Гюльнара Мамедзаде о текущих трендах развития ситуации в Каспийском регионе
Аналитика, Комментарии экспертов

Гюльнара Мамедзаде о текущих трендах развития ситуации в Каспийском регионе

24 января в Астрахани состоялось очередное заседание Каспийского экспертного клуба, посвящённое вызовам, стоящим на пути реализации МТК «Север-Юг». Организаторами встречи выступили Центр международных и общественно-политических исследований «Каспий Евразия» и Астраханский государственный технический университет.

В кулуарах мероприятия редакция портала «Каспийский вестник» пообщалась с руководителем проектов Каспийского экспертного клуба, заместителем директора Международного экспертного совета BakuNetwork, аналитиком Гюльнарой Мамедзаде.

По результатам прошедшего заседания Каспийского экспертного клуба, где бы Вы могли поделиться своим мнением как о заседании, так собственно и о коридоре Север-Юг, его перспективах.

Состоявшееся недавно в Астрахани очередное заседание Каспийского экспертного клуба, на котором был представлен аналитический доклад МГИМО по теме  «МТК «Север-Юг»: вызовы, побеждающие преимущества», можно назвать одной из самых результативных встреч на этой экспертной платформе. Более того, повышенное внимание и участие в работе экспертного заседания представителей целого ряда профилированных государственных, промышленных структур свидетельствует о развитии новой тенденции –  сближении усилий и налаживанию обратной связи на уровне государственных структур и экспертных кругов.

В ходе обсуждений условно сформировались две полярные позиции – скептиков и умеренных оптимистов в оценках будущего МТК «Север-Юг», особенно через призму экспертных оценок автора доклада Алексея Токарева и опытного прагматика-государственника Сергея Милушкина. Достаточно острая  дискуссия экспертов и чиновников в процессе обсуждения перспектив реализации этого транспортного коридора позволила провести предметный анализ ситуации и внесла недостающие элементы в восприятие обеих сторон. И работа в этом направлении, безусловно, будет продолжена, в том числе на платформе Каспийского клуба.   

Что касается собственно перспектив МТК «Север-Юг», то оценивать реализацию этого проекта в комплексном ключе, как целостную систему, пока достаточно сложно, учитывая наличие целого ряда проблем, в том числе политических, инфраструктурных, бюрократических, а также геополитические риски и влияние глобальной конкуренции.

Геополитические риски связаны, прежде всего, с ситуацией в Иране и вокруг Ирана – одного из ключевых и самых проблемных участников этого проекта. А что касается глобальных конкурентов, то в этом списке фигурируют не только традиционные западные оппоненты России и Ирана, но и  геополитический союзник Китай. И не только через призму китайского глобального транспортного проекта «Один пояс — один путь». Сейчас очень важно реально оценивать степень растущего проникновения интересов Китая в страны Каспийского региона, Центральную Азию, Иран, и не только экономического характера. Ситуация в регионе имеет много вариантов развития, которые так или иначе будут влиять на МТК «Север-Юг».  

Как представляется, МТК «Север-Юг», невзирая на все проблемы и противоречия, имеет перспективу, но пока не ясно, в каком окончательном формате и временном измерении она будет проявлена. Пока, наверное, надо развивать уже работающие фрагменты коридора, и самым удачным примером на этом направлении является российско-азербайджанский сегмент. Кроме того, наверное, нуждается в модернизации сама концепция этого проекта, которая формировалась порядка 20 лет назад, а за это время многое изменилось.

Ну и во второй части было бы интересно узнать Ваше мнение в целом об итогах 2019 года для Каспийского региона, Ваших ожиданиях от наступившего года.

Это очень обширная тема, учитывая активные процессы,  которые происходили в каждой из прикаспийских стран и в целом в регионе, особенно во второй половине 2019 года. Однако стороны достаточно скромно отметили первую годовщину подписания Каспийской конвенции, за исключением проведения в Ашхабаде Экономического форума, приуроченного к этой дате. В целом вопросы экономики, интеграции, транспортных и энертегических коммуникаций, привлечения инвестиций и безопасности оставались приоритетными для всех прикаспийских стран.

Что касается ожиданий, то они неплохо прописываются и в другой географии, достаточно пройтись по повестке Давосского экономического форума, в рамках которого прошла «Каспийская неделя». На Давосском форуме, а это мировой клуб большой политики, денег и возможностей, декларируются такие цели, как «содействие развитию взаимодействия между Каспийским регионом и миром», а это уже прямая заявка на глобальное измерение каспийской политики и экономики. Более того, западный мир, имеющий свои интересы вКаспийском регионе, существенно расширяет его границы за счет сопредельных, в частности, Узбекистана с его растущей экономикой, и транзитных государств, задействлванных в крупных энергетических проектах – Турции, Грузии.

В течение этого года Каспийские транспортные и энергетические коридоры, включая всю задействованную инфраструктуру, продолжают волновать политические круги целого ряда стран. Как и ситуация вокруг одной из прикаспийских стран – Ирана, как потенциальной производной новых рисков и угроз для Каспийского региона.

События начала 2020 года, связанные с эскалацией ирано-американского конфликта, будут иметь продолжение, в том числе с наращиванием внешнего воздействия на внутриполитическую ситуацию в Иране. В целом вокруг Каспия в ближайшее десятилетие будут развиваться самые сложные и интересные процессы мировой политики.

30 января, 2020

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован.

Этот сайт использует Akismet для борьбы со спамом. Узнайте, как обрабатываются ваши данные комментариев.

ИСТОРИЧЕСКИЕ ХРОНИКИ
ЗАРУБЕЖНЫЕ СМИ О КАСПИИ
Фото дня
Мы на Facebook
Facebook Pagelike Widget
Яндекс.Метрика
Перейти к верхней панели