Иран стимулирует развитие транзитного коридора «Персидский залив – Черное море»
Зарубежные материалы по Каспию

Иран стимулирует развитие транзитного коридора «Персидский залив – Черное море»

Еще в 2016 году Иран выдвинул региональную инициативу по расширению международного транспортно-транзитного коридора «Персидский залив – Черное море», в который, помимо самой Исламской Республики, входят Армения, Азербайджанская Республика, Грузия, Болгария и Греция. Иранский эксперт по Центральной Азии и Кавказу Вали Каледжи в своей статье назвал пять основных причин объясняющих интерес и поддержку Ирана к этому стратегическому транзитному коридору. Перевод статьи опубликован на портале Eurasia Today. 

Данный мультимодальный коридор начинается от Персидского залива и южного Ирана, далее идет на север через всю страну, а затем идет в Армению и/или Азербайджан, откуда он достигает грузинских портов Поти и Батуми на Черном море.

Оттуда суда с колесным транспортом, везущим груз, пересекают Черное море, направляясь в болгарские порты (Бургас и Варна), после чего груз снова отправляется по дороге в Грецию и далее в ЕС (Silk Road Briefing, April 21, 2017).

После четырех раундов экспертных переговоров – в Тегеране (2016 г.), Софии (2017 г.), Тбилиси (2018 г.) и снова в Тегеране (2019 г.), пятая встреча экспертов по этому коридору была организована МИД Республики Армения в Ереване 19 апреля 2021 года.

Армянская и иранская делегации присутствовали на встрече лично, а представители Грузии, Болгарии и Греции – в формате онлайн (по причине COVID-19) (Mehr News Agency, April 21). Хотя Азербайджанская Республика также является участником этого коридора, из-за разногласий с Арменией посол Азербайджана не присутствовал на встрече в Ереване.

Вскоре после этого, 24 мая, министр дорог и городского развития Ирана Мохаммед Эслами отправился в столицу Армении и подтвердил желание Тегерана продолжить, по его словам, взаимовыгодные инициативы, способствующие углублению экономических связей, а именно созданию проекта межрегионального транспортного коридора Персидский залив – Черное море. (Armenpress, May 24).

Пять основных причин объясняют интерес и поддержку Ирана к этому стратегическому транзитному коридору.

Во-первых, это подход Тегерана к диверсификации маршрутов сообщения с соседними странами. В основе этого лежит предпочтение «комбинированных перевозок», то есть сочетания мультимодальных морских, наземных и железнодорожных маршрутов.

В связи с этим Иран намерен соединить свои порты, расположенные в Оманском море (порт Чабахар) и Персидском заливе (порты Бендер-Аббас, Имам Хомейни и Хоррамшахр) на юге страны, с портами, расположенными на Каспийском море (Амир Абад, Новшахр, Анзали и Астара) на севере через иранскую сеть железных дорог.

Соединение Залива с Черным морем следует той же логике. Фактически, этот коридор соединит четыре ключевых морских бассейна, а именно: 1) залив и Оманское море (Иран), 2) Каспийское море (Иран и Азербайджан), 3) Черное море (Грузия и Болгария), 4) Средиземное море (Греция).

Вторая причина связано с желанием Ирана объединить несколько коммуникационных проектов для взаимного увеличения экономических выгод каждого из этих отдельных транзитных маршрутов.

Примечательно, что Международный транспортно-транзитный коридор Персидский залив — Черное море, Международный транспортный коридор Север-Юг (МТК СЮ) и Китайский экономический пояс Шелкового пути (трансевразийский элемент его более широкой инициативы «Один пояс, один путь») являются тремя стратегическими инициативами по транзиту, морские, наземные и/или железнодорожные маршруты которых проходят через Иран.

Эффективное объединение всех трех возможностей позволит Ирану соединить Оманское море и Персидский залив на юге, Афганистан и Пакистан на востоке, Среднюю Азию на северо-востоке и Кавказ на северо-западе.

Третья — развития Тегераном коммуникационных путей, пересекающих иранскую территорию, особенно коридора Залив — Черное море и МТК СЮ, связана с сотрудничеством Ирана с возглавляемым Москвой Евразийским экономическим союзом (ЕАЭС).

— Соглашение о преференциальной торговле (ПТС) между ЕАЭС и Ираном было реализовано 27 октября 2019 г. и предлагает более низкие тарифы на 862 вида товаров, из которых 502 являются экспортом Ирана в ЕАЭС (Financial Tribune, February 19).

— Соглашение о свободной торговле между ЕАЭС и Ираном через три года (27 октября 2022 г.) будет обновлено до полного соглашения о свободной торговле. Этот торговый режим, естественно, повышает важность двух вышеупомянутых транзитных маршрутов, что позволит более быстро и обширно перемещать товары между Ираном и ЕАЭС, особенно с РФ.

На Южном Кавказе Армения является единственной страной, которая является членом ЕАЭС и, следовательно, служит прямым мостом между Ираном и блоком, что четко подчеркивает важность международного транспортного и транзитного коридора Персидский залив – Черное море для Ирана.

И хотя соседняя Азербайджанская Республика в настоящее время не является членом ЕАЭС, это ближайший прямой маршрут сообщения между Ираном и важным российским рынком  (EDM, April 28). В этом отношении МТК СЮ, который пересекает Азербайджан, играет ключевую роль в мышлении Ирана.

Четвертая, побуждающая Иран развивать международный транспортно-транзитный коридор между Персидским заливом и Черным морем – это снижение его зависимости от Турции путем создания альтернативного маршрута для торговли и транзита в Европу.

Благодаря географическому расположению Турции и ее ключевому геополитическому положению на периферии ЕС, страна долгое время служила удобным выбором для иранских транспортных компаний, ведущих бизнес с ЕС. Однако ряд проблем за последние несколько лет вынудили Тегеран искать альтернативы так называемому «Среднему коридору», продвигаемому Анкарой.

В частности, Иран и Турция конфликтуют между собой из-за спора о транзите, возникшего из-за разных цен на топливо в каждой стране. Решение иранского правительства взимать с турецких грузовиков дополнительную таможенную пошлину для компенсации более дешевых цен на топливо в Иране привело к частым заторам на границе, когда грузовые перевозчики выстраивались в очереди длиной до 15 километров (Financial Tribune, April 23, 2017).

Пятая — желания Ирана построить транспортный коридор Залив – Черное море связана с текущими отраслевыми изменениями на Южном Кавказе после прошлогодней Второй карабахской войны.

Если Ереван и Баку смогут разрешить свои разногласия по поводу толкования статьи 9 Соглашения о прекращении огня от 10 ноября 2020 года, которая касается возрождения нескольких региональных железных дорог советской эпохи, то Иран получит возможность связать собственную железнодорожную сеть с Арменией и Грузией.

Эта железная дорога возьмет свое начало в городе Джульфа, в провинции Восточный Азербайджан на северо-западе Ирана, далее соединится с Джульфинским районом азербайджанского эксклава Нахчыван, а затем продолжится до Еревана и Тбилиси.

Важно отметить, что железнодорожный маршрут Нахчыван – Ереван может заменить используемый в настоящее время, но дорогостоящий и сложный железнодорожный маршрут из Еревана в город Мегри на ирано-армянской границе. Замена этого транзитного звена станет важной ступенькой на пути к полной реализации коридора Залив – Черное море.

19 июля, 2021

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован.

Этот сайт использует Akismet для борьбы со спамом. Узнайте, как обрабатываются ваши данные комментариев.

ИСТОРИЧЕСКИЕ ХРОНИКИ
ЗАРУБЕЖНЫЕ СМИ О КАСПИИ
Фото дня
Мы на Facebook
Facebook Pagelike Widget
Яндекс.Метрика
Перейти к верхней панели