Грузия приостановила реализацию проекта строительства порта Анаклия
Зарубежные материалы по Каспию, Каспийский транзит, Колонка редактора

Грузия приостановила реализацию проекта строительства порта Анаклия

В январе текущего года стало известно, что правительство Грузии приняло решение расторгнуть инвестиционный договор с «Консорциумом развития Анаклия», который взял на себя обязательство построить одноимённый глубоководный порт на западе Грузии. Об этом сообщили грузинские СМИ со ссылкой на заявление министра регионального развития и инфраструктуры Майи Цкитишвили на брифинге после заседания Кабмина страны.

Известно, что «Консорциум развития Анаклия» (Anaklia Holding JSC) основали TBC Holding и американская компания Conti International LLC. При этом именно участие американской компании было обязательным условием государства. С момента подписания соглашения о строительстве порта до октября 2018 года в него было внесено более 40 изменений, практически все изменения касались продления сроков, в том числе начала работ по строительству, выбора оператора порта и поиска финансирования. В декабре 2019 года Консорциум в седьмой раз не смог выполнить обязательства и предоставить правительству документацию о кредитных соглашениях с банками. Речь шла о закрытии финансовой сделки, предусматривающей получение 400 миллионов долларов от международных финансовых институтов. В конечном счёте сделка сорвалась.

Собственно строительство самого порта началось в декабре 2017 года, а в июле 2018 года начались работы по углублению дна до 16 метров.

Первая фаза строительства предполагала строительство порта для грузовых судов, терминала для контейнеров, волнореза и двора для интермодальных железнодорожных перевозок. На это требовалось 600 миллионов долларов. При этом общая стоимость проекта 2,5 миллиарда долларов США. По проекту порт Анаклия уже после завершения первой фазы должен принимать корабли вместимостью 10 тысяч контейнеров. Однако, процесс остановился на проведении дноуглубления. На данный момент строительство порта полностью приостановлено.

Напомним, что проект строительства порта Анаклия, в первую очередь, нацелен на транзит китайских, а в перспективе и индийских контейнерных грузов, прибывающих на Кавказ по транскаспийскому маршруту, в частности, из портов Туркменбаши (Туркменистан) и Актау (Казахстан).

Особое значение проекту придают в Вашингтоне. Так, С. Фредерик Старр, председатель Института Центральной Азии и Кавказа с офисами в американском Совете по внешней политике в Вашингтоне и в Институте исследований развития и безопасности в Стокгольме, в своей статье под названием «Самый восточный порт Европы» (Europe’s Easternmost Port), отмечал, что порт Анаклия, благодаря своей способности существенно облегчить торговлю и взаимодействие между Европой и Китаем, крайне ценен и важен для Соединенных Штатов.

По его мнению, прежде всего, он принесет прибыль и рабочие места американским компаниям Conti Group из Нью-Джерси, а также SSA Marine из Сиэтла, который участвовали в проекте. Кроме этого порт за счёт расширения каналов для торговли по всей Евразии, создаст возможности для американских производителей и их филиалов в Европе для сотрудничества с регионом в таких областях, как доставка, логистика, страхование, отели и хранение. Среди других преимуществ Фредерик Старр отмечал позитивное влияние порта на региональном уровне. Анаклия, по его прогнозу, мог бы стать звеном единого транспортного коридора, включающего новый азербайджанский порт в Аляте, а также казахстанские и туркменские порты Каспийского моря. От расширения порта выигрывают также Узбекистан, Таджикистан и Афганистан, которые «занимают видное место среди интересов США».

С учётом этого, исходя из высказанных Фредериком Старром мыслей, следует констатировать, что проект строительства порта Анаклия призван помочь в реализации стратегии Вашингтона и Брюсселя в отношении Кавказа и Центральной Азии, в первую очередь за счёт создания здесь системы континентальной торговли, независимой от крупнейших евразийских держав —  Китая, России и Индии.

Следует обратить внимание и на заявление Каспийского политического центра – ведущего американского мозгового центра, специализирующегося на каспийской тематике. Его эксперты считают, что решение правительства Грузии отменить проект строительства глубоководного порта Анаклия может иметь разрушительные экономические и политические последствия.

В опубликованной на сайте Центра статье авторы отмечают, что  дипломаты США и ЕС ранее подчеркивали свою поддержку строительства порта Анаклия в качестве необходимой альтернативы России.

Проект порта Анаклия. Источник изображения: caspianpolicy.org

«Существующие порты Грузии не имеют возможности принимать более крупные контейнеровозы, что ограничивает их полезность с точки зрения торговли в рамках инициативы «Пояс и Путь» Китая. Строительство глубоководного порта в Анаклии позволило бы азиатским грузам, направляющимся на Запад, и европейскому экспорту в Центральную и Восточную Азию обойти российский глубоководный порт в Новороссийске, предоставив тем самым европейцам необходимую дополнительную возможность для перевозки грузов между двумя континента», — отмечается в статье.

Эксперты Каспийского политического центра также считают, что хотя грузинская «Партия мечты» и выражает свою неизменную приверженность строительству грузинского глубоководного порта, теперь, вероятно, будет гораздо сложнее найти готового подрядчика для реализации этого проекта. Грузия стратегически выгодно расположенная на Южном Кавказе, в нескольких шагах от членов ЕС — Румынии и Болгарии, по мнению американских аналитиков, могла бы за счёт порта Анаклии существенно укрепить свои связи с соседними странами в рамках китайской инициативы «Пояса и пути» и существенно расширить возможности для расширения торговли и стимулирования других видов экономической деятельности.

Однако с приостановкой проекта строительства порта данная перспектива выглядит весьма туманной.

С полным текстом статье Фредерика Старра, посвящённой грузинскому порту Анаклия, можно ознакомиться в публикации портала «Каспийский вестник»

Автор: Влад Кондратьев

Главное фото — источник: geomigrant.com

27 января, 2020

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *

Этот сайт использует Akismet для борьбы со спамом. Узнайте, как обрабатываются ваши данные комментариев.

ИСТОРИЧЕСКИЕ ХРОНИКИ
ЗАРУБЕЖНЫЕ СМИ О КАСПИИ
Фото дня
Наши партнеры
Яндекс.Метрика
Перейти к верхней панели