Главные экологические проблемы Каспийского моря
Комментарии экспертов, Экология Каспия

Главные экологические проблемы Каспийского моря

Весь прошедший век, особенно его вторая половина, были периодом интенсивного антропогенного воздействия на водный режим и биоту Каспийского моря, что привело к резкому снижению его рыбохозяйственного значения. Кроме того, акватория моря включает в себя ряд особо охраняемых участков природного наследия.

Источники и вещества, загрязняющие водную среду, поступают в море, главным образом с транзитом речных стоков. Только российскими реками в Каспий привносится 99 % всех нефтепродуктов приносимыми от общего стока в море.

Вскоре Северо-Каспийский регион превратится в крупного поставщика углеводородного сырья. По данным главы Минэнерго Казахстана по итогам 2017 года  на главном месторождении страны на Каспии – Кашагане, уже добыто 8,2 млн тонн нефти. В перспективе основной прирост добычи Казахстан ожидает именно на Кашаганском месторождении. В 2018 году он должен составить 11 млн.тонн, а далее будет расти в арифметической прогрессии. Эти планы не могут не вызывать опасения у экологов, ведь освоение морских месторождений углеводородного сырья в Северном Каспии ранее никогда не осуществлялось.

В настоящее время российский сектор Каспия разделен на сферы «сырьевого влияния», право поисков, разведки и добычи углеводородного сырья разделено между различными компаниями. ОАО «ЛУКОЙЛ», ведущая российская компания на севере Каспия, уже побила отметку в 15 млн тонн добытой каспийской нефти. За счёт ввода новых блоков на уже разрабатываемых месторождениях, а также ввода в разработку других перспективных структур этот показатель вскоре должен существенно вырасти.

Попадание нефтепродуктов (НП) в море (аварийные разливы нефти) могут произойти при авариях на буровых установках, крушениях нефтеналивных танкеров повреждениях нефтепроводов на морском дне и т.п. Нескоро наступит баланс в экосистеме Мексиканского залива, после аварии на буровой платформе компании «British Petroleum», произошедшая 20 апреля 2010 года, когда в океан попало до 760 тысяч тонн нефти. Общие расходы  компании на ликвидацию последствий разлива нефти у берегов США составляют 70 млрд. долларов.

В настоящее время в Каспийском море танкеры ежегодно перевозят от 12 до 14 млн. тонн нефти. За год танкеры совершают около 2500 рейсов. А с началом эксплуатации месторождений в российском и казахском  секторах моря ожидается резкое увеличение морской перевалки и перевозки НП. Столь интенсивное движение, особенно в условиях суровых зимних штормов и неудовлетворительном техническом состоянии судов (неприспособленных танкеров с одинарной обшивкой корпуса) значительно увеличивает вероятность крупных аварий. Масштабы экологического бедствия, которое может произойти в Каспийском море, можно представить на примере крушения танкеров 11 ноября 2007 года в Керченском проливе. Экологический ущерб, причиненный в результате попадания в акваторию Азовского и Черного более 3,2 тыс. тонн топлива, составил 6,2 млрд. руб.

Существенную угрозу экологической безопасности Северного Каспия, в качестве трансграничного переноса загрязняющих веществ, представляют затопленные (в связи с подъёмом уровня моря) скважины в восточном — казахском секторе моря, где имеются затопленные месторождения, сотни скважин, на которых ежегодно фиксируются случаи разгерметизации. Кроме того, на крупнейшем казахском морском месторождении «Кашаган» за три года со времени его открытия уже произошло 4 аварийных разлива нефти.

Нефтяная  пленка  на  поверхности водоема ухудшает газообмен воды с атмосферой, замедляя скорость аэрации (насыщение воды кислородом)  и  удаления углекислого газа, образующегося при окислении нефти. Только одна тонна  нефти  способна  покрыть до 12 км поверхности моря. Каждая капля  нефти  покрывает  непроницаемой  пленкой  20 м2 морской поверхности. Это изменяет все  физико-химические  процессы:  повышается температура поверхностного слоя воды, ухудшается газообмен, живые организмы погибают либо покидают опасные места. Но, и осевшая на  дно  нефть  может сохраняться в течение 10 лет и более, отравляя донные организмы.

Специфика Каспия, особенно его мелководной северной части, такова, что достаточно одного серьезного разлива нефти, чтобы нанести фатальный удар по осетровому стаду и гнездовьям птиц. По подсчетам экспертов, ежегодный ущерб от утраты рыбных богатств моря для всех прикаспийских государств может достигнуть 15 миллиардов долларов.

Следует отметить, что российские нефтяные компании гарантируют «нулевой сброс». В их арсенале имеются специальные планы ликвидации аварийных разливов нефти — ЛАРН (локализация нефтяных разливов и сбор нефти с поверхности моря с использованием сорбентов).

Однако планы ЛАРН – это не панацея, они  имеют свои минусы.

Первый минус: в случаях, продолжительного шторма аварийная служба не сможет выполнить свои задачи.  К примеру, ближайшая скважина на месторождении «Ю. Корчагина» (Северный Каспий) находится всего в 50 км от федерального памятника природы – «Остров Малый Жемчужный» и нефтяное пятно за сутки ветрами может быть перенесено к уникальному природному объекту. Тогда экологическая катастрофа, в результате которой могут погибнуть  редчайшие птицы и животные неизбежна.

Второй минус: даже если аварийная команда соберет часть нефти с поверхности моря, какая-то ее часть все-таки уйдет в толщу воды и осядет на дне, отравляя морскую среду.

Третий минус: нельзя сбрасывать со счетов случаи загрязнения моря во время эксплуатации морских скважин в казахском секторе Каспия. В случае аварии нефтяное пятно в короткий срок сильными восточными ветрами и течением, может быть перенесено из казахского в российский сектор моря. Казахские экологи утверждают, что добыча нефти на морских месторождениях Казахстана может инициировать землетрясения, по причине аномально высокого пластового давления. Здесь же планируется пробурить 240 новых скважин и проложить трубопроводы длиной 1775 км. И все это на 4-х метровых глубинах, где сильная волновая динамика.  Зимой в Восточном Каспии средняя толщина льда — 1 м, а ледяные стамухи (скопление льда) образуются до самого дна.

Четвертый минус: отсутствие российско-казахстанского комплексного мониторинга морских участков всех лицензионных участков в Северном Каспии; отсутствие в арсенале большинства нефтяных компаний систем спутникового наблюдения позволяющего выявлять места, источники аварийных розливов нефти, отслеживать движения нефтяных пятен. Хотя задействование таких систем и повлечет значительные затраты, но, как говориться «болезнь эффективнее предупредить, чем лечить», тем более, что эти системы уже используют многие  страны (Китай, Саудовская Аравия, Норвегия).

Российские ученые (ИОРАН) разработали биотехнологии экологического контроля,  сохранения  среды  и биоты моря в условиях нефте-газодобычи. На базе природоподобных локальных комплексов, которые формируются на специальных искусственных субстратах открывается возможность осуществления широкого спектра мероприятий, направленных на оздоровление моря  и восстановления его биоресурсов.  Биотехнология позволяет: осуществлять многоуровневый экологический контроль за состоянием среды и природных комплексов моря, усиливать самоочистку водной среды от загрязнений, создавать кормовую базу для ценных видов рыб, воспроизводить биоресурсы, осуществлять охрану и воспроизводство запасов осетровых рыб.  Предлагаются пути и методы реализации разработанных биотехнологий в экосистеме моря на основе международного сотрудничества прикаспийских стран.

Статья подготовлена коллективом Каспийского филиала Института океанологии им. П.П. Ширшова РАН (КФ ИО РАН) под руководством директора учреждения Владимира Борисовича Ушивцева.


Основной целью Каспийского филиала Института океанологии им. П.П. Ширшова РАН является выполнение фундаментальных научных исследований и прикладных разработок в области океанологии с использованием научно-исследовательского флота, воздушных судов, подводных и космических аппаратов и других всевозможных технических средств.

Каспийский филиал разрабатывает и участвует в выполнении экологических программ по сохранению экосистемы Каспийского моря в условиях морской нефтедобычи.

 

18 мая, 2018

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *

Этот сайт использует Akismet для борьбы со спамом. Узнайте, как обрабатываются ваши данные комментариев.

ИСТОРИЧЕСКИЕ ХРОНИКИ
ЗАРУБЕЖНЫЕ СМИ О КАСПИИ
Фото дня
Наши партнеры
Яндекс.Метрика
Перейти к верхней панели