Итоги государственного визита Президента Туркмении в Узбекистан — двоякое впечатление
Повестка дня

Итоги государственного визита Президента Туркмении в Узбекистан — двоякое впечатление

23-24 апреля 2018 года Президент Туркменистана Гурбангулы Бердымухамедов совершил двухдневный государственный визит в Республику Узбекистан.

Как сообщают официальные источники, президенты соседних стран в ходе переговоров обсудили широкий круг вопросов на приоритетных направлениях туркмено-узбекского сотрудничества, а также ряд актуальных вопросов региональной и глобальной повестки дня, представляющих взаимный интерес.

По окончании переговоров в расширенном составе состоялась церемония подписания двусторонних документов. Всего заключено 33 соглашения о сотрудничестве. Исходя из тематики подписанных соглашений, приоритетными направлениями сотрудничества государств в ближнесрочной перспективе станут транспортная сфера, торговля, культурно-гуманитарные контакты и межрегиональное сотрудничество.

На ситуацию в регионе также могут оказать влияние и ряд инициатив, озвученных президентами в ходе официальных мероприятий.

Так, Гурбангулы Бердымухамедов, который, фактически, проигнорировал мартовскую встречу руководителей стран Центральной Азии в Астане, неожиданно поддержал интеграционные инициативы своих соседей по региону.

Президент Туркмении выступил, в частности, за создание «адекватных политических механизмов, новых форм многостороннего общения в Центральной Азии, которое строилось бы на системной и долгосрочной основе». В связи с этим, он предложил сформировать пятистороннюю экспертную группу, которая рассмотрела бы все предварительные содержательные и организационные аспекты создания нового совещательного органа — Консультативного совета глав государств Центральной Азии. В дальнейшем, туркменский лидер предложил созвать специальное совещание министров иностранных дел государств Центральной Азии и выработать повестку дня и соответствующие рекомендации по организации встречи Президентов пяти стран. Далее, в случае их одобрения, по мнению Бердымухамедова, можно приступить к предметной подготовке такой встречи для принятия в её ходе решения о создании нового формата сотрудничества.

Высказанные Г.Бердымухамедовым интеграционные инициативы вызвали обоснованный скепсис у экспертов, хорошо знакомых с политической ситуацией в Центральной Азии и разнонаправленными интересами государств региона. В связи с этим, ожидать практического воплощения этой идеи в ближайшей перспективе не приходится.

Гораздо более значимое влияние на ситуацию в регионе, в особенности на Каспии, может оказать наметившееся углубление туркмено-узбекского сотрудничества в сфере транспорта. Именно на это, вероятно, направлена подписанная в Ташкенте Программа сотрудничества сторон в сфере транспорта на 2018-2020 годы.

Туркменская сторона также пригласила соседей принять активное участие в развитии и использовании транзитной транспортной инфраструктуры страны. В частности, Ашхабад предложил Ташкенту  изучить возможности использования портовой инфраструктуры на туркменском побережье Каспия для выхода на европейские и ближневосточные рынки, на регионы Чёрного и Средиземного морей. В связи с этим, президент Узбекистана был приглашён на торжественную церемонию открытия нового Международного морского порта в городе Туркменбаши, намеченную на 2 мая.

Туркменская сторона также выразила готовность к совместной работе по созданию коридора Узбекистан-Туркменистан-Каспийское море-Южный Кавказ с выходом на черноморские порты Грузии, Турции, Румынии и других государств. Среди других перспективных совместных проектов были отмечены транспортно-транзитный коридор «Средняя Азия-Ближний Восток» (Узбекистан-Туркменистан-Иран-Оман), соглашение о котором было подписано в апреле 2011 года в Ашхабаде, и маршрут железнодорожного сообщения «Центральная Азия-Китай».

Несмотря на большое количество подписанных соглашений и громкие заявления лидеров стран (по большей части президента Туркменистана), центральноазиатские эксперты справедливо отмечают, что основные проблемы двусторонних отношений в рамках визита решены не были.

Так, глава ташкентского центра исследовательских инициатив Ma’no Бахтиёр Эргашев в своих комментариях Центральноазиатской редакции Eadaily отметил, что стороны ни на шаг не приблизились к решению главной проблемы двусторонних отношений – либерализации визового режима.

Узбекистанский политолог считает, что с гуманитарной, политической точки зрения вопрос виз – важнейший вопрос для жителей двух стран, особенно приграничных регионов, и он в итоге остался нерешенным. Не решили стороны и вопрос об открытии прямого авиасообщения.

Отсутствие продвижения по этим вопросам, по мнению Б.Эргашева, является показателем  того, что Туркменистан не хочет раскрываться и идти на дальнейшее сближение с соседями. Вместе с тем:

«Туркменистан исчерпал возможности автократичного развития общества и экономики. Нынешняя реальность диктует необходимость перемен. Туркменистан будет вынужден открыться. Тем более, что к этому подталкивает развитие общих транспортных проектов. Их реализация потребует если не отмены визового режима, то его максимального облегчения. Эта реальность, которая окажет позитивное влияние на либерализацию Туркменистана» – заключил эксперт.

26 апреля, 2018

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован.

Этот сайт использует Akismet для борьбы со спамом. Узнайте, как обрабатываются ваши данные комментариев.

ИСТОРИЧЕСКИЕ ХРОНИКИ
ЗАРУБЕЖНЫЕ СМИ О КАСПИИ
Фото дня
Мы на Facebook
Facebook Pagelike Widget
Яндекс.Метрика
Перейти к верхней панели