Геополитика, недавно «похоронившая» грузинский проект Анаклия, может его и возродить
Зарубежные материалы по Каспию, Каспийский транзит

Геополитика, недавно «похоронившая» грузинский проект Анаклия, может его и возродить

Эмиль Авдалиани, преподаватель истории и международных отношений Тбилисского государственного университета, в статье для портала Института Центральной Азии и Кавказа  – The CACI Analyst (Geopolitics doomed Georgia’s Anaklia Project, but can also resurrect it), пишет, что долгожданный грузинский портовый проект «Анаклия» официально завершился в январе 2020 года из-за внутренних проблем страны, а также геополитической конкуренции между США, Китаем и Россией. Однако эта же геополитическая конкуренция может породить новую концепцию строительства Анаклии.

Текущая ситуация: 9 января правительство Грузии официально отменило соглашение 2016 года, подписанное с консорциумом развития Анаклии (ADC). Официальной причиной стало несоблюдение консорциумом требований, изложенных в соглашении. В результате все текущие работы в Анаклии и ее окрестностях прекратились.

Проект ADC по строительству порта в Анаклии – не первая подобная попытка. Ещё в советское время коммунисты закладывали проект строительства глубоководного порта в Анаклии. Однако эта идея провалилась из-за отсутствия у СССР необходимых ресурсов и экономических трудностей конца 1980-х годов. Некоторые обозреватели также считают, что Москва не хотела, чтобы первый советский глубоководный порт был расположен на территории Грузии. После распада Советского Союза в 1991 году, несмотря на внутреннюю нестабильность в Грузии и экономический спад 1990-х годов, для строительства порта было предложено несколько проектов. После «Революции роз» 2003 года был представлен проект под названием Lazika, который, тем не менее, был официально заброшен в 2012 году.

Таким образом, политические элиты Грузии со временем поняли, что порт Анаклия имеет решающее значение для экономики Грузии и принесет пользу другим государствам Южного Кавказа и Каспийского бассейна.

Крупные океанские грузовые суда могут легко входить в Черное море, но разгружать свой груз могут только в нескольких портах, расположенных на западных берегах моря. В восточной же части Черного моря отсутствуют глубоководные порты, что сдерживает развитие экономических отношений в регионе. Строительство порта Анаклия позволило бы разместить в восточной части Черноморского бассейна крупные суда Panamax, которые осуществляют навигацию по Панамскому и Суэцкому каналам.

Перспективы: многие наблюдатели рассматривают порт Анаклия как чисто экономический проект и утверждают, что он был сорван, прежде всего, из-за враждебности между различными ведущими политическими деятелями в Грузии. Однако экономические проблемы Грузии и региональная геополитика, прежде всего, молчаливая заинтересованность России в срыве проекта, также являются важными причинами неудачи Анаклии.

В свете развития железнодорожной и автомобильной инфраструктуры, связывающей Грузию с Азербайджаном, порт Анаклия позволит Каспийскому бассейну и прибрежным государствам Центральной Азии влиться в южнокавказский транспортный и энергетический коридор. Это придает проекту особое геополитическое значение, поскольку он хорошо вписывается в стратегию США и Европы по созданию транспортной инфраструктуры Восток-Запад в условиях конкуренции с аналогичными российскими инициативами. Действительно, российский фактор все это время игралважнуюроль. Хотя российские официальные лица практически не высказывались о порте Анаклия, недавние действия Москвы в Черном море демонстрируют, насколько для России важно построить первый глубоководный порт в этом районе. В середине 2019 года было объявлено, что консорциум РМП (Росморпорт) «Тамань», в который входят пять компаний, построит Таманский порт. Расположенный на российской стороне Керченского пролива, соединяющего Черное и Азовское моря, порт, скорее всего, подорвет потенциал Анаклии как транзитного пункта между Черным и Каспийским морями и станет главным транзитным пунктом для судов Panamax в восточной части Черного моря.

На проекте «Анаклия» негативно сказываются и действия самой Грузии, которая в 2019 году приняла решение о расширении других грузинских портов. Среди них – строительство мультимодального транзитного терминала в Поти и приглашение ряда иностранных компаний представить свои предложения по этому проекту. Грузинское правительство также выдвинуло идею строительства дополнительного терминала в Батуми. Хотя ни один из этих портов не является глубоководным, их расширение, тем не менее, ограничивает потенциал Анаклии и вызывает вопросы относительно его эффективности.

Однако есть и положительные перспективы для строительства Анаклии. Для Грузии 2020 год является политически крайне нестабильным периодом; в стране пройдут парламентские выборы, которые во многом будут решающими. Проект Анаклия гарантированно будет горячо обсуждаемой темой и инструментом различных сторон для прямых обвинений против оппонентов. Таким образом, внутренняя политика Грузии фактически может быть фактором сохранения идеи порта в повестке дня. Министр экономики Грузии Натия Турнава уже объявила правительственный тендер с целью поиска новых инвесторов.

Также надо учитывать, что существует более широкое евразийское измерение геополитического значения Анаклии, что будет способствовать тому, что проект, вероятно, сохранится в повестках дня основных региональных акторов. Хотя Пекин и Вашингтон в последнее время добились прогресса в торговых вопросах, геополитическая конкуренция между ними вряд ли снизится. По всей вероятности, императив Вашингтона состоит в том, чтобы ограничить усиляющуюся экспансию Пекина в центре Евразии. Одним из выражений данного противостояния является то, что США ограничивают китайские шаги по получению контроля над важной инфраструктурой, такой как дороги, порты и железные дороги. Как стратегически расположенный порт, Анаклия стала частью этой конкуренции, что хорошо отразилось в заявлении госсекретаря США Майка Помпео от июня 2019 года, когда он отметил, что «реализация [Анаклии] укрепит связи Грузии со свободной экономикой и не позволит Грузии находиться под экономическим влиянием России или Китая. Эти воображаемые друзья движимы не благими намерениями».

Поскольку США и Китай имеют принципиально разные взгляды на будущее моделирование Евразии, часто утверждается, что эта конкуренция подрывает перспективы строительства Анаклии. Однако та же геополитическая борьба и возможность попадания порта Анаклия в руки китайцев того, будут способствовать сохранению интереса США к порту.

Значение порта Анаклия в стратегических интересах США нашло свое отражение в различных недавних заявлениях и политических шагах. Например, в нескольких критических письмах, направленных грузинскому правительству, где Конгресс США призвал Тбилиси построить Анаклию, поскольку это улучшило бы положение страны в регионе. Кроме того, долгожданный новый посол США в Грузии Келли С. Дегнан в Тбилиси многими рассматривается как человек, специально выбранный для оказания помощи политическому переходу Грузии в 2020 году и реализации проекта «Анаклия».

Выводы: несмотря на неспособность построить порт Анаклиа из-за региональной геополитики (влияния России) и внутренней экономической политики Грузии (расширения порты Батуми и Поти), есть весомые геополитические причины, которые повышают ставки в игре вокруг порта. К ним можно отнести, прежде всего, американо-европейскую конкуренцию  вокруг евразийских портов и других важных объектов инфраструктуры.

Кроме того, как показывает история прошлых, постоянно проваливающихся попыток строительства глубоководного порта в Грузии, среди политической элиты этой страны существует четкое понимание необходимости создания глубоководного порта, так как это повысит экономическое и геополитическое значение Грузии в Черноморском регионе. Фактически, строительство Анаклии тесно связано с западными амбициями Грузии, включая более глубокое экономическое сотрудничество с ЕС и, возможно, использование Анаклии в военных целях, что принесет пользу сотрудничеству Грузии с НАТО. Кроме того, Анаклия может также стать решающим фактором в попытке Грузии позиционировать себя в качестве транзитного пункта между Каспийским и Черным морями и далее между государствами Центральной Азии и европейским рынком.

3 апреля, 2020

2 комментария To “Геополитика, недавно «похоронившая» грузинский проект Анаклия, может его и возродить”

  1. Фраза в статье — «Ещё в советское время коммунисты закладывали проект строительства глубоководного порта в Анаклии. » — откровенно презрительная по отношению к истории или же просто хамская . Грамотно сообщать — Проект закладывали изначально ещё в Советском Союзе. А так получается , что некие коммунисты не обращая на остальных граждан внимание , проектировали и строили в советское время только для себя.

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *

Этот сайт использует Akismet для борьбы со спамом. Узнайте, как обрабатываются ваши данные комментариев.

ИСТОРИЧЕСКИЕ ХРОНИКИ
ЗАРУБЕЖНЫЕ СМИ О КАСПИИ
Фото дня
Наши партнеры
Яндекс.Метрика
Перейти к верхней панели