Иран и Казахстан могут создать логистический хаб в иранской провинции Казвин
Каспийский диалог, Колонка редактора

Иран и Казахстан могут создать логистический хаб в иранской провинции Казвин

15 февраля председатель Торгово-промышленной палаты провинции Казвин Мехди Бахшанде заявил иранским СМИ о планах по созданию в регионе логистического хаба, ориентированного на развитие экономического сотрудничества между иранской провинцией Казвин и портом Актау в Казахстане. По его мнению, «создание логистического хаб-центра в рамках сотрудничества провинции Казвин и порта позволит Ирану выйти на большее количество рынков.

«Казахстан является одним из целевых рынков для экспорта и граничит с Китаем, а благодаря хорошим отношениям с Ираном и его членству в международных торговых организациях существует большой потенциал для инвестиций в различные сферы, такие как дорожное строительство, строительство бизнес-комплексов и производственных заводов», — цитирует  Мехди Бахшанде иранское новостное агентство Mehr News.

Важным иранский чиновник назвал и тот факт, что Казвин находится недалеко от порта Энзели, который является наиболее активным иранским портом в Каспийском море и благодаря развитию инфраструктуры, большая часть сухогрузов транспортируется через этот порт. Мощность порта 10 млн тонн нефтепродуктов, 1,5 млн тонн разовых контейнерных грузов.

«Порт Актау является важным шлюзом для экспорта иранских товаров в текущей ситуации. Посол Казахстана приветствовал наш проект во время своего визита в Казвин на прошлой неделе», — сказал он, добавив, что в проект создания логистического хаба будет инвестировано 13 миллионов евро.

Напомним, что в 2019 году казахстано-иранская торговля столкнулась с проблемами, обусловленными санкционной политикой Вашингтона по отношению к Тегерану.

Как ранее сообщал портал «Каспийский вестник», наметился отказ государственных транспортных компаний Казахстана от сотрудничества с Тегераном на Каспии. Несмотря на то, что официально запрета на заход иранских судов в казахстанские порты нет, казахстанская сторона полностью отказалась от захода в иранские порты. Решение принято национальной компанией Казахстан Темир Жолы  (КТЖ), являющейся основным владельцем казахстанских судов и портов на Каспии, в связи с введёнными прямыми санкциями против главной иранской торговой компании на Каспийском море «Хазар Си Шиппинг Лайнз».

Кроме того, КТЖ вышла из ещё одного крупного совместного проекта с Ираном — совместного предприятия Казахстана и Ирана по логистике «Khazar Sea Logistics», так как её соуредителем является Иранская судоходная компания IRISL — «Islamic Republic of Iran Shipping Lines», находящаяся в санкционном списке.  В отношении совместной компании известно, что она учреждена 7 февраля 2017 года в ходе визита руководителя АО «НК «Казахстан темир жолы» Каната Алпысбаева в Иран, где был подписан соответствующий договор по созданию совместного предприятия между АО «KTZ Express» (дочерняя организация АО «НК «КТЖ») и IRISL.

Одним из шагов на пути преодоления негативных тенденциях в торговле Нур-Султана и Тегерана стало подписание 1 октября в Казахстане в ходе 16-го заседания Совместной комиссии Ирана и Казахстана заместителем директора Организации зоны свободной торговли в порту Энзели (AFTZO) и директором порта Актау соглашения о развитии экономического и транзитного сотрудничества.

Заинтересованность сторон в сотрудничестве во многом обусловлена запуском в 2018 году через порт Энзели перспективного транспортного маршрута – мультимодального транспортного коридора Китай-Казахстан-Иран (ККИ). 26 июня 2018 года его открытие ознаменовалось прибытием иранского судна с контейнерным грузом из Китая. Известно, что данный коридор начинается как железная дорога из Восточного Китая – провинция Цзянсу (Ляньюньган) до Западного Китая — провинция Синьцзян (Урумчи), далее проходит через пограничный переход Казахстана Достык и по республиканской железнодорожной магистрали Жезгазган — Бейнеу с выходом на морской порт Актау (Мангистауская область). В порту Актау груз загружается на суда и доставляется в порт Энзели.

По мнению казахстанских экспертов, в данный кратковременный исторический момент  — когда введён запрет для судов на заход в иранские порты в Персидском заливе, введены запреты для страховщиков грузов, наблюдается рост сухопутного коридора Китай-Казахстан-Иран через порт Актау.

В связи с этим инициатива председателя Торгово-промышленной палаты провинции Казвин по созданию в регионе логистического хаба может положительно сказаться на каспийской торговле Ирана и Казахстана.

Подробнее о ситуации в публикациях портала «Каспийский вестник»:

Автор: Влад Кондратьев

19 февраля, 2020

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *

Этот сайт использует Akismet для борьбы со спамом. Узнайте как обрабатываются ваши данные комментариев.

ИСТОРИЧЕСКИЕ ХРОНИКИ
ЗАРУБЕЖНЫЕ СМИ О КАСПИИ
Фото дня
Мы на Facebook
Facebook Pagelike Widget
Яндекс.Метрика
Перейти к верхней панели