Гражданская война. Боевые действия на Каспии (часть II)
Аналитика, Исторические хроники Каспийского региона

Гражданская война. Боевые действия на Каспии (часть II)

Портал «Каспийский вестник» продолжает публикацию материалов круглого стола «Военно-морская мощь российского Каспия»: к 100-летию создания Астрахано-Каспийской флотилии, который состоялся 4 октября  2018 года в Астрахани на базе Музея боевой славы. Одним из докладчиков на мероприятии был Второв Антон Викторович, научный сотрудник филиала «Музей боевой славы» ГБУК АО «Астраханский музей-заповедник», который выступил с докладом  «Гражданская война. Боевые действия на Каспии». Текст выступления в двух частях редакция нашего портала публикует в своей исторической рубрике.

В первой части автором описана обстановка в регионе и задачи стоявшие перед воинскими подразделениями Красной Армии, а также боевые действия на Северном Каспии осенью 1918 года (ссылка на статью). Во второй автор повествует о событиях весны 1919 года, в том числе о захвате большевиками Форта-Александровский и сражении в Тюб-Караганском заливе между советским и английским флотом. В заключение автор делает отдельные выводы по результатам военных действий в акватории Каспийского моря:

Весна 1919 года.

Весной следующего года военные действия на море возобновились. На Каспий, в срочном порядке, перебрасывались дополнительные силы, как со стороны красных, так и со стороны интервентов.

Военная кампания 1919 года. Источник: e-reading.club

В марте – апреле 1919 года Северный Каспий становится одним из стратегический важных театров. В планах командования 11-й Красной армии (так теперь назывался Каспийско-Кавказский фронт), было: захват инициативы на побережье, высадка десанта захват Кизляра и Петровска,  железной дороги на Баку, формирование ударного соединения с последующим движением на Баку.

Силы флотилии переводятся из Астрахани в Оранжерейный. 13 – 15 апреля пароходом «Адлер» проводится разведка 12-футового рейда. На рейде, отныне, несут дозор два миноносца.

Командование МСКМ активно выводило корабли на морской театр.

К этому времени флотилия была усилена, прибывшими с Балтики, миноносцами (10 единиц) и подводными лодками (4 единицы).

Правда, эти корабли были устаревших проектов. На двух субмаринах стояли не современные гидравлические торпедные аппараты, а наружные минные аппараты конструкции С. К. Джавецкого, уже не отвечавшие условиям современного боя. Кроме того, в плохом состоянии находилась ходовая часть; на лодках были изношены поршни дизелей, давно не заменялись аккумуляторы, на миноносцах – прохудились котлы, нуждались в замене и ремонте вспомогательные механизмы.

Для проведения в жизнь планов командования РККА, была необходима поддержка с моря; высадка десантов, защита от английских кораблей. Но, как уже говорилось, морские силы красных, на Каспии, были ограничены мелководным районом. 12-футовый рейд, был единственной оперативной базой МСКМ на море.

Эсминцы, «Карл Либкнехт» и «Яков Свердлов», вместе с базой подводных лодок «Ревель», лодками «Макрель» и «Минога», под прикрытием вспомогательных крейсеров, 18 апреля, выдвинулись на дальний рейд, траверзы м. Ракушечный – м. Буйнак, ~43,5ос.ш.

«Минога», под прикрытием утреннего тумана, в надводном положении, следуя ходом в 7 узл., удалилась на значительное расстояние от своего соединения, и вышла в р-он м. Тарта.

Ею был обнаружен корабль, идущий к проходу в Красноводский залив.

Этим кораблём был канонерская лодка «Даггер» (английский корабль, из переброшенных из Туапсе по ж.д.). «Даггер» была значительная, для Каспия, боевая единица; при водоизмещении 480 т., она несла 1 – 102 мм., 1 – 76 мм.орудия, и 2 — 30 мм автоматические пушки.

Лодка погрузилась, и начала сближение с целью.

Зная корабли этого типа («Шарпшутер» — головной была введена в строй в 1889 году), имеющих малую осадку (5,3 фута – ок. 1,6 м.) командир, Ю. В. Пуарэ, решился на атаку с близкого расстояния, с надводного положения. Атака была произведена на удалении 8 миль, к востоку от входа в залив, с дистанции 2,5 кабельтовых. В цель попала одна торпеда (из двух). Вторая, как видно, пошла под килем канонерки. Но, и это попадание оказалось удачным. Канонерка, от взрыва в кормовой части, лишилась хода. Как видно, у неё была повреждена кормовая траверзная переборка, так как корабль давал сильный дифферент на корму. Канонерка затонула через 2 часа. О жертвах среди экипажа ничего не известно. Экипаж «Миноги» не наблюдал гибели корабля; лодка, погрузившись, уходила к своему соединению.

Этот рейд дорого стоил «Миноге»; по возвращении, обнаружились неполадки в цилиндрах дизеля и выход из строя аккумуляторных батарей (уже порядком изношенных).

После проведения удачных рейдов, было видно, что морские силы Советской Республики позволяют проведение значительных боевых операций.

Принимается решение о захвате поселения Форт-Александровский, и Петровска с созданием там оперативных пунктов базирования, и захвата ж.д. полотна. В оперативном отношении Форт-Александровский позволял закрепиться на Мангышлаке и прервать морское сообщение Гурьева (единственного порта «омского правителя» — Колчака), с Петровском и Баку.      Захват Петровска не только обеспечивал контроль за ж.д. путями, но и позволял связаться с аулами горцев, в своём большинстве сочувствующих красным.

Захват Форт-Александровский. Сражение у мыса Тюб-Караган.

Операция проходила с 28/29 по 30 апреля 1919 года. 30 апреля, рано утром, отряд кораблей под командованием  А. В. Сабурова вошёл в Тюб-Караганский залив. Предъявленный командованием отряда ультиматум (по радио и письменно) был принят почти незамедлительно; комиссар Кубиев бежал, а гарнизон перешёл на сторону Советской власти. Поддержало красных и население села Никольское.

К этому времени, отряд вспомогательных крейсеров должен был подойти к банке Кулалинская и ждать отхода отряда Сабурова.

Сразу, вслед за отходом соединения Сабурова, по радиосигналу, по другую сторону моря, Петровск, должен был быть атакован отрядом эскадренных миноносцев.

Для прикрытии сил и оказания помощи, в случае неудачи, на 12-футовом рейде находились, несамоходная плавучая батарея №1 (переоборудованная наливная баржа «Ярополк», с двумя 6», одним 3» орудиями, с крейсеров «Аврора» и «Диана», и двумя пулемётами Максима), и отряд катеров-истребителей: 2 катера, построенные в США – «Дерзкий» и «Пронзительный», катера были вооружены: 1 – 47, 1 – 37 мм пушками, и двумя пулемётами.

В это же время, 12 милях, к югу от Кулалинской банки, крейсировал отряд английских кораблей (пять вспомогательных крейсеров — «Президент Крюгер», «Вентюр», «Азия», «Эммануил Нобель», «Слава»,  и миноносец «Торки»). В задачу английского отряда входила блокада морского волжского канала. Противники заметили друг друга (вечером, в 19.30), но в бой не вступали.

В связи с появлением английских кораблей, было решено не распылять силы, а отменить налёт на Петровск и отвести эсминцы к Александровскому.

Бой в Тюб-Караганском заливе

20 мая  — английский разведчик «Сапович» появился над заливом.

От  острова Чечень вышла английская эскадра: (вспомогательные крейсера «Зороастр», «БибиЭйбат» и «Виндзор Кастл»). К вечеру они подошли к побережью Мангышлака.

Получив по радио донесение с самолёта-разведчика, Норрис решил атаковать корабли в Тюб-Караганском заливе утром следующего дня.

21 мая у Форта-Александровского оставался отряд речных кораблей под командованием А. В. Сабурова:

неисправный эсминец «Москвитянин» (в работе один котёл из 4-х),   невооружённые вспомогательные суда,

две подводные лодки.

Около 10 ч., на запад-юго-запад наблюдателями были обнаружены 6 дымов.

В 12.30 ясно наблюдались силуэты 6 кораблей.

Примерно, через час, в море, навстречу английской эскадре, вышли эсминец «Москвитянин», минный заградитель «Демосфен» (до 7 апреля – «Припять»), подлодка «Макрель» и  три катера-истребителя.

Английские корабли превосходили советское соединение, как по калибру и числу орудий (почти в 3 раза), так и по скорости хода; неисправный «Московитянин» мог дать не более 9 узлов.

Правда, на ПБ №2, были установлены два 152 мм морских орудия (с балтийских крейсеров), но это было несамоходное судно.

В скоротечном бою (ок.14.00 – ок.14.30) вышел из боя вспомогательный крейсер «Эммануил Нобель», от попаданий двух 6’’ снарядов с плавучей батареи лишившись хода.

Какие-то повреждения получили и другие корабли англичан; по английским (как и по советским) данным, в строю, в ближайшие недели оставались только два (из восьми) кораблей, принимавшие участие в бое у мыса Тюб-Караган: «Президент Крюгер» и «Вентюр».

С советской стороны потери были большие: была потоплена Плавучая батарея №2, был пробит котёл у вспомогательного крейсера «Каспий».

У «Московитянина» вышел из строя единственный котёл; обратно в бухту его привёл на буксире «Демосфен». Повреждённый «Каспий» продолжал вести огонь, прикрывая уходящие в бухту эсминец и минзаг (в это время в него и попал 76 мм снаряд). От интенсивной стрельбы, на «Каспии», трескались станины орудий, а у одного из 102 мм, орудий заклинило замок.

Подошедшие английские корабли вели теперь огонь с 40 кабельтовых. В результате огня англичан, загорелась база подлодок «Ревель», а от неё, стоявший бортом – «Демосфен».

Команды «Каспия» и «Московитянина» покинула корабли. От взрыва боеприпасов на транспорте «Туман», загорелось и посыльное судно «Гельма». От осколков, при взрыве «Тумана», пострадала «Минога».

Команде «Демосфена» удалось справиться с пожаром, и минзаг продолжал вести огонь. К 15.00 на нём закончились снаряды, и команда, заложив фугас, покинула корабль.

По данным англичан, ок.18.00 был замечен перископ («Макрели»). Норрис дал приказ к отходу. Интересно, что этот факт оспаривается белогвардейцами в их мемуарах. Отход эскадры они объясняют другими причинами. Но, сам коммодор Норрис, говорит о замеченом перископе. К тому же, английская эскадра находилась в 30 кб.от берега, и англичане вполне могли вызвать подмогу. К тому же, у англичан, в наличии, имелись шесть гидропланов-торпедоносцев «Шорт», а в море находились не менее 5 кораблей, кроме участвовавших в бою.

Заключение: Анализ и выводы

Стоило остановиться так подробно, на этих событиях, поскольку, они дают достаточно серьёзный материал для анализа обстановки того времени.

Сразу вызывает интерес два факта:

Неудовлетворительное состояние кораблей и снабжения (доставшихся большевикам в наследство от Империи и Временного правительства).

Активные действия новой власти по созданию боеспособного флота на Каспийском море.

Интересны и моменты боевых действий, где интервенты и белогвардейцы не показали выдающихся способностей, несмотря на подавляющий перевес в вооружении и экономике.

Из вышеизложенного необходимо сделать выводы:

Военные действия на акватории Каспийского моря, в период 1918 – 1920 гг. имеют свои особенности:

  1. Каспий – замкнутое море, со сложными погодными условиями и сложным характером навигации.
  2. Захват противником глубоководных портов (Баку, Красноводск) сделал невозможным, для морских сил Советской России, применение крупных надводных кораблей. До того, боевые корабли водоизмещением ок. 1000 т. и более, на Каспий не вводились. То же можно сказать и о военных силах интервентов, сепаратистов и белых: контроль красных над дельтой Волги и Астраханью исключали переброску, сколько-нибудь значительных кораблей специальной постройки. Боевые единицы на акватории моря, в связи с вышесказанным, были представлены, преимущественно, переоборудованными или вооруженными коммерческими судами. Это обстоятельство ограничивало скорость и калибры орудий.
  3. Значительные судоремонтные мощности, на тот момент, имелись только в Баку. Только здесь можно было поддерживать эти мощности, на сколько-нибудь должном уровне. В первую очередь – в связи с господством британских военно-морских сил на Чёрном море и оккупацией ими Закаспия и каспийского побережья Ирана. Но, политические симпатии промышленных рабочих склонялись на сторону большевиков, в том числе – мобилизованных англичан и иранцев, поэтому запуск судоремонтной базы, для морских сил интервентов, был затруднён.
  4. В свою очередь, для РККФ, эти обстоятельство поворачивалось другой стороной – наличием квалифицированной рабочей силы и отсутствием инженерно-технической базы. Мощности астраханских судоремонтных заводов позволяли производить только текущие ремонты. Отсутствие механических заводов исключало значительные ремонтные работы судовых механизмов.
  5. Даже имеющиеся мощности, для РСФСР, в связи с изложенным во вступлении, находились в неудовлетворительном состоянии.
  6. Так же, обращает на себя внимание и характер военных действий: их прикованность к нуждам сухопутных сил. Отсутствие сколько-нибудь значительного плана «морской стратегии»; отсутствие попыток установить господство на акватории Каспийского моря, с поддержанием контроля за морскими перевозками.
  7. Сами военные действия, артиллерийская и штурманская подготовка, имели более высокий уровень у красных. Действия Красных же, морских сил, несмотря на глобальные трудности, демонстрировали большую инициативу и решительность. Значительные преимущества флота интервентов ими использованы не были. Характерно, именно для каспийского театра, относительно активное, применение морской авиации. Пожалуй, за период 1914 – 1920 гг., морская авиация, по сравнению с другими театрами военных действий, применялась, наиболее интенсивно и регулярно, именно на Каспии.
  8. Английское командование на Каспии ограничивалось собственными интересами, не торопясь развязывать значительных военных действий. Этому способствовали, как состояние личного состава британских сил, так и международная обстановка.
Октябрь 15, 2018

Добавить комментарий

Ваш e-mail не будет опубликован. Обязательные поля помечены *

ИСТОРИЧЕСКИЕ ХРОНИКИ
ЗАРУБЕЖНЫЕ СМИ О КАСПИИ
Фото дня
Мы на Facebook
Facebook Pagelike Widget
Яндекс.Метрика
Перейти к верхней панели