Иранский порт Чабахар сделают крупным транзитным хабом Евразии
Аналитика, Каспийский транзит, Колонка редактора

Иранский порт Чабахар сделают крупным транзитным хабом Евразии

Во вторник, 23 октября, в Тегеране Иран, Индия и Афганистан подписали соглашение о транзите товаров через иранский юго-восточный порт Чабахар. Церемония подписания состоялась в ходе первого заседания Координационного совета соглашения о создании международного транспортного и транзитного коридора между Ираном, Индией и Афганистаном (Чабахарского договора).

Как сообщает со ссылкой на IRIB информационное агентство Iran.ru, соглашение было подписано главой Иранской организации портов и морского судоходства (РМО) Мохаммадом Растадом, секретарем по экономическим отношениям МИД Индии Т. К. Тирумурти, и заместителем министра транспорта Афганистана Имаммохаммадом Уаримохом.

Напомним, что создание транспортного коридора связывающего Индию и Афганистан через территорию Ирана находятся на повестке дня трехстороннего межгосударственного сотрудничества около пяти лет. При этом ключевым пунктом данного маршрута должен стать порт Чабахар, расположенный у юго-восточного побережья Ирана. Договор о совместном развитии порта Чабахар был подписан между Ираном и Индией во время визита Нитина Гадкари в Тегеран в мае 2015 года. Тогда сообщалось, что Индия будет инвестировать средства в строительство двух доков (контейнерный и смешанный) в порту Чабахар, который позволит обрабатывать 9 млн. тонн грузов в год. Планировалось, что порт разгрузит основной порт Ирана — Бендер-Аббас, по перевалке сырой нефти и мочевины. А Индия за счёт иранского порта снизит текущие транспортные расходы примерно на 30 процентов, и это только по текущим грузоперевозкам.

Впоследствии стороны подписали еще несколько соглашений по данному вопросу. Так, в мае 2016 года Иран, Индия и Афганистан подписали трехстороннее транзитное соглашение в Тегеране, которое позволило трем странам открыть новые маршруты для соединения между собой путем преобразования порта Чабахар в транзитный узел в обход Пакистана. Документ был подписан в присутствии президента Ирана Хасана Роухани, премьер-министра Индии Нарендры Моди и президента Афганистана Ашрафа Гани. Тогда Моди заявлял, что Нью-Дели инвестирует 500 миллионов долларов в этот стратегический порт.

В феврале 2017 года во время визита иранского президента в Индию в середине февраля был подписан договор аренды порта Шахид Бехешти — 1-й фазы порта Чабахара, между иранской РМО и индийской компанией «Ports Global Limited» (IPGL). А в ходе визита в Иран в августе 2017 года министра автомобильного транспорта, автомобильных дорог и судоходства Индии Шри Нитин Гадкари, было объявлено, что Индия выделит ещё 150 миллионов долларов на финансирование развития порта Чабахар, а также рассмотрит формат своего участия в финансировании 600-километрового отрезка железной дороги Чабахар-Захедан, которая свяжет портовый комплекс с транспортной инфраструктурой Афганистана.

С учетом этого, состоявшееся на текущей неделе подписание соглашения о создании международного транспортного и транзитного коридора между Ираном, Индией и Афганистаном является логическим продолжением многолетней работы сторон по формированию нового перспективного транспортного коридора на Евразийском материке.

Представляют интерес и сделанные во вторник заявления официальных представителей сторон, на основании которых можно составить представление о ходе работ на новом коридоре.

Так, глава Иранской организации портов и морского судоходства (РМО) Мохаммад Растад, выступая перед журналистами, сообщил, что индийская IPGL сделала определенные инвестиции для установки оборудования в порту и приступит к выполнению задачи по оснащению и эксплуатации в Чабахаре в ближайшие две недели.

Секретарь по экономическим отношениям в Министерстве иностранных дел Индии Т. К. Тирумурти сказал, что Нью-Дели рассматривает Чабахар транзитным хабом региона. По его словам, порт Чабахар находится на пути, связывающем Индию с Центральной Азией, именно поэтому индийская сторона стремится сделать этот порт центром транзитной деятельности со странами региона и с нетерпением ждёт открытия железнодорожных проектов Чабахар-Захедан и Каф-Герат.

Заместитель министра транспорта Афганистана Имаммохаммад Уаримох, в свою очередь, отметил, что продвижение транзита через порт Чабахар является приоритетом для его страны и требует сотрудничества и инвестиций со стороны Ирана, Индии и Афганистана.

Таким образом, во вторник в Иране состоялось крайне важное событие, которое в ближайшей перспективе изменит транспортную конфигурацию Евразийского континента, и серьёзно повлияет на транзитно-транспортный потенциал Каспийского региона.

Соединение Чабахара с Центральной Азией. Источник: southasianvoices.org

Участники Чабахарского соглашения неоднократно заявляли о своих планах по использованию порта Чабахар в грузоперевозках по МТК «Север-Юг». Сообщалось, что в ближайшей перспективе часть грузов, предназначенных для поставки в страны ЕС по этому маршруту, будет доставляться из Индии до этого порта, далее на автомобильном транспорте отправляться либо до морских портов Ирана на Каспии, либо до железнодорожных станций на ирано-азербайджанской и ирано-туркменской границах, откуда индийские товары уже будут доставляться потребителям в странах Европы по транспортным путям прикаспийских стран и Российской Федерации. В перспективе порт Чабахар может быть соединён с транспортной системой Каспия посредством строящейся железной дороги Чабахар – Захедан и восточной железнодорожной веткой коридора «Север-Юг» — «Казахстан – Туркменистан – Иран», которая уже достаточно активно функционирует.

Подробнее см.:

Иран, Индия и Афганистан подписали соглашение о транзите товаров через иранский порт Чабахар, https://www.iran.ru/news/economics/111400/Iran_Indiya_i_Afganistan_podpisali_soglashenie_o_tranzite_tovarov_cherez_iranskiy_port_Chabahar

2. Торговый коридор Афганистан-Иран интересен как для Индии, так и для Китая, https://casp-geo.ru/torgovyj-koridor-afganistan-iran-interesen-kak-dlya-indii-tak-i-dlya-kitaya/

3. Иран и Индия отрабатывают вопросы логистики в регионе, https://casp-geo.ru/iran-i-indiya-otrabatyvayut-voprosy-log/

4. Индия профинансирует важный инфраструктурный объект коридора «Север-Юг», https://casp-geo.ru/indiya-profinansiruet-vazhnyj-infrast/

 

25 октября, 2018

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *

Этот сайт использует Akismet для борьбы со спамом. Узнайте, как обрабатываются ваши данные комментариев.

ИСТОРИЧЕСКИЕ ХРОНИКИ
ЗАРУБЕЖНЫЕ СМИ О КАСПИИ
Фото дня
Наши партнеры
Яндекс.Метрика
Перейти к верхней панели