Как в Астрахани отмечают 135 лет со дня рождения поэта Велимира Хлебникова
Наука и Культура

Как в Астрахани отмечают 135 лет со дня рождения поэта Велимира Хлебникова

9 ноября  2020 года исполнилось 135 лет со дня рождения Велимира Хлебникова (1885-1922) – поэта с мировым именем, философа, мыслителя, одной из ключевых фигур русского авангарда, главы русского футуризма. Он – создатель «звёздного языка» и около 10 000 новых слов. Поэмой «Хаджи-Тархан», рассказами о старой Астрахани «Есир», «Никола»,  статьями «Астраханская Джиоконда», «Открытие художественной галереи» и другими ввёл Астрахань в географию мировой литературы. Произведения Велимира Хлебникова переведены на все европейские языки, частично на китайский и японский. Важное место в творчестве Велимира Хлебникова занимало и Каспийское море.

В связи с памятной датой астраханский Дом-музей Велимира Хлебникова организовал цикл различных мероприятий культурных мероприятий.

«Я есмь! Я был! Я буду!»

Так, 30 октября 2020 года состоялось открытие выставки «Я есмь! Я был! Я буду!», на которой представлены живописные и графические портреты поэта работы из собрания Астраханской картинной галереи. Портреты были созданы в разное время такими художниками, как Пётр Митурич (Москва, 1955), Андрей Волконский (Москва, 1950-е), Биргали Алиев (Астрахань, 1982), Серафим Павловский (Москва, 1985), Александр Путов (Париж, 1989), Степан Ботиев (с. Троицкое, Калмыкия, 1990-2000),  Владимир Провидохин (Минск, 2004), Вячеслав Новичков (Москва, 2016).

Как сообщается, на сайте Музея, на выставке подчёркнуто значение поэта, как для его современников, так и для нынешних почитателей его таланта. Портреты, представленные на выставке, поражают своим многообразием. Облик Велимира Хлебникова считается самым загадочным в нашей литературе. Внешность поэта притягивала его современников, пока, словно суммируя их сложившуюся оценку, Николай Асеев не определил её как «хлебниковскую непохожесть ни на одного человека». Именно поэтому художники, работающие в самых разных направлениях, уже более ста лет вдохновляются образом и творчеством поэта. 

Несомненное достоинство выставки, открывающей череду юбилейных мероприятий, – уникальность представленных на ней работ. Посетители получат возможность ознакомиться с редким изобразительным материалом. Выставка даст импульс к дальнейшему изучению наследия Великого Поэта его почитателями. Выставка продлится до 9 декабря 2020 года.

«Современное хлебниковедение: новые исследования и проекты»

7 ноября в Музее поэта состоялся виртуальный круглый стол «Современное хлебниковедение: новые исследования и проекты». Его участниками стали ведущие хлебниковеды России:

Александр Парнис (Москва)  — российский филолог, литературовед, хлебниковед, тема выступления: «Некоторые проблемы хлебниковедения. Еще раз о «Красном воине»;

Рональд Вроон (Лос-Анджелес) — доктор филологических наук, профессор, заведующий каферой славянских языков Калифорнийского университета, тема: «К новому изданию сверхповести «Зангези»»;

Наталия Марисова (Астрахань) — искусствовед, кандидат педагогических наук, тема: «Хлебников. Продолжение жизни в графике С. К. Ботиева»;

Степан Ботиев (Элиста) — российский скульптор, график, Член союза художников России, тема: «Образ Хлебникова в скульптуре и графике (Распятие и Аспарух)»;

Арсен Мирзаев (Санкт-Петербург) — поэт, исследователь авангарда, тема: «О книге «неформатной прозы» Велимира Хлебникова «Время — мера мира» («Лимбус Пресс» в 2018 г.)»;

Андрей Журбин (Астрахань) — кандидат филологических наук, доцент, губановед, тема: «Хлебников в творчестве и биографии Леонида Губанова» и др.

«Хлебников вчера, сегодня, завтра (к 135-летию со дня рождения)»

9 ноября 2020 года, непосредственно в День рождения поэта  сотрудники Дома-музея Велимира Хлебникова приняли участие в Международной научной конференции «Хлебников вчера, сегодня, завтра (к 135-летию со дня рождения)», организатор — Институт мировой литературы им. А. М. Горького Российской академии наук (Москва).

Участниками онлайн встречи помимо ведущих хлебниковедов России стали Хенрик Баран (Ун-т Олбани) и Рональд Вроон (Калифорнийский ун-т) из США: Сергей Бирюков (Ун-т им. Мартина Лютера) из Германии; Габриэлла Импости (Болонский ун-т) и Стефано Гардзонио (Пизанский ун-т). из Италии.

В ходе конференции были затронуты актуальные проблемы современного хлебниковедения: «О возможности и необходимости нового собрания сочинений Хлебникова», «К истории родословной Хлебникова», «Об «итальянских» родственниках Хлебникова», «К проблеме самого известного изображения Хлебникова», «״Ночной обыск״ Хлебникова на итальянской сцене. Две новых постановки во Флоренции», «Хлебников в пространстве искусств и языков» и др.

Заведующая Домом-музеем Велимира Хлебникова Серафима Каргашина на конференции выступила с докладом «Перспективы развития Музея», рассказав о проделанной работе по сохранению, изучению и популяризации уникального наследия семьи Хлебниковых, составляющего «хлебниковскую коллекцию». Речь шла также о продолжении архивных исследований, о вновь намеченных проектах по взаимодействию с городской средой, о необходимости развивать арт-площадку, направленную на интерпретацию творчества Хлебникова при помощи разных видов искусства. В ходе выступления Серафима Каргашина поделилась итогами «Хлебниковской недели», состоявшейся в Доме-музее В. Хлебникова и посвященной 135-летию поэта.

В завершение конференции прозвучали стихи Велимира Хлебникова и стихи-посвящения великому футуристу.

«Мирско́нца-2020»

Ещё одним значимым проектом Дома-музея стало проведение межрегионального творческого конкурса «Мирско́нца-2020».

Целью конкурса, ключевая тема которого – Космос и пространство, стало соединение разных творческих сил во имя созидания мира через хлебниковские идеи и заветы.

В число основных задач конкурса входили популяризация мало известных сторон творческого и научного наследия Велимира Хлебникова; содействие творческому развитию участников конкурса. Участникам необходимо было осмыслить тему Космоса и пространства в творчестве Велимира Хлебникова и выразить её через разные виды искусства. Конкурс нашёл отклик среди участников разных возрастов и профессий. Участниками стали: учащиеся  и преподаватели школ Астрахани и Астраханской области, г. Знаменска, воспитанники детских художественных школ и школ искусств, студенты средних и высших учебных заведений, а также почитатели творчества Велимира Хлебникова из Астрахани, Москвы и Санкт-Петербурга.

Конкурс прошёл по трём основным направлениям и семи номинациям: «Письмеса» (литература): поэзия, проза; «Изобразительное искусство»: живопись, графика, футуристический плакат, декоративно-прикладное искусство; «Зерцог» (театр): монозерцог – моночтение творений Велимира Хлебникова.

Подробнее о вышеуказанных мероприятиях можно узнать из материалов интернет-сайта Дома-музея В. Хлебникова — www.domvelimira.ru, а также лично посетив музей по адресу: ул. Свердлова, 53. Телефон: (8512) 51-64-96.

Со своей стороны редакция портала «Каспийский вестник», руководимая стремлением рассказать о биографии российского поэта, непосредственно связанной с Каспийским регионом, предлагает ознакомиться с отдельными фактами из жизни Велимира Хлебникова столетней давности, размещёнными на сайте Дома-музея.

«Бакинская муза Хлебникова» – Юлия Самородова

В ноябре 1920 года Хлебников прибывает в г. Баку. Там он появляется в отделении Бакинской РОСТА.

«Видом он был нелеп, но скульптурен, – вспоминает Т. Вечорка-Толстая. – Высокий, с громадной головой в рыжеватых заношенных волосах. С плеч – простёганный ватник-хаки, с тесёмками вместо пуговиц, на длинных ногах – разматывающиеся обмотки. Оборванный, недоодетый, он казался дезертиром …».

Баку. Фото начала XX века

В Баку Хлебников получил место в Бакинской РОСТА и скудный паёк. Там он познакомился с художником Мечиславом Доброковским. Велимир сочинял лозунги, питался в студенческой столовой, ночевал в отделе на большом столе. Потом он устроился в Политпросвет лектором и поселился в морском общежитии. В Баку его часто видели в обществе юной художницы Юлии Самородовой, его «Бакинской музы», которая отвечала поэту взаимностью. По обыкновению, они шли рядом и молчали. Из этого невысказанного молчания родилось стихотворение «Детуся» – одна из вершин русской лирики:

Детуся! Если устали глаза быть широкими,
Если согласны на имя «браток»,
Я, синеокий, клянуся
Высоко держать вашей жизни цветок.
Я ведь такой же, сорвался я с облака,
Много мне зла причиняли
За то, что не этот,
Всегда нелюдим,
Везде нелюбим.
Хочешь, мы будем брат и сестра,
Мы ведь в свободной земле свободные люди,
Сами законы творим, законов бояться не надо.
И лепим глину поступков.
Знаю, прекрасны вы, цветок голубого.
И мне хорошо и внезапно,
Когда говорите про Сочи
И нежные ширятся очи.
Я, сомневавшийся долго во многом,
Вдруг я поверил навеки:
Что предначертано там,
Тщетно рубить дровосеку:
Много мы лишних слов избежим.
Просто я буду служить вам обедню,
Как волосатый священник с длинною гривой,
Пить голубые ручьи чистоты,
И страшных имён мы не будем бояться.

Баку. Фото начала XX века

«Таким я уйду в века – открывшим законы времени»

Баку стал конечным этапом пятнадцатилетних числовых поисков его «закона времени»: «Я хотел найти ключ к часам человечества, быть его часовщиком и наметить основы предвидения будущего». Что же открыл Хлебников, следуя своим изысканиям?

  1. «Не следует ли ждать в 1917 году падения государства?» («Учитель и ученик», 1912).
  2. «Это только 1 ½, пока внешняя война не перейдёт в мёртвую зыбь внутренней войны». (Предсказание гражданской войны).
  3. «Атомная бомба разорвана (взрыв в Солнце)» – 1921 г. Как известно, гипотеза о термоядерном источнике солнечной энергии никем из учёных ещё не была высказана.
  4. «Удивительно, что он ещё в 1908 г. угадал, что через 11 лет начнётся движение Африки за независимость, ещё изумительнее, что он предвидел и создание в дальнейшем объединения африканских государств»1.
  5. Предсказание II мировой войны с исходом: «Падение Европы, кроме России»
    (из письма Веры Хлебниковой матери).

 Исторические вычисления Хлебникова находятся на грани науки, истории и поэзии. Его творчество – уникальный пример синтеза поэзии и науки, Слова и Числа. В конечном итоге, оно вылилось в глобальный трактат «Доски судьбы» (1922).

Редакция портала «Каспийский вестник» продолжит публикацию материалов, посвящённых жизни и творчеству Велимира Хлебникова. Особенно интересным представляется пребывание поэта с апреля 1921 года в прикаспийских иранских провинциях в период разворачивающихся там революционных событий 1920-1921 гг.

Автор: Влад Кондратьев

В статье использованы фото из архива Дома-музея Велимира Хлебникова.

Адрес: 414000, Астраханская область, г. Астрахань,
ул. Свердлова, 53
+7(8512) 51-64-96

Сайт: domvelimira.ru

23 ноября, 2020

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *

Этот сайт использует Akismet для борьбы со спамом. Узнайте, как обрабатываются ваши данные комментариев.

ИСТОРИЧЕСКИЕ ХРОНИКИ
ЗАРУБЕЖНЫЕ СМИ О КАСПИИ
Фото дня
Наши партнеры
Яндекс.Метрика
Перейти к верхней панели