Иран и ЕАЭС ведут переговоры о заключении постоянного соглашения о зоне свободной торговли
Вокруг Ирана, Колонка редактора

Иран и ЕАЭС ведут переговоры о заключении постоянного соглашения о зоне свободной торговли

2 ноября состоялась встреча сопредседателей Совместного комитета, учрежденного в соответствии с Временным соглашением, ведущим к образованию зоны свободной торговли Евразийского экономического союза (ЕАЭС) с Исламской Республикой Иран. Со стороны Ирана во встрече принял участие замминистра промышленности и торговли Ирана, руководитель Организации по развитию торговли страны Хамид Задбум, со стороны ЕАЭС — (министр) по торговле Евразийской экономической комиссии (ЕЭК) Андрей Слепнев.

В пресс-релизе по итогам мероприятия отмечается, что страны ЕАЭС, и Иран наращивают объемы взаимной торговли, несмотря на пандемию. Так, за 8 месяцев текущего года товарооборот увеличился на 2% и превысил 2 млрд долл. США. Основной вклад в прирост внесло увеличение импорта из Ирана почти на 230 млн долл. США. Из государств-членов Союза экспорт увеличился для Армении.

​Основой взаимной торговли стали сельскохозяйственная продукция. Продовольственные товары и сельхозсырье составили порядка 80% (939 млн долл. США) от объемов поставок из стран ЕАЭС в Иран, более половины из которых (609 млн долл. США) пришлось на зерновые. В свою очередь, аналогичные товары составили и большую часть поставок из Ирана в Союз – 68% или 575 млн долл. США. Основными драйверами роста импорта из Ирана стали фрукты и орехи.

По словам Андрея Слепнева, за год, который прошел с момента начала действия Временного соглашения, состоялся ряд заседаний рабочих органов. В частности, были проведены первые встречи Подкомитета по правилам определения страны происхождения товаров и Рабочей группы по таможенному сотрудничеству. Кроме того, был произведен обмен мнениями в области транспорта и транзита. «Для оперативного решения возникающих вопросов не нужно ждать проведения заседаний групп и комитетов, а можно использовать инструментарий контактных пунктов», — подчеркнул министр по торговле ЕЭК.

Важно отметить, что, по словам Андрея Слепнёва, согласно положениям Временного соглашения и итогам первого заседания Совместного комитета, в июле была инициирована процедура рассмотрения решения о начале переговоров о заключении постоянного соглашения между Ираном и ЕАЭС. На сегодняшний день получены одобрения со стороны Коллегии и Совета Комиссии. Принятие необходимого решения Высшим Евразийским экономическим советом ожидается до конца текущего года.

Таким образом, результаты заседания Совместного комитета свидетельствует, что сотрудничество ЕАЭС и Ирана продолжает стабильно развиваться. При этом данное направление взаимодействия во многом затрагивает процессы регионального сотрудничества на Каспии.

Так за последние несколько дней иранское агентство ИРНА сообщило о позитивном векторе развития торговых связей северных иранских провинций.

Что касается провинции Гилян, где расположен ведущий иранский порт Ирана на Каспийском море – Энзели, то в конце октября генеральным директором портов и судоходства провинции Гилян Мохаммад-Реза Абаи было объявлено о росте разгрузки и погрузка товаров в портах региона на 56%. В интервью корреспонденту ИРНА Мохаммад-Реза Абаи также отметил, что порты провинции играют важную роль в экономике и торговле страны, через них в настоящее время проходит 85% торговли.

В соседней прикаспийской провинции Мазендеран региональная Организация дорожного обслуживания и транспорта дала разрешение на въезд в провинцию российских грузовых автомобилей.

По словам генерального директора организации Аббаса-Али Наджафи, эта мера была принята для снижения транспортных расходов и облегчения экспорта из провинции в страны Центральной Азии и Россию. Если ранее из-за ограничений на передвижение иностранных грузовиков в Мазендеране, экспортные товары в Россию доставлялись на таможенный терминал Астара провинции Гилян, и только за тем в Россию, то теперь российские рефрижераторы-контейнеровозы получат разрешения на перевозку экспортных товаров Мазендеран по назначению. Аналогичная ситуация и с центральноазиатскими перевозчиками.

Автор: Влад Кондратьев

6 ноября, 2020

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *

Этот сайт использует Akismet для борьбы со спамом. Узнайте, как обрабатываются ваши данные комментариев.

ИСТОРИЧЕСКИЕ ХРОНИКИ
ЗАРУБЕЖНЫЕ СМИ О КАСПИИ
Фото дня
Наши партнеры
Яндекс.Метрика
Перейти к верхней панели