Как в Дагестане развивается инфраструктура коридора «Север — Юг» – рассказала «Российская газета»
Каспийский транзит

Как в Дагестане развивается инфраструктура коридора «Север — Юг» – рассказала «Российская газета»

В Махачкалинском морском торговом порту после нескольких лет перерыва возобновили перевалку контейнерных грузов. Первый товар прибыл из Индии. О том, как развивается морская гавань столицы Дагестана, сообщает Российская газета — Экономика Северного Кавказа: №192 (8840).

Отмечается, что дагестанский порт наращивает грузопоток и становится крупным хабом международного транспортного коридора (МТК) «Север — Юг», который проходит через северокавказскую республику и связывает Россию с Ираном, Индией, Китаем и другими странами Азии и Ближнего Востока.

«Впервые за последние годы в Махачкалинском морском торговом порту осуществлена перевалка контейнерных грузов. Из Индии доставлен ферросилиций — специальный порошок для производства высокопрочных сплавов, который используется при производстве чугуна, углеродистой, нержавеющей и электротехнической стали. Далее груз весом более 24 тонн по железной дороге доставят в один из промышленных центров страны. Кроме того, подготовлена площадка для приема из Ирана 36 контейнеров-рефрижераторов со скоропортящимися грузами, в основном овощами и фруктами», — рассказали корреспонденту «РГ» в пресс-службе порта.

По словам исполняющего обязанности гендиректора порта Рустама Керимова, грузопоток по международному транспортному коридору «Север — Юг» растет с каждым днем — ведь это направление становится все более актуальным в связи с антироссийскими санкциями. Махачкалинский порт при этом имеет большой потенциал в плане приема и отправки транзитных товаров. В ближайшее время их поток должен увеличиться благодаря строительству нового специализированного терминала.

Хорошие перспективы порта отметила и посетившая Дагестан делегация во главе с чрезвычайным и полномочным послом Ирана в России Каземом Джалали. Как рассказал посол, Иран готов провести транспортный коридор через Махачкалу для импорта товаров из третьих стран в РФ и экспорта российского зерна, подсолнечного масла и другой продукции. Импорт цемента из Ирана в первом полугодии уже составил около 80 тысяч тонн, что почти на 40 процентов больше, чем в 2021-м.

Махачкалинский порт постепенно расширяет номенклатуру отправляемых и принимаемых международных грузов. До сих пор он специализировался на нефти, зерне и цементе. Сейчас началась обработка клинкера — промежуточного продукта при производстве цемента, разных видов плитки, соли и рыбы. А в конце июля в порту впервые приступили к перевалке муки — около четырех тысяч тонн уже отгружено в страны Ближнего Востока.

Всего с начала 2022 года в гавани обработали более 233 тысяч тонн цемента, зерна и прочей продукции. По сравнению с прошлым годом перевалка сухих грузов в порту выросла почти вдвое. Растет и экспорт продовольствия. За семь месяцев обработано свыше 123 тысяч тонн зерна — почти вдвое больше, чем в аналогичный период 2021-го. При этом в порту могут принять и больше зерна, но для этого нужно построить новую автомобильную дорогу к терминалам. Соответствующее технико-экономическое обоснование уже подготовлено. Стоимость проекта, который предполагается реализовать в течение трех лет, оценивается в 4,5 миллиарда рублей.

Махачкалинский морской торговый порт вскоре может пополниться новыми судами. Представители минимущества Дагестана недавно посетили гавань для осмотра морского сухогруза. Он находился в республиканской собственности, но был продан.

«После искового требования министерства по земельным и имущественным отношениям РД сухогруз бы возвращен в государственную собственность республики и сейчас находится в порту Махачкалы. Ранее Арбитражным судом были рассмотрены требования правительства Дагестана о признании недействительными аукционов по продаже нескольких морских судов — сухогрузов «Али Алиев» и «Дагестан», нефтерудовоза «Кама». Суд обязал вернуть пока только одно судно. В других было отказано. Но это решение еще не вступило в законную силу, оно обжаловано», — рассказали в минимущества РД.

На днях Россия, Иран и Азербайджан подписали меморандум об упрощении транзитных перевозок по коридору «Север — Юг». Будут синхронизированы рабочие смены таможен, что позволит уменьшить очереди в пунктах пропуска, начнется обмен оперативной информацией о перемещаемых грузах (в том числе опасных и запрещенных).

Сейчас в Дагестане реконструируют автомобильный пункт пропуска (АПП) «Яраг-Казмаляр» на границе России и Азербайджана. Как сообщил заместитель министра транспорта РФ Валентин Иванов, АПП — один из главных объектов, расположенных в створе коридора «Север — Юг». Он имеет важное стратегическое значение для обеспечения транзита, экспорта и импорта. Его модернизация — важный этап развития приграничных регионов России и Азербайджана. Она необходима для оптимизации транспортно-логистической системы и наращивания грузоперевозок в южном направлении. Завершить первый этап реконструкции планируется в 2022 году. Работы ведутся без остановки работы погранперехода.

Реализация проекта позволит увеличить пропускную способность АПП почти в три раза — с 500 до 1400 транспортных средств и с 1820 до 5100 человек в сутки. Грузооборот при этом вырастет до 2,3-2,9 миллиона тонн в год с возможностью роста до 3,5-4 миллионов тонн.

Кроме того, для перераспределения транспортных потоков и сокращения очередей в пункте пропуска «Яраг-Казмаляр» было открыто движение грузовиков на соседнем АПП «Тагиркент-Казмаляр», организован круглосуточный пропуск порожних фур на погранпереходе «Ново-Филя» и обеспечено движение грузового транспорта по двум дополнительным полосам на АПП «Яраг-Казмаляр». Это позволило увеличить совокупную пропускную способность пограничных пунктов на российско-азербайджанской границе в 2,5 раза.

Еще одна важная часть коридора «Север — Юг» — федеральная трасса Р-217. Она проходит по территории семи субъектов России, шесть из которых — регионы СКФО. По ней идет транзитный поток в страны Закавказья. Это главная транспортная артерия Дагестана, связывающая все крупные населенные пункты республики.

Сейчас с двух до четырех полос движения расширяют почти 80 километров Р-217 «Кавказ». Капитальный ремонт ведут на семи наиболее загруженных участках: близ Хасавюрта, Избербаша и Мамедкалы, на отрезках Эндирей — Старый Бавтугай, Каякент — Джемикент, а также на двух участках Учкент — Коркмаскала. До конца 2023 года в эксплуатацию введут 53 километра, а в 2024-м — еще 25. После завершения работ 140 километров магистрали на территории республики будут четырехполосными.

По словам главы Дагестана Сергея Меликова, в расширении международного транспортного коридора заинтересованы как представители соседних Азербайджана, Грузии, Армении, так и потенциальные партнеры из Турции, Ирана, Пакистана, Индии, Китая:

— Если мы говорим о коридоре «Север — Юг», то, конечно, в первую очередь для нас важны работы на федеральной трассе Р-217, чтобы развивать торговые связи с теми странами, которые не входят в список недружественных. Сейчас разрабатывается проектная документация на строительство обходов городов Хасавюрта и Дербента протяженностью 21 и 33 километра соответственно. За последние 15 лет Хасавюрт стал центром рыночной торговли. В часы пик в городе образуются внушительные заторы, пробки достигают пяти километров. Проблемы из-за плотной жилой застройки и высокой интенсивности движения есть и в Дербенте.

Строительство современных объездных дорог с четырьмя полосами и разделением встречных потоков позволит освободить города от транзитного транспорта, увеличит пропускную способность трасс, повысит уровень транспортной и экологической безопасности в республике. Кроме того, сейчас разрабатываются проекты капитального ремонта еще семи участков автодороги Р-217 общей протяженностью 62 километра с расширением числа полос с двух до четырех.

В статье РГ также приводится мнение Германа Раскина, основателя и акционера платформы логистических решений Loginet.

«Грузоперевозки между странами ЕС и Россией пока полностью не прекратились, однако это вполне реальная перспектива. Грузооборот сократился в несколько раз. В связи с этим новый транспортный коридор Европа — Турция — Азербайджан — Дагестан начали готовить еще в начале апреля. Именно по нему частично доставляются грузы, которые ранее переправлялись через границу со странами Прибалтики, а также с Польшей и Белоруссией. Кроме того, постепенно растет грузопоток из Китая через Казахстан — как прямой, так и транзитный. Часть логистического плеча этих направлений вполне может пролегать по Каспийскому морю. Это тем более актуально, поскольку сухопутных пропускных пунктов на границе России и Азербайджана мало и их пропускная способность недостаточна для выросшего объема грузоперевозок», — считает эксперт.

Подготовил Влад Кондратьев

16 сентября, 2022

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован.

Этот сайт использует Akismet для борьбы со спамом. Узнайте, как обрабатываются ваши данные комментариев.

ИСТОРИЧЕСКИЕ ХРОНИКИ
ЗАРУБЕЖНЫЕ СМИ О КАСПИИ
Фото дня
Мы на Facebook
Facebook Pagelike Widget
Яндекс.Метрика
Перейти к верхней панели