Иран и Армения договорились о сотрудничестве в развитии коридора Север-Юг
Каспийский транзит

Иран и Армения договорились о сотрудничестве в развитии коридора Север-Юг

Министр дорог и градостроительства ИРИ Ростам Гасеми и министр территориального управления и инфраструктур Республики Армения Гнел Саносян во время ноябрьской встречи в Тегеране договорились о сотрудничестве в сфере строительства дорог, тоннелей, жилых домов и иной инфраструктуры, сообщает Инфотека24 со ссылкой на агентство ISNA.

Отмечается, что министры также договорились о довершении и улучшении качества участка дороги Нордуз- Варзеган и Тебриз на коридоре Север-Юг. Кроме того, решено, что весной 2023 года иранские компании начнут строительства тоннеля в Каджаране длиною 7.2 км.

По словам Гасеми, строительство нового коридора Север-Юг было одной из основных тем обсуждений.

«Когда Армения осуществит необходимые работы на своей территории, а Иран завершит работы в Варзегане и Тебризе, коридор Север-Юг практически будет развиваться. Он очень важен для обеих стран. Этот маршрут может обеспечить перевозку значительного объема грузов. Из особенностей этого маршрута – сокращение срока перевозок» – отметил иранский министр.

О том, какие перспективы для Армении имеет участие в МТК «Север-Юг», ранее отмечали в докладе «Международный транспортный коридор «Север – Юг»: создание транспортного каркаса Евразии» эксперты Евразийского банка развития (ЕАБР) Винокуров, Е., Ахунбаев, А., Шашкенов, М., Забоев, А.

В докладе отмечалось, что большое значение коридор может иметь для повышения транспортной связанности Республики Армения с внешними рынками. Автодорожный коридор «Север – Юг», который  в настоящее время находится в завершающей стадии строительства и должен связать Республику Армения с Исламской Республикой Иран, может быть дополнен новым 23-километровым участком Квешети – Коби, в том числе 10-километровым тоннелем на территории Грузии. В качестве дублера существующей дороги к российско- грузинскому автомобильному пункту пропуска Верхний Ларс тоннель откроет новые перспективы развития  транспортно-коммуникационных возможностей для Республики Армения и доступа ее товаров на внешние рынки.

Армения может стать важным транзитным узлом благодаря подключению к МТК «Север – Юг». Индия и Иран активно поддерживают данную инициативу. В марте 2021 года посол Индии в Иране сообщил, что подключение Армении к МТК «Север – Юг» может быть реализовано через иранский порт Чабахар (Саркисян, 2021). Запуск транспортного коридора через Армению имеет стратегическое значение для Ирана и Индии. Иран сможет диверсифицировать маршруты поставки грузов в Россию и Европу. На текущий момент основной товарооборот Ирана с Россией осуществляется через Азербайджан, в то время как иранские товары поставляются в Европу через территорию Турции.

Армения находится на северном направлении коридора, совпадающем с панъевропейским международным транспортным коридором № 9, который обеспечивает экспортн- импортные перевозки между Россией и странами Балтии, Северной Европы. Основной объем экспортно- импортных грузов, перевозимых по северной части МТК «Север – Юг», перерабатывается в морских торговых портах на Балтийском море. Северное направление коридора обеспечивает транспортные связи Республики Казахстан, государств Центральной Азии, Азербайджанской Республики и Республики Армения с портами на Балтийском море.

Евразийская экономическая комиссия, которая является регулирующим органом ЕАЭС и в состав которого входи в том числе Республика Армения, включила МТК «Север – Юг» в перечень евразийских транспортных коридоров и в приоритеты ЕАЭС по созданию единого транспортного пространства, общего рынка транспортных услуг и наращиванию транзитного потенциала Союза. На площадке ЕЭК идет работа по созданию ЗСТ с Исламской Республикой Иран и Индией, что в будущем должно стать стимулом для наполнения МТК «Север – Юг» внешнеторговыми грузопотоками участвующих сторон.

Однако авторы доклада ЕАБР считают, что Армения хоть и является стороной Соглашения о МТК «Север – Юг», но не смогла до настоящего времени в силу политических и экономических причин использовать инфраструктуру  коридора.

С указанным докладом ЕАБР можно ознакомиться ниже:

Влад Кондратьев

28 декабря, 2022

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *

Этот сайт использует Akismet для борьбы со спамом. Узнайте, как обрабатываются ваши данные комментариев.

ИСТОРИЧЕСКИЕ ХРОНИКИ
ЗАРУБЕЖНЫЕ СМИ О КАСПИИ
Фото дня
Наши партнеры
Яндекс.Метрика
Перейти к верхней панели