Каспийский экономический форум: более полезен, чем может показаться — Клуб «Валдай»
Каспийский диалог, Комментарии экспертов

Каспийский экономический форум: более полезен, чем может показаться — Клуб «Валдай»

Бывают международные форумы высокого и высшего уровня, от которых сразу же, по умолчанию, ожидают многого – а потом, когда не получают, разочаровываются. Бывают же, наоборот, площадки, отношение к которым с самого начала формируется скептическое. Прямо или косвенно их обвиняют в риторическом характере и отсутствии практических результатов. Однако со временем их значение может оказаться гораздо больше, чем кажется на первый взгляд. К последним относится Каспийский экономический форум, пишет главный экономист Евразийского фонда стабилизации и развития Евгений Винокуров.

Прошедший 11–12 августа в Авазе (ударение на последний слог) на каспийском побережье Туркмении, форум объединяет пять очень разных государств: евразийские союзники Россия и Казахстан, придерживающийся нейтралитета Туркменистан, Азербайджан, ведущий тщательно выверенную многовекторную политику, подсанкционный Иран. И размеры населения, и размеры экономик, и уровень доходов на душу на населения этих государств существенно различается (таблица 1).

11–12 августа в Авазе собрались порядка 1500 участников, представители 29 международных организаций. Государства были представлены на уровне президентов и премьер-министров. Один из центральных обсуждавшихся вопросов – процесс ратификации Конвенции о правовом статусе Каспийского моря, которая призвана регулировать права и обязанности сторон по использованию Каспия, в том числе его вод, дна, недр, природных ресурсов и воздушного пространства над морем. Конвенцию согласовывали 22 года и приняли в прошлом году.

Значение конвенции для безопасности региона и беспрепятственного сотрудничества прикаспийских государства сложно переоценить. Тремя государствами региона она уже ратифицирована, но Россией и Ираном ещё нет. Россия исправляет ситуацию: Конвенция внесена на ратификацию в Госдуму. В Иране ситуация сложнее. По конвенции, Ирану досталась меньшая водная площадь, чем он ранее контролировал де-факто, что является предметом критики оппозиции. Кроме того, Иран планировал приступить совместно с Азербайджаном к освоению нефтегазовых ресурсов Каспия. Однако выход США из ядерной сделки с Тегераном и введение новых санкций против Исламской республики максимально затрудняет реализацию этих планов.

Помимо этого, действительно крупного, вопроса обсуждался ряд других: создание регионального логистического центра; подготовка плана усиления экономического сотрудничества в Каспийском регионе с целью кратного увеличения взаимного товарооборота; паромное сообщение Туркмении с несколькими российскими регионами и другие.

России этот форум должен быть интересен по совокупности политических и экономических причин. Политически – это полезная площадка для сотрудничества с разными и непростыми, но нужными России государствами-партнёрами. Следует учесть, что двустороннее сотрудничество с Туркменией и Ираном бывает зачастую или затруднено, или недостаточно. Для Туркмении проведение данного форума уже означает движение навстречу несколько большей открытости. В этом смысле сам факт проведения форума в Туркмении важен сам по себе, не говоря уже о переговорах с государствами-партнёрами и общении с международными организациями (ОЭСР, международные банки развития, международные транспортные организации).

Россия является одним из ведущих внешнеторговых партнеров Туркмении. В первом полугодии 2019 года товарооборот России с Туркменией составил 222 млн долл., увеличившись почти на 49% по сравнению с аналогичным периодом прошлого года. Сальдо торгового баланса России положительное, с растущим трендом. Основу российского экспорта составляют машины, оборудование и транспортные средства (около 28% от всего объема экспорта), продовольственные товары (23%) и продукция химической промышленности (22%). Экспортные поставки российских металлургов и химиков на подъёме. Это первый и наиболее очевидный российский интерес. Также в сотрудничестве с Туркменией и разработке нефтегазовых месторождений заинтересованы российские нефтегазовые компании – «Роснефть», «Газпром» и «Лукойл».

Особый долгосрочный интерес – стратегический в истинном значении этого слова – представляет развитие прикаспийских транспортных коридоров. Речь идёт о железных дорогах к западу от Каспийского моря, через Азербайджан в Иран, и к востоку, через Казахстан и Туркмению в Иран.

Вторая из этих дорог уже построена, но её потенциал используется слабо. Между тем потенциал есть, и значительный. Поясним его одним примером. Представьте себе текущие экспортные поставки российских удобрений на рынки Ирана. Сначала их грузят в вагоны, везут по железной дороге в Новороссийск; потом перегружают на суда и везут через Босфор и Суэц в порты Персидского залива; потом перегружают на фуры и довозят до потребителя. А теперь представьте преимущества мономодальной перевозки, когда груз довозится одним вагоном от места производства до точки, максимально приближённой к потребителю: транспортное плечо сокращается в 2,5 раза, издержки в 2–3 раза. Вот эти преимущества международной транспортной интеграции и являются предметом сотрудничества прикаспийских стран.

Следующий Каспийский форум пройдёт в 2020 году в Астрахани. В 2019 году он получился «проходным», но в целом уже можно сказать, что площадка полезная: Каспийский форум ничем не подменить в силу географической концентрации интересов. Представляется, что для формирования политического альянса предпосылок недостаточно. Помимо того, что прикаспийские государства очень разные, есть ряд институциональных ограничений. Вместе с тем экономическая повестка очень насыщенная. Есть и содержательные вопросы из сферы безопасности. Ключ к эффективности форума заключается в концентрации на экономике Каспия, транспорте, энергетики, а также расширении торговых и инвестиционных потоков.

16 августа, 2019

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован.

Этот сайт использует Akismet для борьбы со спамом. Узнайте, как обрабатываются ваши данные комментариев.

ИСТОРИЧЕСКИЕ ХРОНИКИ
ЗАРУБЕЖНЫЕ СМИ О КАСПИИ
Фото дня
Мы на Facebook
Facebook Pagelike Widget
Яндекс.Метрика
Перейти к верхней панели