Интервью Ильхама Алиева китайскому агентству Синьхуа
Геополитика и геоэкономика, Повестка дня

Интервью Ильхама Алиева китайскому агентству Синьхуа

17 апреля китайское агентство Синьхуа опубликовало интервью Президента Азербайджанской Республики Ильхама Алиева. Портал «Каспийский вестник» предлагает вниманию читателей наиболее интересные фрагменты этого интервью.

— В прошлом году была отмечена 26-я годовщина установления дипломатических отношений между Азербайджаном и Китаем. Господин Президент, что Вы можете сказать о нынешнем состоянии азербайджано-китайских отношений? Какова позиция в отношении Китая во внешней политике Азербайджана?

— В 1994 году Президент Азербайджанской Республики Гейдар Алиев совершил визит в Китай, и этот визит заложил основу двусторонних отношений между нашими странами. С того времени наши связи очень успешно развиваются. Азербайджан и Китай – дружественные страны. Мой официальный визит в Китай в 2005 году и государственный визит в 2015 году, наряду с развитием и углублением двусторонних отношений, еще раз подтвердили нашу совместную волю.

У нас активные политические контакты. В то же время мы активно сотрудничаем и в экономической сфере. Присоединившись к инициативе Китая, Азербайджан стал соучредителем Азиатского банка инфраструктурных инвестиций. Ряд китайских компаний успешно работает в Азербайджане, мы хотим видеть больше китайских компаний в нашей стране в качестве инвесторов, торговых предприятий и подрядчиков. В Азербайджане господствует очень благоприятная инвестиционная среда, поэтому мы надеемся увидеть больше китайских компаний в области промышленного производства, информационных технологий, сельского хозяйства и ряде других сфер.

В торговом обороте между Азербайджаном и Китаем существует положительная динамика. Наш товарооборот составляет 1,3 миллиарда долларов. Импорт из Китая вырос на 40 процентов. Азербайджан является крупнейшим торговым партнером Китая на Южном Кавказе. В Китае функционирует торговое представительство нашей страны. Кроме того, в Урумчи, Лючжоу и Шанхае открыты торговые дома Азербайджана. Азербайджан организовывает торговые миссии в различные регионы Китая. Китайские компании участвуют в реализации промышленных проектов в Азербайджане. Успешно работают в нашей стране и китайские компании в области ИКТ.

Улучшение сотрудничества в гуманитарной сфере может сыграть важную роль в развитии наших отношений. Считаю, что есть необходимость в более активном сотрудничестве в области образования.

Азербайджан уделяет большое внимание развитию индустрии туризма, в последние годы мы добились значительных успехов в этом направлении. Число китайских туристов, посетивших Азербайджан, увеличилось на 53 процента. Азербайджан применяет упрощенную визовую процедуру для граждан Китая. Визу можно получить в международных аэропортах Азербайджана. Между Азербайджаном и Китаем осуществляются регулярные прямые рейсы.

Связи с Китаем являются одним из приоритетов нашей внешней политики. Уверен, что в предстоящие годы дружественные связи между Азербайджаном и Китаем будут успешно развиваться и укрепляться во имя прогресса и благосостояния наших народов.

— Во время Вашего визита в Китай в 2015 году между Азербайджаном и Китаем был подписан Меморандум о взаимопонимании относительно реализации «Экономического пояса Шелкового пути». Как Вы оцениваете прогресс, достигнутый в последние годы двумя странами в рамках проекта «Один пояс, один путь»? Какие сферы будут составлять приоритет для азербайджано-китайского сотрудничества в рамках проекта «Один пояс, один путь»?

— В ходе моего визита в Китай в 2015 году были подписаны многие важные документы. Среди них был и подписанный между двумя странами Меморандум о взаимопонимании относительно совместного поощрения создания «Экономического пояса Шелкового пути». Азербайджан полностью поддерживает инициативу Китая «Один пояс, один путь». Есть очень хорошие перспективы для сотрудничества между Азербайджаном и Китаем в транспортной сфере.

Мы вкладываем инвестиции в модернизацию нашей железнодорожной инфраструктуры. В мае прошлого года мы сдали в эксплуатацию на Каспийском море новый международный порт, грузоперевалочная способность которого составляет 15 миллионов тонн. При необходимости его возможности могут быть увеличены до 25 миллионов тонн. Железнодорожная линия Баку-Тбилиси-Карс, соединяющая Азию и Европу, является кратчайшим транспортным маршрутом для грузоперевозок из Китая в Европу и обратно. В 2018 году по железной дороге Баку-Тбилиси-Карс было перевезено 19 поездов грузов.

Используя свое географическое положение, мы вложили инвестиции в инфраструктурный и транспортный сектора страны, превратив тем самым Азербайджан в один из международных транспортных центров. Наша страна расположена на историческом Шелковом пути. Создание современной инфраструктуры является одной из наших основных целей. Основные инвестиции мы направляем на строительство дорог, автомагистралей и аэропортов. Через территорию нашей страны проходят транспортные коридоры Восток-Запад и Север-Юг. Азербайджан принимает активное участие в обоих проектах и выдвинул ряд инициатив в этом направлении.

— Как Вам известно, в этом месяце в Пекине состоится второй Международный форум сотрудничества, посвященный проекту «Один пояс, один путь». Чего Вы ждете от этого проекта с точки зрения углубления сотрудничества и построения совместного будущего для человечества?

— Убежден, что в основе транспортных проектов, соединяющих различные страны, лежит геополитика. Эти проекты оказывают влияние на геополитическую ситуацию, вносят вклад в стабильность и прогнозируемость, создают взаимозависимость. Без соседей мы не можем стать транзитной страной. То есть, это – цепь государств, и мы расположены на пути, который тянется с Востока на Запад и с Севера на Юг. Тем самым мы соединяем континенты и страны и строим еще более прогнозируемое будущее.

Инициатива «Один пояс, один путь» может развивать экономическое сотрудничество между странами и регионами, внести важный вклад в установление стабильности и безопасности. Этот проект служит таким благородным идеям, как усиление межкультурных и межцивилизационных отношений, экономического развития, процветание стран и поощрение контактов межу народами. Надеюсь, что второй Международный форум сотрудничества, посвященный проекту «Один пояс, один путь», станет очередным шагом в этом направлении и создаст хорошую возможность для проведения плодотворных обсуждений.

В дополнение к этому следует отметить, что многие эксперты, занимающиеся изучением проблем Каспийского региона, сходятся во мнении, что в последние годы именно Китай является тем игроком на каспийском геополитическом поле, который может существенно потеснить традиционно соперничающие здесь Россию и США. При этом главным фактором, который, по мнению экспертов, создает благоприятные условия для дальнейшего повышения роли и влияния Пекина в регионе, является отсутствие у китайского руководства политических интересов на Каспии, что позволяет новым независимым странам региона активно развивать внешнеполитические и внешнеэкономические связи с китайской стороной без оглядки на возможное ограничение их суверенитета.

Учитывая особое геополитическое значение Азербайджана, редакция портала «Каспийский вестник» ранее уже проводила анализ политики Китая на Каспии применительно к этой кавказской республике.

Подробнее по следующей ссылке^

19 апреля, 2019

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *

Этот сайт использует Akismet для борьбы со спамом. Узнайте, как обрабатываются ваши данные комментариев.

ИСТОРИЧЕСКИЕ ХРОНИКИ
ЗАРУБЕЖНЫЕ СМИ О КАСПИИ
Фото дня
Наши партнеры
Яндекс.Метрика
Перейти к верхней панели