Итоги государственного визита Президента Туркмении в Узбекистан — двоякое впечатление
Повестка дня

Итоги государственного визита Президента Туркмении в Узбекистан — двоякое впечатление

23-24 апреля 2018 года Президент Туркменистана Гурбангулы Бердымухамедов совершил двухдневный государственный визит в Республику Узбекистан.

Как сообщают официальные источники, президенты соседних стран в ходе переговоров обсудили широкий круг вопросов на приоритетных направлениях туркмено-узбекского сотрудничества, а также ряд актуальных вопросов региональной и глобальной повестки дня, представляющих взаимный интерес.

По окончании переговоров в расширенном составе состоялась церемония подписания двусторонних документов. Всего заключено 33 соглашения о сотрудничестве. Исходя из тематики подписанных соглашений, приоритетными направлениями сотрудничества государств в ближнесрочной перспективе станут транспортная сфера, торговля, культурно-гуманитарные контакты и межрегиональное сотрудничество.

На ситуацию в регионе также могут оказать влияние и ряд инициатив, озвученных президентами в ходе официальных мероприятий.

Так, Гурбангулы Бердымухамедов, который, фактически, проигнорировал мартовскую встречу руководителей стран Центральной Азии в Астане, неожиданно поддержал интеграционные инициативы своих соседей по региону.

Президент Туркмении выступил, в частности, за создание «адекватных политических механизмов, новых форм многостороннего общения в Центральной Азии, которое строилось бы на системной и долгосрочной основе». В связи с этим, он предложил сформировать пятистороннюю экспертную группу, которая рассмотрела бы все предварительные содержательные и организационные аспекты создания нового совещательного органа — Консультативного совета глав государств Центральной Азии. В дальнейшем, туркменский лидер предложил созвать специальное совещание министров иностранных дел государств Центральной Азии и выработать повестку дня и соответствующие рекомендации по организации встречи Президентов пяти стран. Далее, в случае их одобрения, по мнению Бердымухамедова, можно приступить к предметной подготовке такой встречи для принятия в её ходе решения о создании нового формата сотрудничества.

Высказанные Г.Бердымухамедовым интеграционные инициативы вызвали обоснованный скепсис у экспертов, хорошо знакомых с политической ситуацией в Центральной Азии и разнонаправленными интересами государств региона. В связи с этим, ожидать практического воплощения этой идеи в ближайшей перспективе не приходится.

Гораздо более значимое влияние на ситуацию в регионе, в особенности на Каспии, может оказать наметившееся углубление туркмено-узбекского сотрудничества в сфере транспорта. Именно на это, вероятно, направлена подписанная в Ташкенте Программа сотрудничества сторон в сфере транспорта на 2018-2020 годы.

Туркменская сторона также пригласила соседей принять активное участие в развитии и использовании транзитной транспортной инфраструктуры страны. В частности, Ашхабад предложил Ташкенту  изучить возможности использования портовой инфраструктуры на туркменском побережье Каспия для выхода на европейские и ближневосточные рынки, на регионы Чёрного и Средиземного морей. В связи с этим, президент Узбекистана был приглашён на торжественную церемонию открытия нового Международного морского порта в городе Туркменбаши, намеченную на 2 мая.

Туркменская сторона также выразила готовность к совместной работе по созданию коридора Узбекистан-Туркменистан-Каспийское море-Южный Кавказ с выходом на черноморские порты Грузии, Турции, Румынии и других государств. Среди других перспективных совместных проектов были отмечены транспортно-транзитный коридор «Средняя Азия-Ближний Восток» (Узбекистан-Туркменистан-Иран-Оман), соглашение о котором было подписано в апреле 2011 года в Ашхабаде, и маршрут железнодорожного сообщения «Центральная Азия-Китай».

Несмотря на большое количество подписанных соглашений и громкие заявления лидеров стран (по большей части президента Туркменистана), центральноазиатские эксперты справедливо отмечают, что основные проблемы двусторонних отношений в рамках визита решены не были.

Так, глава ташкентского центра исследовательских инициатив Ma’no Бахтиёр Эргашев в своих комментариях Центральноазиатской редакции Eadaily отметил, что стороны ни на шаг не приблизились к решению главной проблемы двусторонних отношений – либерализации визового режима.

Узбекистанский политолог считает, что с гуманитарной, политической точки зрения вопрос виз – важнейший вопрос для жителей двух стран, особенно приграничных регионов, и он в итоге остался нерешенным. Не решили стороны и вопрос об открытии прямого авиасообщения.

Отсутствие продвижения по этим вопросам, по мнению Б.Эргашева, является показателем  того, что Туркменистан не хочет раскрываться и идти на дальнейшее сближение с соседями. Вместе с тем:

«Туркменистан исчерпал возможности автократичного развития общества и экономики. Нынешняя реальность диктует необходимость перемен. Туркменистан будет вынужден открыться. Тем более, что к этому подталкивает развитие общих транспортных проектов. Их реализация потребует если не отмены визового режима, то его максимального облегчения. Эта реальность, которая окажет позитивное влияние на либерализацию Туркменистана» – заключил эксперт.

Апрель 26, 2018

Добавить комментарий

Ваш e-mail не будет опубликован. Обязательные поля помечены *

Этот сайт использует Akismet для борьбы со спамом. Узнайте как обрабатываются ваши данные комментариев.

ИСТОРИЧЕСКИЕ ХРОНИКИ
ЗАРУБЕЖНЫЕ СМИ О КАСПИИ
Фото дня
Мы на Facebook
Facebook Pagelike Widget
Яндекс.Метрика
Перейти к верхней панели