Ильхам Алиев прокомментировал отдельные аспекты каспийской повестки
Природа Каспия

Ильхам Алиев прокомментировал отдельные аспекты каспийской повестки

10 января Президент Азербайджанской Республики Ильхам Алиев дал интервью местным телевизионным каналам. Лидер Азербайджана в числе прочего охарактеризовал важные аспекты ситуации в Каспийском регионе. Портал «Каспийский вестник» публикует выдержки из интервью, касающиеся каспийской повестки.

Ильгар Микаилоглу, телеканал Real: Господин Президент, 2022 год повысил транспортный, транзитный и логистический потенциал Азербайджана. С учетом российско-украинской войны уже ощущается большая необходимость в новом транспортном направлении. Хотел бы спросить о проходящем через Азербайджан Среднем коридоре и Зангезурском коридоре, занимающем очень важное место в развитии именно проекта Среднего коридора. Как Вы оцениваете перспективу реализации именно этих вопросов и значение данного коридора для региона?

Президент Ильхам Алиев: Мы уже много лет реализуем проекты в транспортном секторе. Российско-украинская война повысила значение проводимой нами работы. Тем не менее, хочу еще раз сказать, что мы уже много лет вкладываем в эту сферу крупные средства, инвестиции. Таким образом, на территории Азербайджана завершились все основные работы, связанные как со Средним коридором (Транскаспийский международный транспортный маршрут – примечание редакции), так и транспортным коридором Север-Юг. Просто мы сейчас модернизируем часть железной дороги, особенно линию Баку-Ялама, после этого мы также будем модернизировать и линию Алят-Астара. Потому что возможности железной дороги в ее нынешнем состоянии ограничены для ожидаемого объема грузов. Поскольку мы считаем, что только по коридору Север-Юг с территории Азербайджана поэтапно можно перевозить от 15 миллионов до 30 миллионов тонн грузов. То есть это очень высокая цифра. В настоящее время все транзитные возможности Азербайджана составляют лишь небольшой процент от этого. Так что транспортный коридор Север-Юг является проектом, который может составить конкуренцию Среднему коридору. Учитывая, что после начала российско-украинской войны, как вы упомянули, это стало одним из основных приоритетных вопросов для России.

Что касается Среднего коридора, то мы проводим последовательную политику и в этом направлении. Как вы знаете, пять лет назад мы открыли железную дорогу Баку-Тбилиси-Карс. Должен также сказать, что инициаторами и данного проекта тоже были мы, и его реализация заняла много времени, так как здесь имели место и политические сложности. Некоторые крупные западные страны выступали против этого проекта и чинили серьезные препятствия. Причина заключалась в том, что это был проект, фактически оставлявший Армению за бортом. То есть проармянские настроения проявились и в реализации этого проекта. И мы потеряли несколько лет. Еще одна проблема была связана с нехваткой финансов, так как желающих вложить средства в данный проект не было. Наши обращения в международные финансовые структуры остались без ответа. Проще говоря, после получения первых доходов от нефти мы уже сами выделили крупные средства на этот проект. Как вам известно, Грузии был предоставлен кредит на сумму 775 миллионов долларов, и проект был реализован. В настоящее время мы вплотную занимаемся расширением этого проекта. В минувшем году уже было дано указание и из бюджета будут выделены средства на сумму более 100 миллионов долларов, часть их уже выделена. Мы доведем пропускную способность этой железной дороги с нынешнего 1 миллиона до 5 миллионов тонн. Но и этого будет недостаточно. Правда, в западном направлении есть и другие возможности, в том числе и грузинские порты. Мы, конечно же, пользуемся и ими, в том числе один из портов принадлежит Азербайджану. Тем не менее, если обратить внимание на объем ожидаемых грузов, то можно увидеть, что этого будет недостаточно. И в минувшем году эта тема обсуждалась на каждой встрече из многочисленных моих встреч с руководителями стран Средней Азии.

Нужны новые дороги и для грузов, идущих из Средней Азии. Путь, ведущий через Каспий, очень привлекателен с учетом времени. В то же время мы должны сделать этот маршрут экономически более привлекательным, реализуя единую тарифную политику. Считаю, что и здесь переговоры идут в позитивном направлении. То есть если взять потенциал перевозки грузов только из стран Средней Азии и грузы, идущие туда из Европы, то можно увидеть, что даже если мы реализуем и расширим все эти проекты, все равно будет недостаточно. Поэтому экономическая эффективность Зангезурского коридора ни у кого не должна вызывать сомнения. Конечно, для нас этот проект является не только экономическим и транспортным, но и стратегическим проектом. Мы абсолютно убеждены в том, что реализация данного проекта — наше естественное право. Кроме того, осуществление этого проекта нашло отражение и в трехстороннем Заявлении от 10 ноября 2020 года. Правда, там нет слов «Зангезурский коридор». Потому что термин «Зангезурский коридор» я ввел, как говорится, в геополитический лексикон позже. Однако, там ясно указано, что между западными районами Азербайджана и Нахчыванской Автономной Республикой должно быть транспортное сообщение, и Армения должна его обеспечить. Сегодня Армения пытается уклониться от этого. Фактически уже более двух лет не выполняет взятых на себя обязательств. Но это нас не остановит. То есть это – стратегический проект для нас, и не только для нас, но и для нескольких соседних стран и для большой географии.

Поэтому работа, проделанная на сегодняшний день в транспортной сфере, заложила прочную основу. Проделанная уже и предстоящая работа, конечно же, еще больше упрочит нашу позицию, потому что обычно страны, не имеющие выхода к открытому морю, не могут пользоваться транзитными возможностями. Азербайджан является одной из немногих стран, которая, не имея выхода к открытому морю, уже превратилась в международный логистический и транспортный центр. Наша инфраструктура – это железные дороги, аэропорты, Алятский международный морской порт и другая транспортная инфраструктура, крупнейший на Каспии флот. В то же время наш флот работает и в Черном море. По моему указанию количество судов на нашем флоте на Черном море будет увеличено. То есть Азербайджан стал серьезным актором на очень большом транспортном рынке. Конечно, реализация Зангезурского коридора – историческая необходимость. Поэтому я сказал, что желает того Армения или нет, он будет реализован. И это вновь воспринимают в Армении как очередную угрозу, хотя у меня и в мыслях такого не было. Это просто неизбежно. Рано или поздно это будет. Конечно, мы хотим, чтобы это случилось раньше, как можно раньше.

Санан Рзаев, телеканал CBC: Господин Президент, в прошлом году было предпринято еще несколько шагов на пути оказания Азербайджаном содействия обеспечению энергобезопасности Европы, Европейского Союза. Летом, 18 июля, в Баку побывала президент Еврокомиссии Урсула фон дер Ляйен. Между Азербайджаном и Европейским Союзом был подписан меморандум о стратегическом партнерстве в энергетической сфере. Господин Президент, я хотел бы узнать, как Вы в целом оцениваете темпы реализации задуманной идеи и что сулят данный меморандум, данное сотрудничество и Азербайджану, и Европейскому Союзу как в текущем году, так и в предстоящем году?

Президент Ильхам Алиев: Это знаковое событие в деле развития нефтегазовой отрасли Азербайджана. И визит президента Еврокомиссии, конечно, говорит о том внимании, которое Еврокомиссия и лично госпожа Урсула фон дер Ляйен уделяют этому вопросу. Вопросы энергобезопасности все последние годы занимали одно из ключевых мест в мировой повестке дня. Это говорит о том, что эта тема постоянно присутствовала в повестке дня международных организаций, различных самых представительных международных форумов, и то, как Азербайджан реализовывал проекты нефтегазовой индустрии, всегда вызывало большое уважение у наших партнеров. Но после начала российско-украинской войны, конечно же, вопросы энергобезопасности просто перепрыгнули, может быть, другие вопросы и стали на первом месте европейской повестки дня, и это объяснимо. И, конечно же, интерес к энергоресурсам Азербайджана возрос значительно. Хотя и так было достаточно уже устоявшееся мнение о том, что Азербайджан является надежным партнером для многих стран, в том числе для стран-членов Евросоюза. Возможности Азербайджана росли, мы, как говорится, успешно делали свою домашнюю работу, ориентировались на те рынки, которые наиболее премиальные, и, естественно, с вводом в строй Южного газового коридора мы начали поставлять газ, в том числе и в страны Европейского Союза. С учетом того, что мы ожидаем дополнительную добычу и с месторождения «Шахдениз», и с других месторождений, например, в этом году, если все пойдет по плану, должна начаться добыча с месторождения «Абшерон», а в следующем году, опять же, если не будет никаких форс-мажорных препятствий, мы ожидаем добычу газа с месторождения «Азери-Чираг-Гюнешли», так называемый «глубокий газ» («deep gas»), мы планируем к 2024 году начать добычу.

То есть, потенциал есть, доказанные ресурсы Азербайджана известны, я их много раз озвучивал – 2,6 триллиона кубометров, но я уверен, что будет намного больше. Потому что опыт нашей деятельности на нефтяных месторождениях говорит о том, что запасы намного превышают изначальные оценки по мере бурения, по мере применения новых технологий, а газовая отрасль Азербайджана будет поставлять на международные рынки свои ресурсы как минимум 100 лет, то есть, по мере того, как технологии будут развиваться, будут возможности добывать больше. Поэтому 2,6 триллиона – это минимальный доказанный уровень нашего потенциала. Поэтому с учетом того, что газопроводы все построены, естественно, мы с Европейским Союзом нацелены на увеличение поставок. Но для этого необходимы, конечно, инвестиции собственно в добычу, что мы и делаем, и для этого необходимо расширение существующих газопроводов. Потому что и TANAP, и TAP были рассчитаны на те объемы, которые мы законтрактовали. Мы не рассчитывали на то, что будет потребность в такой короткой перспективе в увеличении вдвое наших поставок в Европу. То, что было подписано с госпожой Урсулой фон дер Ляйен, именно это и предусматривает.

Выполнение этого меморандума идет достаточно успешно. Если в 2021 году мы поставляли чуть больше 8 миллиардов кубометров в Европу, то в этом году будет около 12. А всего в этом году наш экспорт ожидается на уровне 24 миллиардов кубометров. Поэтому мы становимся уже серьезным игроком на газовом рынке, в том числе на европейском рынке, и сейчас уже думаем о расширении пропускной способности и TANAP, и TAP в два раза. Для этого, конечно, мы уже в процессе консультаций с партнерами. Что касается проекта TANAP, здесь легче действовать, потому что мы основные участники – шеехолдеры этого проекта и основная финансовая нагрузка будет на нас. В TAP у нас 20 процентов, поэтому там, конечно, надо больше работать по вопросам достижения консенсуса.

Мы смотрели на проекты нефтегазовой сферы всегда со стратегической точки зрения, поскольку понимали, что без реализации газопроводов и нефтепроводов мы останемся со своими ресурсами как бы в замкнутом пространстве. Международные энергетические компании в первую очередь, смотрят только на экономическую сторону вопроса – когда вкладывать инвестиции, когда расширять. То есть, ожидать от международных энергетических компаний, что они вложат миллиарды в проект, который будет нужен через пять лет, — это было бы неправильно. Поэтому мы стараемся здесь совместить наше стратегическое видение, в котором мы никогда не ошибались до сих пор, с экономическими возможностями и экономической политикой, я бы сказал, наших партнеров, и сейчас в этом направлении работаем.

Также открываются и уже открылись новые перспективные направления после ввода в строй интерконнектора Греция-Болгария. Азербайджанский газ уже поступает на болгарский рынок, а с этого года и на румынский рынок. То есть, по существу, мы идем к такой определенной версии проекта Nabucco, который, как вы помните, очень активно дискутировался многие годы, но потом оказался невостребованным. По существу, создание сети интерконнекторов – что сейчас идет очень активно, например, Греция-Болгария, также я знаю, что ведутся работы над интерконнектором, который соединит с общей системой Сербию, и переговоры, в том числе с Сербией, по поставкам газа также начались – позволит нам перенаправить газовые ресурсы на этот рынок. Если будет реализован проект Ионическо-Адриатического газопровода, он охватит еще три балканские страны, которые сегодня не получают азербайджанский газ.

Мы начали активные переговоры с Албанией по газификации Албании. Албания в данном случае только лишь транзитная страна, в стране не существует газовой сети, и это дело достаточно затратное. Мы в данном случае, как близкие друзья и партнеры, предложили свои услуги, и сейчас идет согласование выбора места газификации, какие города будут в первую очередь газифицированы.

Таким образом, если посмотреть широко на энергетическую карту Европы, Балкан, Западной Европы, то однозначно она соединяется между собой разными артериями, и это позволяет и им, и нам планировать долгосрочную стратегию. Конечно же, нельзя забывать и программу многих европейских стран по так называемому «зеленому» переходу, который предполагает отказ от ископаемого топлива через определенное время. Но насколько я вижу сейчас тенденции газового рынка Европы, эта программа, конечно, в силе, но существующая ситуация с энергобезопасностью, будет подвигать европейские структуры более реалистично относиться к энергобезопасности. И поэтому уверен, что в долгосрочной перспективе отказ от газа и нефти нас не ожидает.

Нигяр Махмудова, телеканал Хазар: Я тоже хочу продолжить энергетическую тему. Вы уже упомянули об увеличении спроса на энергетический потенциал Азербайджана и о том, что все это открывает для нас новые возможности. Какие новые возможности открываются? Вероятно, здесь речь идет не только об экономическом, но и политическом усилении Азербайджана. Хотелось бы услышать Ваше мнение об этом, господин Президент.

Президент Ильхам Алиев: Что касается новых возможностей, в принципе, я ответил на это в предыдущем вопросе. Что еще можно предпринять? Конечно, сейчас мы начали переговоры в энергетической сфере с несколькими странами. С теми странами, которые прежде не являлись нашими партнерами. До российско-украинской войны все намеченные проекты, можно сказать, шли по плану. На ежегодно проводимом в Баку Консультативном совете «Южного газового коридора» состоялся обмен мнениями об успешном завершении проекта ТАР, являющегося заключительным сегментом Южного газового коридора. Но на предстоящем в следующем месяце очередном Консультативном совете «Южного газового коридора» состоится обсуждение новых тем и увеличится количество стран-участниц. К примеру, мы считали, что завершение проекта TANAP фактически означает завершение нашей основной работы в этой области. После этого нам просто необходимо экспортировать собственные газовые ресурсы, используя существующую инфраструктуру. Но посмотрите, по просьбе румынской стороны мы уже с января начали транспортировать газ в Румынию. Министр энергетики Румынии дважды в течение года приезжал в Азербайджан, а мой визит в Румынию состоялся в конце года. Тем временем наши соответствующие структуры проводили переговоры, и после ввода в строй интерконнектор создал технические возможности. Конечно, без технических возможностей мы не сможем расширить географию экспорта нашего газа, а технические возможности на европейском пространстве не входят в рамки наших полномочий. То есть европейские страны сами делают это, и чем больше будет подключений, тем больше станет наших потенциальных клиентов.

Мне не хочется сейчас преждевременно объявлять о чем-то, но после начала российско-украинской войны к нам поступили обращения более чем из 10 стран. Из стран, которые сегодня покупают у нас газ и хотят дополнительных поставок, и из стран, которые никогда не покупали у нас газ, но желают подключиться к этой программе. Естественно, роль Азербайджана здесь возрастает, и нам, конечно, необходимо воспользоваться этим. Мы никогда не превращали нашу политику в области газа и нефти в основной фактор общего политического контекста, потому что считаем, что политика отдельно, а это — отдельно. Однако сейчас, когда энергетическая политика в мире полностью слилась с общей геополитической обстановкой, отрицать и этот фактор нельзя. Конечно, и наше экономическое, и политическое значение возрастает, и если мы посмотрим на газопроводы, питающие Европу, то увидим, что их не так уж и много. То есть существующие поставщики просто увеличивают добычу газа, потому что в Европе есть большой спрос. А среди новых поставщиков Азербайджан — единственный. Если учесть, что мы располагаем очень большой ресурсной базой, сейчас уже инфраструктурой и активно сотрудничаем с Европейским Союзом не только в энергетической сфере, но и во всех областях, конечно, внимание приковано к Азербайджану. Конечно, мы осознаем нашу ответственность и стараемся стать надежным партнером и для новых партнеров.

Ильгар Микаилоглу: Господин Президент, в 2022 году регулярно звучали мнения, идеи, заявления, связанные с Транскаспийским газопроводом. В самом деле на чем основана эта информация, и какова наша позиция в этом направлении?

Президент Ильхам Алиев: Уже много лет идут обсуждения, связанные с Транскаспием, но никакого результата до сих пор пока нет. Общая пропускная способность Транскаспийского трубопровода рассчитана на 30 миллиардов кубометров газа. Здесь есть несколько ключевых вопросов для реализации этого проекта, один из которых — кто будет его финансировать. Когда речь шла о наших проектах, будь то Баку-Тбилиси-Джейхан или Южный газовый коридор, здесь все было понятно. Азербайджан взял на себя лидерство, создал группу в виде команды, состоящей из стран и компаний, привлек международные финансовые структуры. Посмотрите, какие структуры приняли участие в финансировании Южного газового коридора — Всемирный банк, Европейский банк реконструкции и развития, Азиатский банк, Европейский инвестиционный банк и Европейский банк инфраструктуры и инвестиций – ведущие финансовые институты мира. Они, а также компании и Азербайджан, как страна, вложили свои средства и реализовали данный проект. Что касается Транскаспийского проекта, то ясности пока нет. То есть, кто будет продвигать данный проект, каковой будет его финансовая емкость. Для расчета необходимо подготовить технико-экономическое обоснование. К его подготовке должны быть привлечены компании. То есть эти вопросы нельзя решить за день, за год. Если сегодня дать старт данному проекту, то в течение нескольких лет надо просто проводить исследования – геологические, экологические исследования, технические возможности, финансовая емкость – все эти вопросы остаются открытыми. Я считаю, что, не ответив на эти вопросы, неуместно говорить о Транскаспийском проекте. Как страна, мы всегда поддерживали этот проект, я неоднократно открыто заявлял, что да, если к нам обратятся, то мы готовы предоставить свои возможности, имеющуюся инфраструктуру и решить другие необходимые вопросы. Но мы не можем стать инициаторами данного проекта, так как это не наш газ.

Параллельно с этим, даже если и все перечисленные мною вопросы будут решены, то на второй стадии возникнет другой вопрос. Допустим, Транскаспийский газопровод построен, проложен до побережья Азербайджана, что последует за этим? По каким маршрутам будет направлен в Европу? По TANAP? А пропускная возможность TANAP сегодня составляет всего 16 миллиардов кубометров. И можно также сказать, что весь этот объем мы обеспечили азербайджанским газом. Расширение мощностей TANAP до двух раз по-прежнему зависит от азербайджанского газа, потому что мы можем добыть не менее 10 миллиардов кубометров дополнительного газа в ближайшие 5-6 лет, если все пойдет по плану. Конечно, единственный путь здесь – TANAP, а после этого, как я уже сказал, посредством интерконнекторов. То есть что будет после территории Азербайджана? Будет ли построен новый трубопровод на территории Азербайджана? Возможно. Кто будет его строить? Так что все эти вопросы остаются открытыми. Тема Транскаспийского газопровода политизируется на протяжении многих лет. Я возражаю против этого, потому что всегда был сторонником работы над реальными проектами. После ответа на все эти вопросы данный проект, конечно, может быть реализован, потому что в принципе я считаю, что этот проект может стать экономически рентабельным. Но необходимо технико-экономическое обоснование, и конечно, оно должно быть подтверждено. Собственник газа должен подписать договоры с потребителями, по какой цене он будет продаваться, потому что чем больше расстояние, тем выше затраты. Тем не менее, мы всегда оказывали данному проекту политическую поддержку. Если к нам обратятся по поводу этого проекта, то мы сделаем все возможное для оказания содействия.

Тофик Аббасов: Господин Президент, одним из событий стратегического значения прошлого года стало подписание в Бухаресте 17 декабря с Вашим участием четырехстороннего соглашения. Речь идет о Соглашении о стратегическом партнерстве, в котором предусматривается, что Азербайджан, Грузия, Румыния и Венгрия будут производить зеленую энергию на нашей территории, а в дальнейшем наращивать ее и передавать. За этим событием, я бы сказал, стоит большой мультипликативный эффект. В первую очередь, мы, можно сказать, вывели новый индекс диверсификации собственной энергетической политики. Затем мы создали новый формат сотрудничества. Потому что, по имеющейся у меня информации, это Соглашение было и в Баку, и наши партнеры, то есть Грузия, Венгрия и Румыния, с большим одобрением восприняли этот документ. Прежде всего, я хотел бы, чтобы Вы прокомментировали перспективу реализации этого вопроса, а с другой стороны, если уж называть все своими именами, Вы только что говорили о месте проармянского фактора в политике. Ни для кого не секрет, что Франция очень старалась втянуть Румынию в свой, так сказать, антиазербайджанский фронт, и даже планировали, об этом якобы писала западная пресса, чтобы они поставляли в Армению вооружение по Черному морю и через территорию Румынии. Можно ли сказать, что успех нашей дипломатии помешал этому плану и разрушил его?

Президент Ильхам Алиев: Что касается этого проекта, то, конечно, его суть еще не полностью проанализирована. Потому что это было новшеством и неожиданностью для многих. Конечно, когда мы начинали работу над этим проектом, мы четко видели, какие шаги необходимо предпринять для его реализации. Поэтому после того, как мы присоединились к этому проекту, он фактически начал реализовываться. Потому что этот проект, как идея, общая концепция, существовал много лет. Даже проводилось технико-экономическое обоснование, и в первоначальном варианте пропускная способность этого проекта была рассчитана на одну тысячу мегаватт электроэнергии. После того, как мы присоединились к проекту и провели всю аналитическую работу, мы предложили, раз уж мы присоединяемся к нему, сделать его более крупномасштабным. Мы предложили, чтобы он был на уровне 4 тысяч мегаватт, а не 1000 мегаватт. Ведь все равно затраты и так будут высокими, а кабель и так будет проложен. Поэтому прокладывая кабель с большей пропускной способностью, мы можем достичь больших успехов. В то же время реализация этого проекта также вызывает инвестиционный интерес к Азербайджану. Поскольку в настоящее время у нас нет возможности экспортировать столько электроэнергии. Мы экспортируем, в среднем наши экспортные мощности составляют около 1000 мегаватт. Однако реализуемые в настоящее время в Азербайджане инвестиционные проекты – два проекта уже реализуются, один проект солнечной, а второй ветряной электростанции, реализация третьего проекта намечена на ближайшие месяцы, — дадут нам дополнительно более 700 мегаватт чистой зеленой энергии.

Параллельно с этим на основе протоколов намерений, подписанных с двумя ведущими мировыми компаниями, в Азербайджане предусматривается строительство солнечных и ветровых электростанций мощностью до 22 тысяч МВт. Будут ли эти 22 тысячи мегаватт реализованы полностью, или наполовину, или на 30 процентов — это вопрос будущего. Однако я думаю, как минимум половина вполне осуществима, вполне осуществима и еще большая мощность. Главный вопрос в ее дальнейшей судьбе — как она будет передаваться? Поэтому нам нужно расширить существующие наши линии электропередач. Мы снова возвращаемся к Зангезурскому коридору. По нашему мнению, через этот коридор одновременно должна передаваться и электроэнергия. Именно с этой целью мы строим в Джебраильском районе большую станцию по приему и преобразованию энергии. Если этот проект будет реализован, то и на границе между Нахчываном и Турцией должна быть построена еще одна станция. В то же время должны быть расширены возможности передачи на территории Турции. Так как там тоже нет возможности принимать столько энергии. То есть это очень глобальный проект и он вполне может быть реализован. Потому что компании, которые сегодня инвестируют в Азербайджан миллиарды долларов, конечно, все просчитали. Они уверены, что эта энергия будет потребляться как в Азербайджане, — сейчас экономическая ситуация в Азербайджане такова, что она их удовлетворяет, — так и появятся возможности для экспорта.

Другой вопрос, — и это очень важно, это осталось несколько в стороне от общего контекста, — заключается в том, что если мы реализуем эти проекты со своими партнерами, — я могу сказать, что Азербайджан не инвестирует ни 1 маната, все эти проекты, реализуемые за счет иностранных инвестиций, — то природный газ, который мы сегодня тратим на производство электроэнергии, также не будет использоваться и будет направлен на экспорт. Таким образом, наш экспорт природного газа увеличится, потому что мы будем экспортировать газ, полученный с новых месторождений – «Абшерон», «Умид-Бабек», в то же время АЧГ, «Шахдениз», а также сэкономленный газ. То есть, как говорится, здесь появилась вторая возможность выигрыша — как для нас, так и для Европы. Коэффициент реализации этого проекта, если так можно выразиться, очень высок. Почему я это говорю? Потому что, прежде всего, в подписании этого соглашения приняла участие президент Европейской комиссии госпожа Урсула фон дер Ляйен. Ее участие дает основание говорить о том, что это приоритетный проект для Европы, и не будет финансовых затруднений, связанных с реализацией этого проекта. Пока мы, в целом, не определились, какие страны, в каком объеме, какие инвестиции будут вкладывать и какой стране будут переданы средства, выделенные финансовыми учреждениями, то есть, о том, кто потом будет возвращать долг, переговоры пока не велись. Но все будет зависеть от технико-экономического обоснования. Таким образом, Азербайджан станет страной еще большего значения для Европы.

Также могу сказать, что мы уже дали старт энергетическому диалогу с Европейским Союзом. В рамках этого энергетического диалога предусматривается не только природный газ, но и зеленая энергия и зеленый водород. Следовательно, это сфера с большими перспективами и проект, который может принести огромную пользу экономике Азербайджана.

Подготовил Влад Кондратьев

14 января, 2023

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *

Этот сайт использует Akismet для борьбы со спамом. Узнайте, как обрабатываются ваши данные комментариев.

ИСТОРИЧЕСКИЕ ХРОНИКИ
ЗАРУБЕЖНЫЕ СМИ О КАСПИИ
Фото дня
Наши партнеры
Яндекс.Метрика
Перейти к верхней панели