История и предпосылки создания Астрахано-Каспийской флотилии. Астраханцы в боях на Волге и Каспии
Аналитика, Исторические хроники Каспийского региона

История и предпосылки создания Астрахано-Каспийской флотилии. Астраханцы в боях на Волге и Каспии

4 октября  2018 года в Астрахани на базе Музея боевой славы состоялся круглый стол «Военно-морская мощь российского Каспия»: к 100-летию создания Астрахано-Каспийской флотилии. Одним из докладчиков на мероприятии была Курьянова Наталья Владимировна, заведующая сектором филиала «Музей боевой славы» ГБУК АО «Астраханский музей-заповедник». Тема её доклада — История и предпосылки создания Астрахано-Каспийской флотилии. Астраханцы в боях на Волге и Каспии. Текст выступления редакция нашего портала публикует в своей исторической рубрике.

К лету 1918 года Советская Россия оказалась в огненном кольце: американские, английские и французские империалисты высадили десант в Мурманске, с востока наступал поднявший мятеж чехословацкий корпус, во Владивостоке высадились японские, американские и английские войска. В Одессе хозяйничали французы. Захватив Дон и Кубань, белогвардейская Добровольческая армия окружила Царицын, войска кайзеровской Германии шли по Украине.

В этот период нависла угроза и над Северным Каспием. Экономическое и стратегическое значение Астрахани для Советской Республики в то время было огромно. Она оставалась основным опорным пунктом Советской Армии на Каспийском море, который должен был воспрепятствовать соединению сил Деникина, наступавших со стороны Северного Кавказа, с уральской белоказачьей армией, двигавшейся от Гурьева. Через устье Волги республика получала нефть и продукты морского промысла, поддерживала связь с революционными силами Кавказа. Белогвардейские вооруженные суда стремились проникнуть в устье Волги. Надо было парализовать их действия и оказать помощь частям Красной Армии, оборонявшим дельту Волги.

С этой целью в Астрахани еще в марте 1918г. была предпринята попытка создать местными силами небольшую военную флотилию. Прибывшая из Новороссийска группа матросов-черноморцев при поддержке Астраханского губкома партии начала вооружать пулеметами и полевыми орудиями буксирные пароходы. «Алекбер», «Алексей Ермолов», «Астрахань» и др. вошли в небольшой отряд речных канонерских лодок.

Так начал создаваться военный флот Астраханского края. Его командующим 13 мая был избран Пётр Васильевич Коптеев. Принимал участие в создании военной флотилии и наш астраханец Александр Николаевич Василенко. Он был комендантом кремля в самое тревожное для города время, после подавления белоказачьего мятежа весной 1918 г.

В связи с начавшимися боевыми рейдами кораблей английского и белогвардейского флотов в северной части Каспия потребовалось реорганизовать флот Астраханского края. 13 октября 1918г. вновь назначенный командующий С.Е.Сакс издал приказ, объявлявший об организации Астрахано-Каспийской военной флотилии.

15 октября приказом №2 были объявлены на военном положении транспорты, буксиры, катера — все плавучие средства Астраханского районного управления водного транспорта (Рупвода). В состав флотилии вошли суда «Коммунист», «Макаров-1й», «Володарский», «Латыш», «Леонтий», «Севск» и ледокол «Каспий».

Осенью 1918г. на Каспий по Мариинской системе пришли эскадренные миноносцы «Дельный», «Деятельный», «Расторопный».

Несколько позже из Петрограда до Саратова по железной дороге были доставлены подводные лодки «Минога», «Окунь» и «Касатка». Транспортировка подводных лодок — дело трудное, но выход из положения нашелся. Разыскали специальные многоосные платформы. Рабочие Ижорского завода изготовили надежные крепления. Чтобы необычный груз «вписывался» в положенные габариты, с лодок пришлось отклепать боевые рубки. Судостроителям и ж/д активно помогали балтийцы, работы велись круглосуточно.

В состав экипажей включались наиболее проверенные в боях подводники. В.И.Жуковский назначался комиссаром п/л «Минога» и начальником эшелона, отправляющим ее на Каспий. Комиссаром п/л «Макрель» и начальником второго эшелона назначили помощника комиссара дивизии п/л И.Кельнера. Всего на Каспии тогда насчитывалось 10 миноносцев, 4 подводные лодки, минный заградитель, 9 вооруженных пароходов, 12 катеров и ряд вспомогательных судов.

В октябре 1918г. вооруженные суда Астрахано-Каспийской флотилии совершили набег на бухту Старо-Теречную (в районе Петровска) и захватили несколько вражеских транспортов, в т.ч. «Александр», «Буниат», «Николай», «Москва». Одновременно небольшой отряд кораблей флотилии принял участие в обороне Царицына.

Благодаря решительным мерам, принятым Временным военно-революционным комитетом Астраханского края, Астрахано-Каспийская флотилия к началу марта 1919г. уже имела в своем составе три отряда: Северный речной (действовал в районе Царицына), Южный речной (действовал в районе Царицын-Астрахань) и Морской. Ее личный состав насчитывал 2492 человека, 127 судов (по донесению в центр). Северные и Южные речные отряды судов имели морской артиллерии: 6 стволов — 102 мм, 32 ствола — 75 мм и артиллерию мелкого калибра. Суда вспомогательного назначения почти не имели боевого вооружения. Лишь бывшие нефтеналивные полуморские баржи были вооружены тяжелой морской артиллерией — по две шестидюймовые пушки системы КАНЭ. Член морской коллегии в сентябре 1918г. докладывал Реввоенсовету республики: «Согласно приказанию народного комиссара по морским делам отдано распоряжение 5 сентября о срочной отправке из Петрограда в Астрахань следующего боевого имущества:  пушек с крейсера «Аврора» и к ним 1500 выстрелов…» Революционный военный совет одобрил это решение, и пушки были доставлены в Астраханский порт. Здесь для вооружения плав.батарей были подобраны рейдовые нефтеналивные баржи «Ярополк», «Святополк», «Вячеслав», «Патриарх Гермоген», «Царь-девица», «Золотая рыбка». Они переоборудовались под боевые суда: сооружались артпогреба, жилые кубрики, формировался экипаж из 35-40 человек, для буксировки прикреплялся пароход — и плавучий форт был готов.

Морскому отряду предстояло решать сложные задачи. Надо было не только прикрыть со стороны моря Астрахань, но и установить связь и взаимодействие с войсками Туркестанского фронта, а так же помешать англичанам снабжать оружием и боеприпасами деникинские войска через Петровск и белоказаков через Гурьев. Флотилия в целом должна была установить безраздельное господство на Каспии.

В ночь на 5 мая 1919г. радиостанция в захваченном форте Александровский получила сообщение о том, что на судне «Лейла» из Петровска в Гурьев следует военная миссия во главе с Гришиным-Алмазовым. Деникин предлагал встретить «Лейлу» в море и сопроводить до Гурьева.  С.М. Киров предложил радировать в штаб Деникина: «Александровский встрече «Лейлы» готов».

Эскадренный миноносец «Карл Либкнехт» получил задание захватить белогвардейское судно. Среди многочисленного экипажа можно отметить Вильмана Августа Георгиевича — в Октябрьскую революцию он был старшиной гальванеров на эсминце «Финн», который после убийства Карла Либкнехта был назван в его честь. После похода от имени моряков военной флотилии Вильман был делегирован в Москву на IX съезд партии. В 1921г. он — начальник особого отряда моряков-коммунистов, выделенных из Астраханской базы Каспфлота для разгрома банды Вакулина. Моряки упорно преследовали бандитов в заволжских степях и, наконец, настигли их у с. Палласовка. Три часа продолжалась ожесточенная схватка. Банду разгромили.

Штурманом на «Карле Либкнехте» служил Карл Петрович Вагнер, окончивший Астраханское мореходное училище малого плавания у церкви князя Владимира..

Захваченные на пароходе документы Киров направил в штаб 11-й армии, а письмо Деникина — в Москву. Приказом по Астрахано-Каспийской флотилии «Лейла» 6 мая 1919г. была зачислена в состав Морского отряда.

30 июня под давлением превосходящих сил противника наши войска оставили Царицын. Астрахань оказалась в полуокружении. С центром ее объединяла лишь узкая полоска с железной дорогой через Эльтон, Саратов, подвергавшаяся к тому же ударам врага.

С падением Царицына АКФ оказалась разделенной на две части. Корабли, приданные Астраханской группе войск, с боями отошли в район дельты Волги. Их задача была сложной: защищать побережье, протяженностью 500 км, не допускать корабли противника в Волгу со стороны моря.

21 июля 1919г. Астрахано-Каспийская и Волжская военные флотилии были объединены в Волжско-Каспийскую флотилию, командующим которой стал Ф.Ф. Раскольников. Корабли в зависимости от обстановки делились на отряды, которые выполняли задачи автономно, взаимодействуя с сухопутными войсками.

Волжская флотилия, как и Астрахано-Каспийская, была создана по непосредственному указанию Ленина летом 1918г. в связи с тяжелой обстановкой, сложившейся в районе Верхней Волги.

С целью создания флотилии был командирован в Нижний Новгород чрезвычайный уполномоченный Народного комиссара по морским делам, член ВЦИК матрос Балтийского флота Николай Григорьевич Маркин. Созданная им флотилия начала активные боевые действия, хотя силы были неравные: флотилия белых располагала значительно большим судовым составом и более мощным вооружением.

Флотилия активно участвовала в начавшемся вскоре наступлении на Казань. 10 сентября в ходе двухчасового боя за город противник был разбит. Освобождение Казани внесло перелом в дальнейший ход военных действий на Средней Волге и Каме.

Корабли новой, Волжско-Каспийской флотилии, были разделены на отряды, действующие в различных районах самостоятельно. Оборона дельты Волги возлагалась на Морской отряд, в состав которого кроме вооруженных судов входили плавучие батареи №1 и №4.

Командир батареи №4 Зосим Степанович Малахов хорошо подготовил свой «форт» и вскоре плавбатарея приняла свое боевое крещение. Отряд вражеских кораблей появился на горизонте. Грозные орудия «Авроры» были приведены в боевую готовность. Завязался бой. Командующий флотилией доносил об этом бое в Москву, начальник штаба морских сил республики: «Участок 12-футового рейда. В 9 часов утра батарея №4 вела бой с восемью кораблями противника. От разрыва одного снаряда батарея получила 39 пробоин. Ранены командир и комиссар, однако батарея сохранила боеспособность». Впоследствии стало известно, что огнем батареи Малахов повредил белогвардейский крейсер.

Еще не раз батарея вступала в бой с противником и выходила победительницей. Враг не выдерживал огня пушек «Авроры». Батарея подвергалась нападению с воздуха, дважды ее атаковали торпедные катера, подвергалась атаке судном-ловушкой, но, маневрируя и отстреливаясь, она оставалась в строю.

Активную боевую работу выполняла плавбатарея №1. Ее командир — балтийский моряк Тит Петрович Каракозов — в дальнейшем командовал лодкой «Карамыш».

В июне 1919 г. в район Черного Яра был направлен Верхне-Астраханский отряд, в составе речных канонерских лодок «Рошаль», «Товарищ Маркин», «Коммунист», «Бела Кун», «Адлер» и двух плавбатарей. Командовал отрядом военный моряк А.К. Векман. На отряд возлагалась задача содействовать сухопутным частям в удержании береговых позиций у Черного Яра.

Часть кораблей Верхне-Астраханского отряда во главе с А.К.Векманом вместе с осажденным гарнизоном оказалась в кольце. Несколько судов отряда оказались ниже Соленого Займища. Вскоре к ним присоединились пришедшие из Астрахани вооруженные пароходы «Спартаковец», «Володарский» и плавбатарея №1. Был создан новый речной отряд — Средне-Астраханский во главе с военмором В.А. Арским.

В ноябре 1919г. ВКФ устанавливали минные заграждения на подступах к устью Волги. При этом особенно отличился экипаж минного заградителя «Ф.Энгельс» на котором служил астраханец военмор А.А.Морозов. В одну из штормовых ночей «Ф.Энгельс» поставил мины образца 1908г. на подступах к 12-футовому рейду. Вскоре на одной из них подорвалась вражеская канонерская лодка «Араг».

В июле 1920г. ВКВФ была переименована в Каспийский флот. Каспийский и Азербайджанский флоты составили Морские Силы Каспийского моря. До 15.10.20г. начальником Морских Сил был А.К.Векман, а потом —  Э.С.Панцержанский.

Морские Силы Каспийского моря принимали активное участие в ликвидации очагов контрреволюции в Ленкорани.

27.06.1931г. Морские Силы переименованы в Каспийскую Военную Флотилию.

Октябрь 8, 2018

Добавить комментарий

Ваш e-mail не будет опубликован. Обязательные поля помечены *

ИСТОРИЧЕСКИЕ ХРОНИКИ
ЗАРУБЕЖНЫЕ СМИ О КАСПИИ
Фото дня
Мы на Facebook
Facebook Pagelike Widget
Яндекс.Метрика
Перейти к верхней панели