Гюльнара Мамедзаде о текущих трендах развития ситуации в Каспийском регионе
Аналитика, Комментарии экспертов

Гюльнара Мамедзаде о текущих трендах развития ситуации в Каспийском регионе

24 января в Астрахани состоялось очередное заседание Каспийского экспертного клуба, посвящённое вызовам, стоящим на пути реализации МТК «Север-Юг». Организаторами встречи выступили Центр международных и общественно-политических исследований «Каспий Евразия» и Астраханский государственный технический университет.

В кулуарах мероприятия редакция портала «Каспийский вестник» пообщалась с руководителем проектов Каспийского экспертного клуба, заместителем директора Международного экспертного совета BakuNetwork, аналитиком Гюльнарой Мамедзаде.

По результатам прошедшего заседания Каспийского экспертного клуба, где бы Вы могли поделиться своим мнением как о заседании, так собственно и о коридоре Север-Юг, его перспективах.

Состоявшееся недавно в Астрахани очередное заседание Каспийского экспертного клуба, на котором был представлен аналитический доклад МГИМО по теме  «МТК «Север-Юг»: вызовы, побеждающие преимущества», можно назвать одной из самых результативных встреч на этой экспертной платформе. Более того, повышенное внимание и участие в работе экспертного заседания представителей целого ряда профилированных государственных, промышленных структур свидетельствует о развитии новой тенденции –  сближении усилий и налаживанию обратной связи на уровне государственных структур и экспертных кругов.

В ходе обсуждений условно сформировались две полярные позиции – скептиков и умеренных оптимистов в оценках будущего МТК «Север-Юг», особенно через призму экспертных оценок автора доклада Алексея Токарева и опытного прагматика-государственника Сергея Милушкина. Достаточно острая  дискуссия экспертов и чиновников в процессе обсуждения перспектив реализации этого транспортного коридора позволила провести предметный анализ ситуации и внесла недостающие элементы в восприятие обеих сторон. И работа в этом направлении, безусловно, будет продолжена, в том числе на платформе Каспийского клуба.   

Что касается собственно перспектив МТК «Север-Юг», то оценивать реализацию этого проекта в комплексном ключе, как целостную систему, пока достаточно сложно, учитывая наличие целого ряда проблем, в том числе политических, инфраструктурных, бюрократических, а также геополитические риски и влияние глобальной конкуренции.

Геополитические риски связаны, прежде всего, с ситуацией в Иране и вокруг Ирана – одного из ключевых и самых проблемных участников этого проекта. А что касается глобальных конкурентов, то в этом списке фигурируют не только традиционные западные оппоненты России и Ирана, но и  геополитический союзник Китай. И не только через призму китайского глобального транспортного проекта «Один пояс — один путь». Сейчас очень важно реально оценивать степень растущего проникновения интересов Китая в страны Каспийского региона, Центральную Азию, Иран, и не только экономического характера. Ситуация в регионе имеет много вариантов развития, которые так или иначе будут влиять на МТК «Север-Юг».  

Как представляется, МТК «Север-Юг», невзирая на все проблемы и противоречия, имеет перспективу, но пока не ясно, в каком окончательном формате и временном измерении она будет проявлена. Пока, наверное, надо развивать уже работающие фрагменты коридора, и самым удачным примером на этом направлении является российско-азербайджанский сегмент. Кроме того, наверное, нуждается в модернизации сама концепция этого проекта, которая формировалась порядка 20 лет назад, а за это время многое изменилось.

Ну и во второй части было бы интересно узнать Ваше мнение в целом об итогах 2019 года для Каспийского региона, Ваших ожиданиях от наступившего года.

Это очень обширная тема, учитывая активные процессы,  которые происходили в каждой из прикаспийских стран и в целом в регионе, особенно во второй половине 2019 года. Однако стороны достаточно скромно отметили первую годовщину подписания Каспийской конвенции, за исключением проведения в Ашхабаде Экономического форума, приуроченного к этой дате. В целом вопросы экономики, интеграции, транспортных и энертегических коммуникаций, привлечения инвестиций и безопасности оставались приоритетными для всех прикаспийских стран.

Что касается ожиданий, то они неплохо прописываются и в другой географии, достаточно пройтись по повестке Давосского экономического форума, в рамках которого прошла «Каспийская неделя». На Давосском форуме, а это мировой клуб большой политики, денег и возможностей, декларируются такие цели, как «содействие развитию взаимодействия между Каспийским регионом и миром», а это уже прямая заявка на глобальное измерение каспийской политики и экономики. Более того, западный мир, имеющий свои интересы вКаспийском регионе, существенно расширяет его границы за счет сопредельных, в частности, Узбекистана с его растущей экономикой, и транзитных государств, задействлванных в крупных энергетических проектах – Турции, Грузии.

В течение этого года Каспийские транспортные и энергетические коридоры, включая всю задействованную инфраструктуру, продолжают волновать политические круги целого ряда стран. Как и ситуация вокруг одной из прикаспийских стран – Ирана, как потенциальной производной новых рисков и угроз для Каспийского региона.

События начала 2020 года, связанные с эскалацией ирано-американского конфликта, будут иметь продолжение, в том числе с наращиванием внешнего воздействия на внутриполитическую ситуацию в Иране. В целом вокруг Каспия в ближайшее десятилетие будут развиваться самые сложные и интересные процессы мировой политики.

30 января, 2020

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *

Этот сайт использует Akismet для борьбы со спамом. Узнайте как обрабатываются ваши данные комментариев.

ИСТОРИЧЕСКИЕ ХРОНИКИ
ЗАРУБЕЖНЫЕ СМИ О КАСПИИ
Фото дня
Мы на Facebook
Facebook Pagelike Widget
Яндекс.Метрика
Перейти к верхней панели