Гражданская война. Боевые действия на Каспии (часть II)
Аналитика, Исторические хроники Каспийского региона

Гражданская война. Боевые действия на Каспии (часть II)

Портал «Каспийский вестник» продолжает публикацию материалов круглого стола «Военно-морская мощь российского Каспия»: к 100-летию создания Астрахано-Каспийской флотилии, который состоялся 4 октября  2018 года в Астрахани на базе Музея боевой славы. Одним из докладчиков на мероприятии был Второв Антон Викторович, научный сотрудник филиала «Музей боевой славы» ГБУК АО «Астраханский музей-заповедник», который выступил с докладом  «Гражданская война. Боевые действия на Каспии». Текст выступления в двух частях редакция нашего портала публикует в своей исторической рубрике.

В первой части автором описана обстановка в регионе и задачи стоявшие перед воинскими подразделениями Красной Армии, а также боевые действия на Северном Каспии осенью 1918 года (ссылка на статью). Во второй автор повествует о событиях весны 1919 года, в том числе о захвате большевиками Форта-Александровский и сражении в Тюб-Караганском заливе между советским и английским флотом. В заключение автор делает отдельные выводы по результатам военных действий в акватории Каспийского моря:

Весна 1919 года.

Весной следующего года военные действия на море возобновились. На Каспий, в срочном порядке, перебрасывались дополнительные силы, как со стороны красных, так и со стороны интервентов.

Военная кампания 1919 года. Источник: e-reading.club

В марте – апреле 1919 года Северный Каспий становится одним из стратегический важных театров. В планах командования 11-й Красной армии (так теперь назывался Каспийско-Кавказский фронт), было: захват инициативы на побережье, высадка десанта захват Кизляра и Петровска,  железной дороги на Баку, формирование ударного соединения с последующим движением на Баку.

Силы флотилии переводятся из Астрахани в Оранжерейный. 13 – 15 апреля пароходом «Адлер» проводится разведка 12-футового рейда. На рейде, отныне, несут дозор два миноносца.

Командование МСКМ активно выводило корабли на морской театр.

К этому времени флотилия была усилена, прибывшими с Балтики, миноносцами (10 единиц) и подводными лодками (4 единицы).

Правда, эти корабли были устаревших проектов. На двух субмаринах стояли не современные гидравлические торпедные аппараты, а наружные минные аппараты конструкции С. К. Джавецкого, уже не отвечавшие условиям современного боя. Кроме того, в плохом состоянии находилась ходовая часть; на лодках были изношены поршни дизелей, давно не заменялись аккумуляторы, на миноносцах – прохудились котлы, нуждались в замене и ремонте вспомогательные механизмы.

Для проведения в жизнь планов командования РККА, была необходима поддержка с моря; высадка десантов, защита от английских кораблей. Но, как уже говорилось, морские силы красных, на Каспии, были ограничены мелководным районом. 12-футовый рейд, был единственной оперативной базой МСКМ на море.

Эсминцы, «Карл Либкнехт» и «Яков Свердлов», вместе с базой подводных лодок «Ревель», лодками «Макрель» и «Минога», под прикрытием вспомогательных крейсеров, 18 апреля, выдвинулись на дальний рейд, траверзы м. Ракушечный – м. Буйнак, ~43,5ос.ш.

«Минога», под прикрытием утреннего тумана, в надводном положении, следуя ходом в 7 узл., удалилась на значительное расстояние от своего соединения, и вышла в р-он м. Тарта.

Ею был обнаружен корабль, идущий к проходу в Красноводский залив.

Этим кораблём был канонерская лодка «Даггер» (английский корабль, из переброшенных из Туапсе по ж.д.). «Даггер» была значительная, для Каспия, боевая единица; при водоизмещении 480 т., она несла 1 – 102 мм., 1 – 76 мм.орудия, и 2 — 30 мм автоматические пушки.

Лодка погрузилась, и начала сближение с целью.

Зная корабли этого типа («Шарпшутер» — головной была введена в строй в 1889 году), имеющих малую осадку (5,3 фута – ок. 1,6 м.) командир, Ю. В. Пуарэ, решился на атаку с близкого расстояния, с надводного положения. Атака была произведена на удалении 8 миль, к востоку от входа в залив, с дистанции 2,5 кабельтовых. В цель попала одна торпеда (из двух). Вторая, как видно, пошла под килем канонерки. Но, и это попадание оказалось удачным. Канонерка, от взрыва в кормовой части, лишилась хода. Как видно, у неё была повреждена кормовая траверзная переборка, так как корабль давал сильный дифферент на корму. Канонерка затонула через 2 часа. О жертвах среди экипажа ничего не известно. Экипаж «Миноги» не наблюдал гибели корабля; лодка, погрузившись, уходила к своему соединению.

Этот рейд дорого стоил «Миноге»; по возвращении, обнаружились неполадки в цилиндрах дизеля и выход из строя аккумуляторных батарей (уже порядком изношенных).

После проведения удачных рейдов, было видно, что морские силы Советской Республики позволяют проведение значительных боевых операций.

Принимается решение о захвате поселения Форт-Александровский, и Петровска с созданием там оперативных пунктов базирования, и захвата ж.д. полотна. В оперативном отношении Форт-Александровский позволял закрепиться на Мангышлаке и прервать морское сообщение Гурьева (единственного порта «омского правителя» — Колчака), с Петровском и Баку.      Захват Петровска не только обеспечивал контроль за ж.д. путями, но и позволял связаться с аулами горцев, в своём большинстве сочувствующих красным.

Захват Форт-Александровский. Сражение у мыса Тюб-Караган.

Операция проходила с 28/29 по 30 апреля 1919 года. 30 апреля, рано утром, отряд кораблей под командованием  А. В. Сабурова вошёл в Тюб-Караганский залив. Предъявленный командованием отряда ультиматум (по радио и письменно) был принят почти незамедлительно; комиссар Кубиев бежал, а гарнизон перешёл на сторону Советской власти. Поддержало красных и население села Никольское.

К этому времени, отряд вспомогательных крейсеров должен был подойти к банке Кулалинская и ждать отхода отряда Сабурова.

Сразу, вслед за отходом соединения Сабурова, по радиосигналу, по другую сторону моря, Петровск, должен был быть атакован отрядом эскадренных миноносцев.

Для прикрытии сил и оказания помощи, в случае неудачи, на 12-футовом рейде находились, несамоходная плавучая батарея №1 (переоборудованная наливная баржа «Ярополк», с двумя 6», одним 3» орудиями, с крейсеров «Аврора» и «Диана», и двумя пулемётами Максима), и отряд катеров-истребителей: 2 катера, построенные в США – «Дерзкий» и «Пронзительный», катера были вооружены: 1 – 47, 1 – 37 мм пушками, и двумя пулемётами.

В это же время, 12 милях, к югу от Кулалинской банки, крейсировал отряд английских кораблей (пять вспомогательных крейсеров — «Президент Крюгер», «Вентюр», «Азия», «Эммануил Нобель», «Слава»,  и миноносец «Торки»). В задачу английского отряда входила блокада морского волжского канала. Противники заметили друг друга (вечером, в 19.30), но в бой не вступали.

В связи с появлением английских кораблей, было решено не распылять силы, а отменить налёт на Петровск и отвести эсминцы к Александровскому.

Бой в Тюб-Караганском заливе

20 мая  — английский разведчик «Сапович» появился над заливом.

От  острова Чечень вышла английская эскадра: (вспомогательные крейсера «Зороастр», «БибиЭйбат» и «Виндзор Кастл»). К вечеру они подошли к побережью Мангышлака.

Получив по радио донесение с самолёта-разведчика, Норрис решил атаковать корабли в Тюб-Караганском заливе утром следующего дня.

21 мая у Форта-Александровского оставался отряд речных кораблей под командованием А. В. Сабурова:

неисправный эсминец «Москвитянин» (в работе один котёл из 4-х),   невооружённые вспомогательные суда,

две подводные лодки.

Около 10 ч., на запад-юго-запад наблюдателями были обнаружены 6 дымов.

В 12.30 ясно наблюдались силуэты 6 кораблей.

Примерно, через час, в море, навстречу английской эскадре, вышли эсминец «Москвитянин», минный заградитель «Демосфен» (до 7 апреля – «Припять»), подлодка «Макрель» и  три катера-истребителя.

Английские корабли превосходили советское соединение, как по калибру и числу орудий (почти в 3 раза), так и по скорости хода; неисправный «Московитянин» мог дать не более 9 узлов.

Правда, на ПБ №2, были установлены два 152 мм морских орудия (с балтийских крейсеров), но это было несамоходное судно.

В скоротечном бою (ок.14.00 – ок.14.30) вышел из боя вспомогательный крейсер «Эммануил Нобель», от попаданий двух 6’’ снарядов с плавучей батареи лишившись хода.

Какие-то повреждения получили и другие корабли англичан; по английским (как и по советским) данным, в строю, в ближайшие недели оставались только два (из восьми) кораблей, принимавшие участие в бое у мыса Тюб-Караган: «Президент Крюгер» и «Вентюр».

С советской стороны потери были большие: была потоплена Плавучая батарея №2, был пробит котёл у вспомогательного крейсера «Каспий».

У «Московитянина» вышел из строя единственный котёл; обратно в бухту его привёл на буксире «Демосфен». Повреждённый «Каспий» продолжал вести огонь, прикрывая уходящие в бухту эсминец и минзаг (в это время в него и попал 76 мм снаряд). От интенсивной стрельбы, на «Каспии», трескались станины орудий, а у одного из 102 мм, орудий заклинило замок.

Подошедшие английские корабли вели теперь огонь с 40 кабельтовых. В результате огня англичан, загорелась база подлодок «Ревель», а от неё, стоявший бортом – «Демосфен».

Команды «Каспия» и «Московитянина» покинула корабли. От взрыва боеприпасов на транспорте «Туман», загорелось и посыльное судно «Гельма». От осколков, при взрыве «Тумана», пострадала «Минога».

Команде «Демосфена» удалось справиться с пожаром, и минзаг продолжал вести огонь. К 15.00 на нём закончились снаряды, и команда, заложив фугас, покинула корабль.

По данным англичан, ок.18.00 был замечен перископ («Макрели»). Норрис дал приказ к отходу. Интересно, что этот факт оспаривается белогвардейцами в их мемуарах. Отход эскадры они объясняют другими причинами. Но, сам коммодор Норрис, говорит о замеченом перископе. К тому же, английская эскадра находилась в 30 кб.от берега, и англичане вполне могли вызвать подмогу. К тому же, у англичан, в наличии, имелись шесть гидропланов-торпедоносцев «Шорт», а в море находились не менее 5 кораблей, кроме участвовавших в бою.

Заключение: Анализ и выводы

Стоило остановиться так подробно, на этих событиях, поскольку, они дают достаточно серьёзный материал для анализа обстановки того времени.

Сразу вызывает интерес два факта:

Неудовлетворительное состояние кораблей и снабжения (доставшихся большевикам в наследство от Империи и Временного правительства).

Активные действия новой власти по созданию боеспособного флота на Каспийском море.

Интересны и моменты боевых действий, где интервенты и белогвардейцы не показали выдающихся способностей, несмотря на подавляющий перевес в вооружении и экономике.

Из вышеизложенного необходимо сделать выводы:

Военные действия на акватории Каспийского моря, в период 1918 – 1920 гг. имеют свои особенности:

  1. Каспий – замкнутое море, со сложными погодными условиями и сложным характером навигации.
  2. Захват противником глубоководных портов (Баку, Красноводск) сделал невозможным, для морских сил Советской России, применение крупных надводных кораблей. До того, боевые корабли водоизмещением ок. 1000 т. и более, на Каспий не вводились. То же можно сказать и о военных силах интервентов, сепаратистов и белых: контроль красных над дельтой Волги и Астраханью исключали переброску, сколько-нибудь значительных кораблей специальной постройки. Боевые единицы на акватории моря, в связи с вышесказанным, были представлены, преимущественно, переоборудованными или вооруженными коммерческими судами. Это обстоятельство ограничивало скорость и калибры орудий.
  3. Значительные судоремонтные мощности, на тот момент, имелись только в Баку. Только здесь можно было поддерживать эти мощности, на сколько-нибудь должном уровне. В первую очередь – в связи с господством британских военно-морских сил на Чёрном море и оккупацией ими Закаспия и каспийского побережья Ирана. Но, политические симпатии промышленных рабочих склонялись на сторону большевиков, в том числе – мобилизованных англичан и иранцев, поэтому запуск судоремонтной базы, для морских сил интервентов, был затруднён.
  4. В свою очередь, для РККФ, эти обстоятельство поворачивалось другой стороной – наличием квалифицированной рабочей силы и отсутствием инженерно-технической базы. Мощности астраханских судоремонтных заводов позволяли производить только текущие ремонты. Отсутствие механических заводов исключало значительные ремонтные работы судовых механизмов.
  5. Даже имеющиеся мощности, для РСФСР, в связи с изложенным во вступлении, находились в неудовлетворительном состоянии.
  6. Так же, обращает на себя внимание и характер военных действий: их прикованность к нуждам сухопутных сил. Отсутствие сколько-нибудь значительного плана «морской стратегии»; отсутствие попыток установить господство на акватории Каспийского моря, с поддержанием контроля за морскими перевозками.
  7. Сами военные действия, артиллерийская и штурманская подготовка, имели более высокий уровень у красных. Действия Красных же, морских сил, несмотря на глобальные трудности, демонстрировали большую инициативу и решительность. Значительные преимущества флота интервентов ими использованы не были. Характерно, именно для каспийского театра, относительно активное, применение морской авиации. Пожалуй, за период 1914 – 1920 гг., морская авиация, по сравнению с другими театрами военных действий, применялась, наиболее интенсивно и регулярно, именно на Каспии.
  8. Английское командование на Каспии ограничивалось собственными интересами, не торопясь развязывать значительных военных действий. Этому способствовали, как состояние личного состава британских сил, так и международная обстановка.
15 октября, 2018

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован.

Этот сайт использует Akismet для борьбы со спамом. Узнайте, как обрабатываются ваши данные комментариев.

ИСТОРИЧЕСКИЕ ХРОНИКИ
ЗАРУБЕЖНЫЕ СМИ О КАСПИИ
Фото дня
Мы на Facebook
Facebook Pagelike Widget
Яндекс.Метрика
Перейти к верхней панели