Гражданская война. Боевые действия на Каспии
Аналитика, Исторические хроники Каспийского региона

Гражданская война. Боевые действия на Каспии

Портал «Каспийский вестник» продолжает публикацию материалов круглого стола «Военно-морская мощь российского Каспия»: к 100-летию создания Астрахано-Каспийской флотилии, который состоялся 4 октября  2018 года в Астрахани на базе Музея боевой славы. Одним из докладчиков на мероприятии был Второв Антон Викторович, научный сотрудник филиала «Музей боевой славы» ГБУК АО «Астраханский музей-заповедник», который выступил с докладом  «Гражданская война. Боевые действия на Каспии». Текст выступления в двух частях редакция нашего портала публикует в своей исторической рубрике. В первой части автором описывается обстановка в регионе и задачи стоявшие перед воинскими подразделениями Красной Армии, а также боевые действия на Северном Каспии осенью 1918 года:

Обстановка и задачи.

Столкновения морских сил на Каспийском театре, в период интервенции и гражданской войны, имеют ряд особенностей, свойственных только этому театру. Эти особенности трудно понять без связи с общей обстановкой.

Мы здесь хотели бы коснуться именно военной стороны вопроса, дав общую характеристику и оценку военным действиям на Каспии.

За время декабрь 1916 – январь 1918, на кораблях Императорского и, затем, республиканского флотов не проводилось, практически, никаких, даже текущих, ремонтных работ.

Приходили в негодность, в первую очередь, двигательные установки и орудия кораблей и береговых батарей. Падала дисциплина. В таком состоянии и унаследовала военно-морской флот новая – Советская – власть.

Несмотря на подписание Брестского мира, кайзеровская Германия, и союзная ей Османская Империя, не отказалась от своих претензий на территории.

Страны Антанты, так же, смотрели на территории бывшей Российской Империи, как на законную добычу.

После подписания Версальского мира, Британия, Франция и их сателлиты развернули работу по подготовке настоящей оккупации территорий, часто представлявших собой «ничейные» земли; одновременно могли сосуществовать несколько правительств или диктатур, либо власть менялась, чуть ли не еженедельно.

О серьёзности намерений держав Антанты красноречиво говорит состав военно-морских сил, задействованных в интервенции. На Чёрном море были стянуты флотские силы, французского и английского флотов, ядро которых представляли семь линейных кораблей; 4 – Англии, 2 – Франции, и линейный крейсер из состава флота Турции – «Султан Селим Явуз»: переданный союзной Германией «Гебен», экипаж которого был укомплектован, преимущественно, немецкими офицерами и матросами.

На Балтике тоже собралась внушительная эскадра, 4 крейсера 2 подводные лодки 23 эскадренных и эскортных миноносца, 2 подводные лодки,  прикрываемая, у датских проливов, тремя английскими дредноутами. Сюда было, в том числе,  переброшено звено торпедных катеров.

Начавшаяся, в августе, интервенция в Мурманске и Архангельске, тоже поддерживалась значительными флотскими силами. В том числе – тремя британскими броненосными крейсерами.

При этом, ни одна из держав, официально, не находилась в состоянии войны с Советскими Республиками.

Всей этой армаде Республики Советов могли бы противопоставить  значительные силы (6 дредноутов, 11 старых линкоров – эскадренных броненосцев, 15 крейсеров, 103 эсминца и миноносца, 43 подводные лодки, и более 120 боевых кораблей других классов) если бы все события предшествующих лет не привели большинство этих боевых единиц в полу-удовлетворительное и неудовлетворительное состояние.

Уже к весне – лету 1918 года, потребовались силы для контроля над водными пространствами Каспийского бассейна. На всём протяжении волжского судоходного фарватера, потребовался контроль, в том числе против банд сепаратистов всех оттенков. По губерниям, своими силами, создаются флотилии, состоящие из вооружённых пароходов и переоборудованных шхун.

К лету 1918 года обстановка резко обострилась, возникла угроза военного вторжения. Особенно это ощущалось на севере России, в Закавказье и Средней Азии.

В июле — августе 1918 года вторжение британских войск в Закавказье и Закаспий началось.

К ноябрю, по всему побережью наиболее судоходной части Каспийского моря, власть Советов была ликвидирована. За РСФСР осталась только дельта Волги.

Главной задачей «белых», на севере Каспийского моря, было овладение Астраханью и, таким образом, овладение главной водной артерией региона.

Для РККФ и РККА было важной задачей не только удержать дельту Волги, но установить контроль за северными портпунктами – Гурьев, Петровск, Форт-Александровский.

Английское командование, при этом, мало считалось с интересами союзников. Задачей британских сил, было, закрепится на Каспии, наладить материально-техническую базу для развёртывания более значительных вооруженных сил. Основной целью Британии, естественно, было – наиболее быстрое освоение нефтеносных районов и месторождений других природных богатств (озокерит, глауберова соль, руды). Поэтому, овладение северным побережьем Каспийского моря, для Англии, было желательной, но – не первостепенной задачей. Контроль над главными портовыми городами – Баку и Красноводском, делали положение английских сил относительно более устойчивым, чем сил их союзников – белых, сепаратистов и националистов всех оттенков. Английское командование, сразу, после оккупации Красноводска и Баку, дало понять, что оно намеревается проводить жёсткую политику в интересах Англии. Это подкреплялось фактическим овладением всеми морскими силами, в том числе – кораблями и аэропланами, оставшимися от флотилии Российской Империи  (2 канлодки, 2 посыльных судна, транспорты, школа морской авиации).

Стратегические преимущества были на стороне интервентов – контроль над всеми железнодорожными путями, по обоим берегам моря, связь с британскими силами в Иране и Афганистане, контроль большей части акватории Каспия.

Территория, контролируемая силами РСФСР, давала свои преимущества – мелководье северного Каспия, затруднявшее действия, сколько-нибудь значительных сил противника. В этом смысле, Астрахань надёжно была защищена от вторжения с моря. На суше, с востока и запада, город прикрывался многочисленными рукавами и протоками, что сковывало действия сухопутных сил противника и облегчало оборону.

Но, мелководья, затрудняли и действия морских сил РККФ; к Астрахани, от 12-футового рейда (р-он Лагани) вёл морской канал, в межень, доступный судам с осадкой не более 7-ми футов.

Большим неудобством, для красного флота, было то обстоятельство, что Северный Каспий, в зимнее время, замерзал. Толщина льда, в суровые зимы, превышала 1,5 метра. В конце января — начале марта, образовывались ледяные торосы, высота которых достигает 20 метров. Вплоть до конца апреля по морю плавали «несяки» — ледяные глыбы до 6-8 м. высоты, над водой. Осевшие на отмелях (образуя т.н. «стамухи») такие льдины были серьёзным препятствием для нормальной навигации средне- и малотоннажного флота.

Для координации действий многочисленных флотилий, эскадр и одиночных судов, которые создавались и оборудовались, часто стихийно, для местных нужд, в июле 1918 года, штаб РККФ создал командование Морских Сил Каспийского моря (МСКМ). Это облегчало перегруппировки сил.

Нужно отметить, что административная часть красных, с учётом сложной, постоянно меняющейся, военно-политической обстановки, была на большой высоте.

В октябре 1918 года, создана Астраханско-Каспийской военная флотилия. С учётом навигационной обстановки, принимается решение о постоянном базировании основных сил флотилии в районе 12-футовго рейда. На рейде был выставлен дебаркадер, и оборудованы плавучие батареи, оснащенные 6” орудиями. Для постоянной связи с Астраханью с дебаркадера  был протянут подводный телефонно-телеграфный кабель.

Для действий флотилий РККФ, 12-фт. рейд был жизненно важен – занятие его противником означало паралич действий наиболее боеспособных и крупных военно-морских единиц.

Хорошей иллюстрацией к вопросу о силах и возможностях военно-морских сил противоборствующих сторон, на Каспии, дают несколько эпизодов…

Боевые действия на Северном Каспии осенью 1918 года.

Военные действия, фактически, начались в октябре 1918 года. 31 числа к острову Чечень были выдвинуты силы Астрахано-Каспийской военной флотилии (за четыре недели до этого переформированной из Военного флота Астраханского края): 31 октября – 9 ноября был произведён рейд в бухту Старо-Теречную.

Задача налёта на Брянскую косу состояла в том, чтобы пресечь скопление сил белых и, по возможности, ликвидировать организованный там опорный пункт, оснащённый радиостанцией.

В налёте участвовали, вспомогательный крейсер «Макаров I», вооружённые пароходы «Вега», «Коммунист» (бывший речной буксир «Серёжа») и «Володарский», сетевой (впоследствии – минный) заградитель «Припять» (в апреле 19-го переименован в «Демосфен»).

В бухте Старо-Теречной были захвачены, без боя, 6 пароходов «Диктатуры Центрокаспия».

Для развития успеха были подтянуты дополнительные силы: вооружённые пароходы, «Каспий» (бывший ледокол), оба шведской постройки, и минный заградитель «Припять».

В результате обстрела, 10 ноября, противник оставил косу, радиостанция была выведена из строя.

Со стороны английского соединения следует, в первую очередь, отметить нерешительность, нежелание идти на прямое противоборство.

С английской стороны, в боях у остова Чечень, приняли участие вспомогательные крейсера «Азия», «Слава», «Нобель», «Президент Крюгер», «Дублин Кастл» (бывший «Юпитер»),  «Галилей»,  «Алла-Верды», «Ага-Мелик». Некоторые из них несли по 1-2  6» (152 мм.) орудия («Азия», «Слава», «Нобель»).

Значительно, преимущество англо-белогвардейской эскадры, было и в технической части; «Слава» и «Президент Крюгер» были оборудованы приборами управления артогнём и дальномерами. Суда интервентов были относительно недавней (в основном – английской и шведской, после 1895 – ок. 1914 гг.) постройки и развивали скорость 11 – 13 узл.

Интересно, что «Вега», после операции, был вынужден уйти в Астрахань, по причине утечки мазута из цистерн. Это не было результатом боевых повреждений: бывший речной буксир, с машиной в 320 л.с. и осадкой в 5 ф.10» (ок. 1,6 м.), построенный, в 1895 году в Царицыне, был, незадолго до описываемых событий, мобилизован, вооружён двумя 3»(76-мм.) орудиями и четырьмя пулемётами Максима «Викерс», и включён в состав АКВФ. За всё время его работы ходовая часть не ремонтировалась. На тот момент, в среде судопромышленников, господствовал принцип «окупаемости» — суда строились с расчётом на то, что они окупят себя за планируемый период работы. При таком подходе, целью ставилось максимальное удешевление постройки. Капитальные ремонты и вовсе не планировались. Нередки были и случаи, когда вспомогательное оборудование судов изготовлялось из неподходящих для этого материалов.

Большинство кораблей МСКМ были устаревшими. Средняя скорость соединения Флотилии составляла 7 – 9 узл.

Единственными быстроходными кораблями были эскадренные миноносцы (св. 23 узл.), но и их техническое состояние было неудовлетворительным. На миноносце «Московитянин», прохудились котлы, была в плохом состоянии и машина.

Кроме того, уступали миноносцы и в артиллерии несли только по два 3»(76 мм) орудия. Торпеды отсутствовали (их ожидали только к зиме).

Впечатляет и командный состав противоборствующих сторон; профессиональные военные моряки – «морские волки» (коммодор (кап. 1 р.) Норрис, лейтенант (стар.лейт.) Сноу и  кэптен (кап. 2 р.) Вашингтон, против флотского прапорщика (Сакс С. Е.), лейтенанта (Кукель-Краевский В.А, внук адмирала Невельского Г.И., командир эсминца «Керчь»), и штурмана коммерческого флота (Кронберг А. Г. – временно и. о. ком.АКВФ). При этом Норрис и Вашингтон были участниками сражений на Доггер-банке и у Ютланда.

Матросский и старшинский составы английского соединения, так же, были укомплектованы английскими военными моряками, имеющими боевой опыт. Силы РККФ на Каспии использовали резервы моряков коммерческого флота, и наскоро обученных добровольцев. Собственно, военных моряков было не более 20 – 25%.

Тем не менее, красный флот, в период осени 1918 года, показал себя более деятельным, инициативным и мобильным, нежели военно-морские силы англо-белых.

Белым, в конце декабря, удалось отбить остров Чечень. Этому, в немалой степени, способствовали погодные условия – Северный Каспий был покрыт толстым льдом, и корабли красной флотилии выйти не могли.

Продолжение следует…

Фото: британский десант на Каспии. Источник: nucleardisasters-wars.site123.me

Октябрь 12, 2018

Добавить комментарий

Ваш e-mail не будет опубликован. Обязательные поля помечены *

ИСТОРИЧЕСКИЕ ХРОНИКИ
ЗАРУБЕЖНЫЕ СМИ О КАСПИИ
Фото дня
Мы на Facebook
Facebook Pagelike Widget
Яндекс.Метрика
Перейти к верхней панели