Города и веси Нижнего Поволжья в Великом Волжском пути. Прошлое и настоящее
Исторические хроники Каспийского региона, Природа Каспия

Города и веси Нижнего Поволжья в Великом Волжском пути. Прошлое и настоящее

С Волгой в определённой мере связаны раннесредневековые центры Залесской земли: Сарское городище – предшественник Ростова, Суздаль, Клещин – предшественник Переяславля-Залесского. Отметим далее Муром на Оке.

На Средней Волге находились: поселение, предшествующее современной Казани, Булгар, а также Биляр, Сувар, Ошель и другие торгово-ремесленные пункты.

В дельте Волги помещалась столица Хазарии Итиль; назовём также построенный в 834 или 837 году Саркел – Белую Вежу.

В зоне Прикаспия помещались Семендер, Беленжер, Дербент, Баку. На юго-востоке Каспийского моря находилась область Джурждан с портом Абескун, как отмечал современник, «самым известным портом на Хазарском море».

Из Абескуна сухопутные караванные дороги вели в Рей – «торговый центр мира» и далее в Багдад.

Волжский или волго-балтийский торговый путь — самый ранний из трёх великих речных путей, соединявших Скандинавию с Халифатом в средневековье. В период своего расцвета во второй половине IX века Волжский торговый путь обеспечивал экономическое благосостояние трёх государственных образований — Руси в верховьях, Волжской Булгарии в средней части и Хазарского каганата в низовьях Волги.

Великий Волжский торговый Путь проходил: по Москва- реке, Оке, по всему течению реки Волги, а затем через Каспийское море в Персию, Хиву и Бухару.

В 2000 году была задумана Международная конференция «Великий Волжский путь: вчера, сегодня, завтра» Участники конференции в течение пяти лет прошли путь от истоков Волги до устья и встретились с мэрами городов, лежащих на Великом Волжском пути.

Великий Волжский путь приобрёл выдающееся геополитическое, культурное, транспортно-торговое, международное и межгосударственное значение в эпоху раннего средневековья.

Он способствовал контактам и общению славянских, финно-угорских, тюркских и других народов и племён Старого Света в их стремлении узнать друг друга, обогатиться благами человеческой цивилизации и коллективными достижениями в области экономики, техники и культуры.

Великий Волжский путь послужил стимулом невиданного до тех пор прогресса евразийского общества.

 «Путь из варяг в персы», «Волжский серебряный путь», «Селигерский путь» — всё это разные названия одной и той же знаменитой международной водной дороги.

Впервые люди воспользовались системой речных путей волжского бассейна ещё в глубокой древности.

Восточная волна переселенцев уходила с севера к юго-востоку по водным путям от Ильмень-озера и далее рекам Пола и Мста  в бассейн Волги, а затем по этой великой реке в Среднюю Азию. Племена этой колонны в конечном счёте дошли  и расселились по Индии. Виднейший индийский учёный Рахул Санкритьянна в своей книге «От Волги до Ганга» доказывает, что в Ведах описывается родина ариев, живших в доледниковый период за Северным полярным кругом.

Затем, они отступили к верховьям Волги, а позже часть из них дошла и до Индии.

К таким же выводам пришёл и немецкий учёный Шерер, обративший внимание на то, что река Волга 2,5 тысячелетия назад называлась в Авесте – Ранха, или Ра. Однако, та же самая река в Ригведе называлалась Гангой. Выходит, что когда арии дошли до территории Индии, они назвали большую местную реку именем реки своей прежней родины.

Но как международная торговая артерия Великий волжский путь сформировался лишь спустя тысячелетия, соединив страны северной Европы с государствами Средней Азии, Иранского каганата и Индии. Шёл этот водный путь также из стран северной Европы и Скандинавского полуострова через Неву, Онегу, Волхов, Ильмень-озеро и далее по реке Пола. В её верховьях, через сеть валдайских озёр и волоки, купеческие караваны выходили на реку Мста и далее на Волгу — до самого Каспия. Ну а  затем – в систему древних путей Малой Азии, стран ближнего и переднего востока Средней Азии и далее в Индостан.

«Хождение за три моря» Афанасия Никитина («Хожение…»), памятник древнерусской литературы 15 в., записки тверского купца Афанасия Никитина о его путешествии в Индию (1466—1472). Первое произведение русской литературы, запечатлевшее путешествие, имевшее не религиозные, а торговые цели.

Автор побывал на Кавказе, в Персии, Индии и на обратном пути — в Крыму. Умер недалеко от Смоленска.

Путешественник описывал природу Индии, её политическое устройство, торговлю, сельское хозяйство, обычаи, обряды; автор — горячий патриот своей родины; для своего времени был хорошо образован. Произведение насыщено лирическими отступлениями и автобиографическими зарисовками; язык его близок к разговорной и деловой московской речи. Памятник переведён на многие языки мира.

«……Казань прошли без препятствий. Орду, Услан, Сарай и Берензань прошли благополучно. Купцов предупреждают, что караван подстерегают татары. Хасан-бек даёт подарки осведомителям, чтобы они провели их безопасным путём. Неверные подарки взяли, однако весть об их приближении подали. Татары настигли х в Богуне (на отмели в устье Волги). В перестрелке были убитые с обеих сторон. Меньшее судно, на котором была и поклажа Афанасия, разграблено. Большое судно дошло до моря и село на мель. И его тоже разграбили и четверых русских взяли в плен. Остальных отпустили «голыми головами в море».

И они пошли, заплакав… Когда путники вышли на берег, и тут их взяли в плен. ….»

Волго-донской судоходный канал – продолжение  …..

Ещё в VII веке до нашей эры скифы, населявшие плодородные степи Чёрного и Азовского морей, волоком перетаскивали свои суда через Волго- Донской водораздел.

О соединении Чёрного и Каспийского морей мечтал Александр Македонский.

Тысячу лет назад киевский князь Игорь, возвращаясь из греческого похода, перешёл «волоком» на Волгу и спустился со своей дружиной к берегам Каспия.

Тем же волоком пользовались генуэзские и венецианские купцы. В 1563 году турецкий султан Сулейман, а затем сын его Селим II решили копать «турецкий канал». Эта затея оказалась неудачной.

Пройдут столетия, в государстве Российском будут меняться вожди и режимы, но неизменной останется мечта о соединении Волги и Дона. Воды Дона и Волги слились в рамках Волго-Донского судоходного канала 31 мая 1952 года. Сегодня эта артерия соединяет друг с другом бассейны большинства морей европейского региона России. На этот канал сегодня приходится основная часть евроазиатского водного транзита грузов по территории Российской Федерации.

Волго-Донской судоходный канал связал между собой пять морей: Каспийское, Черное, Азовское, Балтийское и Северное.

Реки, суда …. Волга немного из истории

……Много столетий леса не расступались перед человеком, только речные пути связывали между собой населенные пункты, давая возможность передвигаться, осваивать новые земли, наиболее быстрым и дешевым способом перевозить товары на большие расстояния.

Зимой, скованные льдом, реки превращались в естественные санные дороги. Именно реки хранят в памяти историю многих поколений.

Реки помогали первым землепроходцам познавать свою огромную страну, кормили и одевали их. «Трудно сказать, что было ближе русскому человеку, сама река или земля по ее берегам. Он любил свою реку, — писал историк В. О. Ключевский, — никакой другой стихии своей страны не говорил он в песне таких ласковых слов, и было за что. При переселении река указывала ему путь… он жался к ней, на ее берегу ставил свое жилье, село или деревню».

А географ Ж.-Э. Реклю в одном из своих произведений сказал, «Реки несут на своих волнах историю и жизнь народов».

Удобные волоки между реками и озерами использовались народами уже на самых ранних ступенях их экономического развития. Легкие ладьи они перетаскивали с одной реки на другую при помощи катков и лыж, а челны из древесной коры или кож, натянутых на деревянный каркас, переносили на себе.

По мере развития торговли перетаскивание судов через волоки принимало все более организованный характер. На волоковых системах возникают поселения, сохранившиеся названия которых указывают на занятие их основателей.

Донская переволока

Междуречье, разграничивающее бассейны двух великих рек Волги и Дона в месте их наибольшего сближения, ещё с незапамятных времён носило название Переволоки. На карте Тесселя Герарда (1614 г.), оно так и было обозначено.

Прежде через него проходили три волока, по которым суда перетаскивались из Дона в Волгу и обратно. Первый из них проходил между речками Иловлей и Камышинкой, второй шёл от Царицына до Калача и третий от теперешней Дубовки на Иловлю.

Ещё во времена хазар, владеющих нижним течением Волги и Дона, русские пользовались Переволокой. По свидетельству арабского писателя Ибн Хардат Бега, в 913 -914 г. Русские, получив разрешение перетащить свои суда из Дона в Волгу, двинулись потом на них в сторону Каспия. Несколько позже, в 969 г., князь Святослав также Переволокой спустился вниз по Волге, взял приступом крепость Итиль и разорил её.

Со второй половины XVI века Переволокой начинают постоянно пользоваться донские казаки. Наиболее излюбленный их путь был следующий: войдя с Дона в устье речки Иловли, они на лёгких стругах поднимались вверх по её течению, а потом, перетащив их посуху в речку Камышинку, по ней спускались в Волгу.

Волга — великая русская река

«Сверху взгляд на Россию брось — рассинелась речками».  В. Маяковский

«Каждая страна имеет свою национальную реку. Россия имеет Волгу — самую большую реку в Европе, царицу наших рек, — и я поспешил поклониться её величеству Волге» — писал Дюма.

Но Волга для России — это Гораздо больше, чем река. И жить мне молодо и звонко, И вечно мне шуметь и цвесть, Покуда ты, Россия, есть. Е. Евтушенко.

Плывут над Волгой облака, плывут из прошлого в грядущее, течёт Священная река – и в каждой капле её сущее. И в каждой капле её вящее истории народов многих, втекающее в настоящее, меж оберегов предков строгих… Лариса Бесчастная

4 июля, 2019

Добавить комментарий

Ваш e-mail не будет опубликован. Обязательные поля помечены *

Этот сайт использует Akismet для борьбы со спамом. Узнайте как обрабатываются ваши данные комментариев.

ИСТОРИЧЕСКИЕ ХРОНИКИ
ЗАРУБЕЖНЫЕ СМИ О КАСПИИ
Фото дня
Мы на Facebook
Facebook Pagelike Widget
Яндекс.Метрика
Перейти к верхней панели