Геополитические основания транспортных коридоров Каспийского региона
Колонка редактора

Геополитические основания транспортных коридоров Каспийского региона

Российские и зарубежные эксперты справедливо отмечают, что развитие новых транскаспийских транспортных коридоров в последние годы входит в сферу основных геостратегических устремлений США на Каспии, так как новые транспортные артерии содействуют развитию независимых от России экономических связей прикаспийских стран и позволяют западному частному капиталу активнее проникать в регион.

США традиционно поддерживают проект Евросоюза ТРАСЕКА – международный транспортный коридор Европа – Кавказ – Центральная Азия, который начал реализовываться после заключения в Брюсселе в 1993 году соответствующего соглашения. В поддержку данного проекта в 1999 году Конгресс США принимал специальный закон «Стратегия Шелкового пути», который юридически защищал экономические и стратегические интересы США в регионе Каспийского моря и предусматривал разработку комплексной программы мер в отношении стран, через территорию которых проходит коридор[1].

В последние годы успешной реализации данного направления политики США на Каспии также способствует стремление руководства прикаспийских стран диверсифицировать свои экономики за счёт создания в регионе новых международных транспортных маршрутов, к примеру, Транскаспийского международного транспортного маршрута (Middle Corridor) и Лазуритового коридора (Lapis lazuli).

Содержание и результаты американской политики в данной сфере наглядно демонстрируют результаты прошедшего в Баку 1 декабря 2017 года в рамках «Сердце Азии – Стамбульский процесс» 7-й министерской конференции на тему «Безопасность и экономические связи для усилившегося региона Сердце Азии», в которой приняли участие Президент Азербайджанской Республики Ильхам Алиев и Президент Исламской Республики Афганистан Мохаммад Ашраф Гани.

«Сердце Азии – Стамбульский процесс» является региональной платформой для поощрения стабильности, мира и процветания в регионе, политического диалога и тесного регионального сотрудничества с целью расширения связей Афганистана со всем регионом. В число государств и организаций, участвующих в «Сердце Азии – Стамбульском процессе», входят Исламская Республика Афганистан, Азербайджанская Республика, Китайская Народная Республика, Республика Индия, Исламская Республика Иран, Республика Казахстан, Кыргызская Республика, Исламская Республика Пакистан, Российская Федерация, Королевство Саудовская Аравия, Республика Таджикистан, Tурецкая Республика, Tуркменистан, Объединенные Арабские Эмираты и Организация Объединенных Наций.

В ходе прошедшего мероприятия главы Азербайджана и Афганистана уделили особое внимание вопросам успешной реализации соглашения о создании в Каспийском регионе транспортного коридора «Лазуритовый коридор».

Соглашение о создании Лазуритового коридора (английское название — Lapis lazuli) между Исламской Республикой Афганистан, Азербайджанской Республикой, Грузией, Турецкой Республикой и Туркменистаном было подписано в ходе 7-й Конференции регионального экономического сотрудничества по Афганистану RECCA VII (г.Ашхабад, 14-15 ноября 2017 года). «Лазуритовый коридор» предполагает поставку товаров из Афганистана в Европу и обратно через Туркменистан, Азербайджан, Грузию и Турцию. Объявлено, что коридор пройдет через афганские сухие порты Акина в провинции Фарьяб и Торгунди в провинции Герат, Баку в Азербайджане, Тбилиси и Батуми в Грузии и Стамбул в Турции. Одним из ключевых элементов коридора должен стать порт Туркменбаши в Туркменистане. Проект призван оказать содействие экономическому развитию Афганистана путем включения Афганистана в сеть международных транспортных коридоров, связывающих  Кабул со странами Каспия и Европы, что существенно повысит экономическую интеграцию региона и увеличит объёмы торговли.

В ходе совместной пресс-конференции по итогам прошедших в рамках  министерской конференции азербайджано-афганских переговоров Ильхам Алиев отметил важность налаживания транспортного сообщения посредством строительства и усовершенствования инфраструктуры «Лазуритового коридора» для увеличения торговли Афганистана вдоль Евразии. В этой связи он также отметил потенциальные перспективы использования железной дороги Баку-Тбилиси-Карс для транзита товаров из Афганистана в Европу и обратно.

Примечательно, что в своей ответной речи Президент Афганистана Мохаммад Ашраф Гани отметил, что существенную роль для успешного создания «Лазуритового коридора» сыграли налаженные через территорию Азербайджана поставки грузов для контингента НАТО в Афганистане посредством Северной распределительной сети, т.н. «Северного коридора». С его слов, транспортно-логистические операции с использованием азербайджанской территории завоевали репутацию наиболее быстро выполняемых, что неоднократно подтверждали высокопоставленные представители НАТО. Именно поэтому уже отлаженные поставки грузов НАТО через территорию Азербайджана в настоящее время преобразуются в «Лазуритовый коридор».

Напомним, что в последние несколько лет США и НАТО используют азербайджанскую территорию в рамках функционирования Северной распределительной сети, прежде всего, по маршруту: Афганистан — страны Центральной Азии – Каспийское море – Баку (Азербайджан) – Черное море – Поти (Грузия). Наиболее активно этот маршрут задействовался в ходе отмечавшегося несколько лет назад существенного охлаждения отношений США с Пакистаном, по территории которого проходит более дешевый «Южный маршрут» снабжения международного воинского контингента в Афганистане.

С учетом этого, слова Мохаммада Ашрафа Гани свидетельствуют о том, что привлечение Азербайджана к созданию сети снабжения Международных сил содействия безопасности в Афганистане позволило Вашингтону решить ряд важных геополитических и геоэкономических задач в Каспийском регионе. Налаженные при содействии США транспортно-логистические связи стран региона в настоящее время трансформируются в крупный международный транспортный проект, который существенно изменит транспортную архитектуру Каспия. По сути, при деятельном участии Вашингтона на Каспии создается новый центр экономического роста и развития, полностью независимый от влияния России, что в перспективе весьма негативно скажется на геополитических позициях нашей страны в таком критически важном для ситуации в Евразии регионе, как Каспийский.

Подробнее см.:

1. Жильцов С.С., Зонн И.С. США в погоне за Каспием // М.: Международные отношения, 2009 г. с. 49, 50.

2. Президенты Азербайджана и Афганистана выступили с заявлениями для печати, http://ru.president.az/articles/26121

Декабрь 7, 2017

Добавить комментарий

Ваш e-mail не будет опубликован. Обязательные поля помечены *

ИСТОРИЧЕСКИЕ ХРОНИКИ
ЗАРУБЕЖНЫЕ СМИ О КАСПИИ
Фото дня
Мы на Facebook
Facebook Pagelike Widget
Яндекс.Метрика
Перейти к верхней панели