Каспийская медиа-среда: как сделать партнерство реальным — мнение эксперта
Комментарии экспертов, Медиа

Каспийская медиа-среда: как сделать партнерство реальным — мнение эксперта

Доклад подготовил обозреватель международного медиа-холдинга «Евромедиа», член Союза журналистов России, член Союза журналистов Казахстана Покатилов Александр Валерьевич.

Доклад был представлен круглом столе «Вызовы и проблемы Каспийского моря в информационном пространстве прикаспийских государств» в рамках Международной ассамблеи «Каспийский диалог», 11 мая 2022 г., Москва.

Как показывает практика, сегодня репутация страны, региона, территории, их имидж определяется как один из основных факторов, способствующих победе или поражению в политике, влияет на положение дел внутри государства. И, безусловно, в эпоху «господства информации», именно средствам массовой информации принадлежит львиная доля в формировании базовых представлений о регионе.

Каспийский регион уникален как особая историко-географическая зона тысячелетних межэтнических и межкультурных взаимодействий. Однако проблема разрозненности и фрагментации каспийского медиа-поля до сих пор не решена. К сожалению, мы чаще узнаем о Казахстане, Азербайджане и других сопредельных странах через друзей, знакомых, новости из соцсетей и новостных ресурсов поступают нерегулярно, а само информационное пространство региона разрозненно и бессубъектно.

Стоит отметить, что из пяти прикаспийских государств только у Азербайджана на берегу моря расположена столица – Баку. Многие берега Каспия, доставшиеся другим государствам, являются либо заболоченными, либо территориями пустынь и полупустынь при отсутствии пресной воды. Крупнейший иранский город на Каспии – Энзели – населяет немногим более 100 тысяч человек. То есть у побережья такой огромной акватории, как Каспий, на самом деле, если сравнивать со многими другими морями или озерами, живет не так уж и много людей. При этом основные центры, продуцирующие информацию, то есть столицы, у четырех государств находятся достаточно далеко от побережья. В итоге прикаспийские проблемы рассматриваются как провинциальные, что не способствует высокой роли информационных технологий в развитии сотрудничества стран Каспия.

И в этой связи журналисты Прикаспийского региона не коммуницируют между собой, скажем как журналисты Центральной Азии или Южного Кавказа, постоянно встречаясь на семинарах, круглых столах и других мероприятиях.

Более того, большинство СМИ прибрежных государств не выделяют Каспий как регион в рубрикаторах.

На протяжении последних лет один из самых ключевых вопросов, поднимающихся на различных медиа-площадках,  как сделать партнерство СМИ Прикаспийских государств реальным. Говорить, что информационная среда, медиа-среда Каспийского региона настроена и существует — вопрос дискуссионный. Но регион должен стать регионом развития. И новостной контент, информационные поводы, редакционная политика региональных медиа должны стать интересны для потребителей.

Как известно, многие СМИ прибрежных городов и областей Прикаспия имеют в своем названии слово «Каспий»: к примеру, международный информационно-аналитический журнал «Вектор Каспия», информационно-аналитический портал «Каспийский вестник», атырауская газета «Прикаспийская коммуна», азербайджанская газета «Каспий», журнал Каспиан, информагентство «Каспий инфо», Каспийская редакция и другие. К сожалению, между этими и другими изданиями нет взаимосвязи, обмена информацией, контактов журналистов. Многие концентрируются на освещение только местной информации. А ведь основными индикаторами внимания общественности и СМИ к Каспию, являются темы осетровых, экологии, транспортной логистики, нефтедобычи, и, к сожалению, в последнее время, темы милитаризации и терроризма. При этом недостаточно освещаются темы, к примеру, по туристскому потенциалу (например, курортов Апшерона, Авазы, Кендерли, Астраханской области, и как не странно Дагестана и Калмыкии, а также Ирана и т.д.). И не только данная тема. События в Прикаспии – это огромное «море» информации, которое позволит стать толчком, импульсом для социально-экономического развития любой прикаспийской страны.

Сегодня СМИ выполняют многие функции, и, прежде всего, — создание дружественной для обычного человека среды и защиту бизнеса. Считаю, что медиа должны найти точку интересов. Ведь СМИ занимаются производством контента, который интересен своей аудитории. И контент одного государства может быть неинтересным для другого государства. Возможно, такими точками соприкосновения станут исторические фильмы, документалистика. Нужно договариваться и создавать такие материалы, которые будут интересными всем, всей аудитории Каспийского региона.

К сожалению, воспринимать Каспий как бренд, все еще не привыкли, а причиной тому является отсутствие целенаправленной информационной политики по формированию позитивного имиджа региона и качественного контента. Таким образом, регион Прикапия нуждается в качественном брендинге.

Брендинг направлен на восприятие соответствующей аудитории, разделенной условно на три сегмента, при этом они частично пересекаются друг с другом.

Первый сегмент – самый массовый, это обыватели, являющиеся потребителями разнообразных товаров и услуг, посещающие страны и города в качестве туристов. Второй сегмент – власть, лица, принимающие решения. Третий сегмент — инвесторы, находящиеся в постоянном поиске наиболее эффективного размещения своих капиталов.
Для каждого сегмента необходимы разные коммуникационные программы. Для обывателей интересны уникальные природные места, история и культурные достопримечательности региона. Для власти важны политический, экономический и инфраструктурный аспекты. Инвесторов интересуют сферы макроэкономики, государственной и региональной политики. Это к тому, что имидж является естественным продуктом обработки больших массивов информации. Люди не в состоянии хранить этот объем, поэтому им приходится пользоваться ярлыками, отсылающими на стоящие за ними ситуации. Удачно выбранные ярлыки закрепляются в сознании. В ряде областей, например, в мировой политике, именно имидж становится основной информацией об объекте. А чтобы объединить потоки информации, предлагаю создать единое медийное кольцо по сотрудничеству.

– Прежде всего, нужно организовать инфо-туры для журналистов. Инфо-туры станут определяющим моментом в работе СМИ прикаспийских государств, так как через общение идет «живая» информация, а не просто получение «сухих» данных посредством  Интернета.

– Далее, предлагаю создать специальную доменную зону II и III уровней в сети Интернете для прикаспийского региона. К примеру, с аббревиатурой csp. Ведь уже на практике доказано, что удачно выбранные ярлыки и ссылки закрепляются в сознании людей.

– Предлагаю также рассмотреть возможность создания единого межрегионального комитета по СМИ с представительством в каждом регионе, где будет с аккумулирована базы данных журналистов и средств массовой информации прикаспийских государств.

– Также можно создать медиатеку – к примеру, фото-банк и банк видеоматериалов, доступных для использования СМИ прикаспийских государств.

Считаю, что экономика, экология, нефтедобыча и туризм должны стать главными темами новостных лент; укрепление связей между СМИ стран-участниц поможет избавиться от многих стереотипов и предвзятостей в отношениях между нашими государствами.

Для создания эффективной площадки по обмену информацией журналистам наших стран предстоит решить ещё немало организационных, технических и  гуманитарных проблем.

А сейчас хотел бы сказать о том, что уже реально существует.

С 2014 года работает Каспийская редакция, осуществляя обмен видео-материалами. Технически редакция базируется на канале «Астрахань 24». Через эту технологическую систему и осуществляется обмен видеоматериалами: новостные сюжеты, еженедельный выпуск каспийских новостей, оперативное информирование.

Казалось бы, процесс пошел. Но… Обмен материалами между каспийскими государствами, даже в рамках Каспийской редакции, происходит бессистемно. Можно ли говорить о планировании этого процесса? Планирование для меня заключается в том, чтобы дать аудитории тот контент, который она хочет. Есть проблемы, которые мы не проговариваем, хотя они важны. Есть серьезные новостные вещи, о которых нужно разговаривать. Я думаю, что в какой-то момент наступит проблема масштаба информации и проблема авторского права, так как материалы публикуются в медиа других государств. И эта светлая идея может потребовать другие ресурсы, более взвешенные решения, управление. Могут возникнуть и фактические ошибки. Нужен очерченный менеджмент, отдельная редакция, не на базе астраханского телеканала, нельзя чтобы другие страны были только потребителями контента. – Поэтому нужно создавать управляемый консорциум. Предлагаю начать формирование единого информационного пространства с создания общего интернет-ресурса с коллегиальным управлением, с правом на цензуру как аналог права вето в СБ ООН.

Да, не все темы могут быть априори привлекательными для аудитории. Например, борьба и профилактика борьбы с терроризмом. Сложно сделать это интересным, если только это не новость со знаком минус. Но мы не можем избегать таких тем. Необходимо координировать информационные и экспертные усилия по вопросам профилактики религиозного экстремизма и терроризма среди молодежи в странах Прикаспия.

Известно, что конструирование имиджа региона создается в значительной мере усилиями СМИ и главная роль принадлежит региональной прессе. Однако, как было отмечено выше, она предпочитает освещать местные проблемы. Даже поверхностный контент-анализ информационных сообщений СМИ прикаспийских государств позволяет утверждать, что имидж Каспийского региона достаточно противоречивый, словно собран по лоскутам. Скорее образ отдельных государств, являющихся прикаспийскими, транслируется на образ Каспийского региона. Восприятие наоборот менее заметно.

Каспийская журналистика будет способствовать расширению диалога Прикаспийских государств, заинтересованных в развитии и укреплении сотрудничества и интеграции в сфере укрепления информационной безопасности региона.

Главный приоритет регионального сотрудничества — это поддержание мира и безопасности.

Сегодня к классическим видам угроз (терроризм, экстремизм, наркотрафик) добавились преступления в ИКТ-сфере. Очевидно, что кибератаки могут причинить вред инфраструктуре государств-членов (пример вируса PETYA). Посредством Сети создается угроза распространения экстремистской и террористической идеологии, вербовки террористов. Развитие цифровой этики также сопряжено с соответствующими рисками. Здесь очень интересен опыт ШОС. С 2007 года Организация поэтапно наращивает сотрудничество в информационной сфере. В 2015 году на заседании глав государств было подписаны «Правила поведения государств в информационной сфере», предусматривающие целый комплекс мер и договоренностей. И возможно, следующим шагом развития прикаспийского сотрудничества после подписания в августе 2018 года Конвенции о статусе Каспийского моря, стало бы создание подобного документа на уровне государств Каспия – образование союза СМИ может способствовать укреплению культурных связей.

Конвенция о правовом статусе Каспийского моря, или так называемая «Каспийская Конституция»: определила общие приоритеты сотрудничества в различных сферах деятельности каспийских стран; и призвала обеспечить сохранение единства Каспия и устойчивое развитие региона.

Важнейший ее принцип – использование Каспийского моря в мирных целях, превращение его в зону мира, добрососедства, дружбы и сотрудничества, фактически уже заложил основы нового мирохозяйственного уклада.

Однако, до настоящего времени геополитическое и экономическое значение Каспийского региона обосновывалось лишь двумя известными факторами: природно-ресурсным (энергетическим) и транспортно-логистическим (коммуникационным) потенциалами. Указанные сегменты в процессе формирования международного транспортного каркаса и транзитного потенциала, связывающего лидеров и центров развития мировой экономики, занимают важное место в геополитической и геоэкономической стратегии пространственного развития России, а также в создании новой конфигурации нового мироустройства.

Каспийское море, как известно, окружают достаточно разные государства по социально-экономическому развитию, менталитету, конфессиям, но при этом у всех есть понимание, что регион общий, есть много взаимосвязей и общих проблем. Нам не все равно, что происходит у наших соседей и наоборот. Так что основные работы по конструированию положительного имиджа региона еще впереди.

Считаю необходимым проведение ежегодных международных форумов в одном из городов Прикаспия, где будут подводиться итоги работы за год, проводиться контент-анализ информационного сотрудничества и ставиться задачи на перспективу.

Мы должны понимать, что продуманная долгосрочная информационная политика, в которой используются региональные политические имиджи, станет важным компонентом государственной стратегии экономического развития каждой из прикаспийских стран.

Залог процветания стран Каспийского бассейна — это, прежде всего, крепкие внешнеполитические связи и высокая профессиональная подготовка кадров. А СМИ  содействуют развитию взаимоотношений между народами. От пера журналистов зависит, будет ли спокойно развиваться регион или напряженно, а это особенно важно в современных условиях нестабильности.

Александр Покатилов

15 мая, 2022

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *

Этот сайт использует Akismet для борьбы со спамом. Узнайте, как обрабатываются ваши данные комментариев.

ИСТОРИЧЕСКИЕ ХРОНИКИ
ЗАРУБЕЖНЫЕ СМИ О КАСПИИ
Фото дня
Наши партнеры
Яндекс.Метрика
Перейти к верхней панели