29 июня 2022 года в Ашхабаде состоялся Шестой каспийский саммит, в котором приняли участие Президент Азербайджанской Республики Ильхам Алиев, Президент Исламской Республики Иран Ибрахим Раиси, Президент Республики Казахстан Касым-Жомарт Токаев, Президент Российской Федерации Владимир Путин, Президент Туркменистана Сердар Бердымухамедов.
Президенты обсудили важнейшие вопросы пятистороннего сотрудничества на Каспии, а также актуальные международные и региональные проблемы, представляющие взаимный интерес.
Нынешняя встреча на высоком уровне отличалась от многих предыдущих. Есть посмотреть на Четвёртый саммит в 2014 году, или на юбилейный Пятый саммит в 2018 году, то там было подписано большое количество документов о сотрудничестве, включая Конвенцию о правовом статусе Каспийского моря – Конституцию Каспия.
Главной целью Шестого каспийского саммита, как представляется, было не подписание каких-либо документов о сотрудничестве. Задача была в «сверке часов» и подтверждении ранее достигнутых договоренностей, учитывая текущую международную ситуацию и геополитические процессы в мире. Шестой саммит запустил новый период развития отношений между странами региона, которые, конечно же, основаны на ранее достигнутых договоренностях. Стороны услышали друг друга и в подписанном всеми участниками Саммита Итоговом коммюнике подтвердили все принципы, о которых ранее договорились.
Одним из ключевых положений, зафиксированном в Коммюнике, стал отвечающий, прежде всего, геополитическим интересам России и Ирана принцип неприсутствия на Каспийском море вооруженных сил третьих стран. Этот пункт также был зафиксирован и в Конвенции о правовом статусе Каспия. Однако Конвенция до сих пор не ратифицирована Исламской Республикой Иран и не имеет юридической силы. Поэтому подписание итогового коммюнике в Ашхабаде устраняет данную коллизию. Таким образом, в период до ратификации Ираном «Конституция Каспия» главы прикаспийских стран письменно подтвердили, что будут придерживаться закрепленных в ней принципов деятельности сторон в Каспийском регионе – и это можно назвать главным итогом Шестого саммита в Ашхабаде.
Ещё одним важным аспектом проведения пятистороннего Форума было декларирование Тегераном своей принципиальной позиции об условиях успешной ратификации Конвенции о правовом статусе Каспийского моря. Иранское руководство, в очередной раз, подтвердило, что принципиальное значение для Тегерана имеет успешное согласование положений разрабатываемого в настоящее время соглашения по исходным линиям на Каспии, имеющим ключевое значение для определения прохождения линий государственных границ на Каспии.
Данная позиция Ирана обусловлена внутриполитическими процессами в республике. Многие в иранском экспертном сообществе считают, что Конвенция о правовом статусе Каспия не в полной мере учитывает интересы Тегерана. Поэтому официальные должностные лица Исламской Республики и ранее неоднократно сообщали, что не уступят принадлежащие Тегерану по праву участки акватории Каспия и намерены решить данный вопрос именно путём включения в соглашение по исходным линиям отвечающих их интересам формулировок. Шестой Каспийский саммит показал, что главы прикаспийских государств с пониманием относятся к позиции Ирана и готовы к длительной и кропотливой работе по данному направлению.
Также необходимо отметить, что большое внимание главы прикаспийских государств в Ашхабаде уделили каспийским транспортным коммуникациям, согласившись в том, что Каспий может стать хабом для коридоров Восток-Запад и Север-Юг. Президенты понимают, что не надо концентрироваться на одном направлении, надо развивать многоформатную структуру. В этой связи особо акцентировалось внимание и на том, что все прикаспийские страны ратифицировали соглашение о сотрудничестве в сфере транспорта.
Здесь необходимо отметить, что Соглашение между правительствами прикаспийских государств о сотрудничестве в области транспорта было подписано в ходе предыдущего Пятого Каспийского саммита в казахстанском городе Актау 12 августа 2018 года.
В соответствии со статьёй 2 соглашения его целью является развитие сотрудничества прикаспийских стран по формированию и развитию региона Каспийского моря в качестве крупного международного транспортно-логистического узла с развитой инфраструктурой и высоким уровнем их взаимодействия при осуществлении международных перевозок.
В соответствии со статьёй 3 договора прикаспийские страны договорились способствовать дальнейшему развитию морских, автомобильных, железнодорожных, воздушных и мультимодальных перевозок между государствами, совместно вырабатывать и реализовать меры, способствующие развитию грузовых перевозок между прикаспийскими государствами, сотрудничать по вопросам обеспечения безопасности на транспорте, содействовать налаживанию контактов между транспортными компаниями-перевозчиками и грузовладельцами, разработке привлекательных тарифных условий для осуществления перевозок и т.д.
Таким образом, с ратификацией соглашения о сотрудничестве в сфере транспорта следует ожидать более скоординированной и нацеленной на конечный результат совместной деятельности стран Каспийского региона.
С учётом того, что основным механизмом реализации соглашения призваны стать регулярные встречи министров транспорта прикаспийских государств, в ближайшей перспективе следует ожидать встреч заинтересованных ведомств, где будут приниматься конкретные и выверенные решения, направленные на создание на Каспийском море крупного международного транспортно-логистического узла.
Влад Кондратьев
Добавить комментарий