья партия Азербайджана – прим.ред.) оказывали и определённые круги Турции, в которой назревали революционные события.

Требовалось: ликвидировать последний плацдарм интервентов на Каспийском море. Это решение и приводит к разработке набеговой операции на порт Энзели.

Разработка операции происходила в первые недели мая.

15 мая состоялось первое совещание флагманов и командиров.

Для операции были привлечены 11 боевых кораблей, 2 катера и три транспортных судна. В том числе: 4 вспомогательных крейсера («Роза Люксембург»,  «Пушкин» (впосл. — «Советский Азербайджан»), «Австралия», «Пролетарий» (бывший «Макаров I», ), 4 эскадренных миноносца («Карл Либкнехт», «Деятельный», «Расторопный», «Дельный»), 2 канонерские лодки («Карс», «Ардаган»), 2 катера-истребителя («Дерзкий», ?), тральщик «Александр» (впосл. — «Володарский»). Для перевозки десанта (ок. 2 000 чел.) были задействованы транспорты – «Березань», «Колесников» и «Париж».

Силы англичан были примерно известны (св. 2 000 человек), также как и примерный списочный состав боевых кораблей, кроме этого, было известно, что последние не доукомплектованы экипажами. Наиболее серьёзным было наличие береговых батарей, оснащённых 6” и 4,7” орудиями (152 и 120 мм соответственно).

Довольно значительной проблемой стало отсутствие навигационных карт района. Не хватало так же авиационной поддержки – гидропланы «Шорт» не прибыли.

Поздним вечером 16 мая соединение вышло из Баку, соблюдая режим максимальной скрытности.

В план операции были включены следующие пункты:

— марш-манёвр;

— тактическое развёртывание;

— первый удар, демонстрация, начало высадки десанта;

— переговоры и пауза;

— второй удар и капитуляция английского гарнизона;

— занятие Энзели, захват флота.

К месту назначения эскадра подошла ранним утром 18 мая. По пути отстал эсминец «Дельный», но остальные корабли и транспорты были в наличии.

В 7.15 операция началась. Соединение в момент начала операции находилось в шести милях к северо-северо-востоку от Энзели.

Эскадренные миноносцы в соответствии с планом отделились от эскадры и произвели демонстративный манёвр вдоль западной косы.

Через несколько минут эсминцы открыли огонь по побережью.

На английскую радиостанцию, в Казьяне, был передан ультиматум.

Вспомогательный крейсер «Роза Люксембург» и истребитель «Дерзкий», подошли к берегу, между Энзели и пос. Казьян, приблизившись на 3,5 мили (6,5 км).

В 7.25 орудия крейсера «Роза Люксембург» открыли огонь по казармам.

Остальные корабли и транспорты скрытно двигались на траверз посёлка Кивру, где планировалась высадка.

После начала огня «Розы Люксембург» его поддержали «Австралия» и «Пушкин».          В это же время началась высадка десанта.

Ответные действия со стороны англичан были нерешительными: дала залп одна береговая батарея, в воздух поднялся аэроплан (не атаковавший корабли красных)

Вскоре последовали радиограммы за именем «бригадный генерал Чепмейн». В них выражалась просьба временно прекратить военные действия для связи командования английского гарнизона со штабом в Тегеране. Было заключено двухчасовое перемирие.

В период «молчания» из бухты Мордаб, находившейся за Энзели, вышел английский торпедный катер. Навстречу вышел истребитель «Дерзкий». Английский катер, не вступив в бой, повернул обратно.

В 9.55 к эсминцу «Деятельный» направился катер с парламентёрами. Парламентёр, капитан Джон Крачли, был отправлен к флагману – «Розе Люксембург».

Белогвардейцы, бывшие при английском гарнизоне и, частично, в экипажах кораблей, при первых залпах бросили корабли и тяжёлое вооружение, бежав вглубь Ирана. Интересно, что рядовые матросы – россияне отказались бежать, предпочитая сдаться красным. Они же не позволили повредить катера.

Как оказалось впоследствии, английский катер выходил в море, чтобы затопить свою торпеду, бортовой пулемёт и некоторое оборудование, не намереваясь атаковать корабли Флотилии.

Этот факт, косвенно говорит о том, что английское командование уже тогда понимало неизбежность капитуляции, но оттягивало время.

В 12.40 открыли огонь английские береговые батареи, но вскоре прекратили.   Чепмейн запросил продолжения перемирия, обещая максимально сократить время переговоров с Тегераном. Перемирие было продлено до 20 часов.

Между тем, десант красных уже подходил к предместьям. Сопротивление англичан носило эпизодический характер.

Наблюдались многочисленные случаи братания краснофлотцев и красноармейцев с английскими солдатами. Причём не только с «сарбазами» — индийцами, но и с «томми» — уроженцами Британии. Офицеры не решались их пресекать.

Через некоторое время радиостанция флагманского крейсера («Розы Люксембург») передала открытым текстом («клером») известие о капитуляции английского командования.

Трофеи советской флотилии составили: 23 корабля и судна (в т.ч. – 5 торпедных катеров), 4 гидроплана, 50 орудий береговой обороны с 20-ю тысячами снарядов, 20 радиостанций, судовое и технологическое оборудование.

Энзелийская операция получила высокую оценку Совета Труда и Обороны (СТО), председателем был В. И. Ленин.

Личное поздравление пришло от командования Морскими силами Республики: «Поздравляю с победоносным окончанием военной кампании на Каспийском море. Доблестный Красный Флот блестяще выполнил возложенную на него Советской Республикой боевую задачу первостепенной важности. 21 мая 1920 года. Коморси Немитц. Комиссар Гайлис».

СПРАВКИ:

Немитц Александр Васильевич (1879 – 1967). Окончил морской корпус (1912 г.). В РККФ – с 1919 года. В 1920-21 гг. — командующий Морскими силами Республики.

Гайлис Карл Андреевич (1888 – 1960). Латыш по национальности. Член РСДРП(б) с 1906 г. Участник вооружённого восстания 25 октября 1917 года, в Петрограде. Один из руководителей установления Советской власти в Латвии, в 1918 году, член ЦК КП(б) Латвии. В 1920-21 гг. – комиссар штаба Морских сил Республики и управляющий делами Наркомата по морским делам.

Литература

  1. Боевой путь Советского Военно-Морского Флота. Изд-3. М. 1974г, с. 112-113.
  2. Исаков И.С. Каспий, 1920 год. М., 1973 г., с. 217-301.
  3. Советская Военная Энциклопедия, М., 1980, Т.8 с. 601-602.
Октябрь 24, 2018

Добавить комментарий

Ваш e-mail не будет опубликован. Обязательные поля помечены *

ИСТОРИЧЕСКИЕ ХРОНИКИ
ЗАРУБЕЖНЫЕ СМИ О КАСПИИ
Фото дня
Мы на Facebook
Facebook Pagelike Widget
Яндекс.Метрика
Перейти к верхней панели