Каспийский нефтегазовый меморандум
Аналитика, Колонка редактора, Повестка дня

Каспийский нефтегазовый меморандум

Редакция портала «Каспийский вестник» представляет очередной выпуск еженедельника «Каспийский нефтегазовый меморандум», в котором сообщается о наиболее значимых событиях в нефтегазовой отрасли прикаспийских стран, как известно, являющейся одной из главных причин особого внимания к Каспию ведущих мировых политических и экономических «игроков».

В первой половине февраля наиболее интересные нефтегазовые новости Каспия проходили из Туркмении и Азербайджана. Очередные негативные сообщения опубликованы по газопроводу ТАПИ. Стало известно, что в Афганистане реальных строительных работ по проекту до сих пор не ведётся, а Россия и Пакистан подписали меморандум по морскому конкуренту ТАПИ. В тоже время в Азербайджане сообщили, что готовы принять в Южный Газовый Коридор туркменский и казахстанский природный газ, если странам Европы потребуются его дополнительные объёмы. Об этом и не только в очередном меморандуме портала:

Стали известны отдельные подробности реализации проекта ТАПИ на афганской и пакистанской территории

В феврале были опубликованы данные о ходе реализации проекта строительства газопровода Туркменистан-Афганистан-Пакистан-Индия (ТАПИ).

В начале месяца по результатам встречи посла Туркменистана в Пакистане Атаджана Мовламова с федеральным министром нефти и природных ресурсов Пакистана Гулам Сарвар Ханом стало известно, что в ближайшее время компания TAPI Pipeline Company Ltd., осуществляющая строительство магистрального газопровода, подпишет соглашение о сотрудничестве с Министерством нефти и природных ресурсов Пакистана, необходимое для перехода к новому этапу реализации проекта трубопровода. В рамках переговоров пакистанская сторона также подтвердила приверженность проекту ТАПИ и заверила, что работы по нему ведутся согласно намеченным планам. (oilgas.gov.tm)

Примечательно, что тот же Сарвар Хан после встречи с туркменской стороной провёл важные переговоры с представителями российского «Газпрома», по результатам которых 6 февраля в Исламабаде состоялась церемония подписания знакового российско-пакистанского меморандума о сотрудничестве, предполагающего совместную работу сторон по реализации морского газопровода «Иран-Пакистан-Индия», который ставит под вопрос успешную реализацию ТАПИ. (Каспийский вестник)

К тому же, как стало известно 12 февраля, в ходе проведения конференции PetroTech-2019 в Нью-Дели, несмотря на то, что строительство афганского участка ТАПИ началось чуть больше года назад, никаких сварочных работ по данному проекту не ведётся.  По словам министра горнодобывающей и нефтяной промышленности Афганистана Наргис Нехан, сегодня Афганистан проводит только исследования грунта для строительства газовой магистрали. Что касается перспектив строительства, то министр отметила, что в ближайшее время Афганистан подпишет важное соглашение с партнерами по реализации проекта газопровода, а также специальный план действий. О каких соглашениях и действиях идёт речь Наргис Нехан не уточнила. (Orient)

Petronas намерена и далее развивать партнерство в сфере ТЭК Туркменистана (oilgas.gov.tm)

В первой декаде февраля в административном здании нефтегазового комплекса Туркменистана прошла встреча с делегацией международной компании Petronas (Малайзия), возглавляемой вице-президентом и главным исполнительным директором компании Датуком Мохд Ануар Бин Таибом. В ходе встречи сторонами были обсуждены состояние и перспективы совместной работы.

Известно, что Petronas Carigali (Turkmenistan) SBN BHD работает в Туркенистане более 22 лет на основе заключённого 26-летнего контракта о разделе продукции на «Блоке-1», расположенном в туркменском секторе дна Каспийского моря. Компания инвестировала около 10,7 миллиарда долларов США в разведку, разработку месторождения и добычу газа на этой территории, расположенной в 80 км к юго-западу от Туркменбаши.

В настоящее время среднесуточное производство газового конденсата на договорной территории составляет более 3 тысяч 500 тонн. В 2019 году компания планирует увеличить объём добычи до 4 тысяч 129 тонн.

В ходе встречи представители компании затронули вопрос о возможном продлении договорённостей с Туркменистаном, а также выразили заинтересованность в партнёрстве в области нефтехимии. В частности, малазийские бизнесмены отметили намерение сотрудничать на базе недавно введенного в строй Комплекса по производству полиэтилена и полипропилена в Киянлы. Стороны также обсудили другие направления взаимовыгодного партнёрства в контексте топливно-энергетической политики Туркменистана.

Поставки туркменской нефти через российскую территорию столкнулись с проблемами

В конце января было объявлено, что перекачка туркменской нефти по трубопроводу Махачкала-Новороссийск и далее на экспорт через российский черноморский терминал российской Транснефти в объёме 200 000 тонн нефти в месяц может начаться с февраля текущего года. Ожидалось, что международная трейдинговая компания Vitol (партнер Роснефти) после двухлетней паузы начнёт поставки нефти с туркменских месторождений Челекен и Окарем в российский каспийский порт Махачкала для прокачки в Новороссийск. Vitol приобрел объемы нефти Челекена у компании Dragon Oil, Окарема — у компании Eni, добыча нефти на которых суммарно составляет порядка 2,7 миллиона тонн в год. (Каспийский вестник)

Однако на прошедшей неделе стало известно о проблемах компании Vitol, которые могут помешать планам по поставке туркменской нефти через Россию. По сообщению информагентства Reuters со ссылкой на шестерых трейдеров, экспорт туркменской нефти упал вполовину за последние недели. Это стало результатом конфликта компаний Vitol и SOCAR. По данным источников издания, Vitol предложила Туркменистану более выгодные тарифы, но оказалось, что у компании нет достаточного количества своих танкеров для переброски нефти. В ответ SOCAR, обладающая самым большим количеством малых и средних нефтяных танкеров на Каспии, отказалась предоставить их Vitol.

Вместе с тем, сообщается, что Vitol нашел несколько танкеров, но суммарно они смогут перевозить только 120 тыс. тонн нефти в месяц до тех пор, пока в России на реках не сойдет лед. После этого объемы можно будет увеличить, но произойдет это не раньше апреля. (hronikatm.com)

Примечательно, что на фоне конфликта Vitol и SOCAR в азербайджанских СМИ появились сообщения, что швейцарский нефтетрейдер зафрахтовала корабли, находящиеся под санкциями США за поставки нефтепродуктов в Сирию и Крым. Изначально, вывоз нефти планировался на кораблях, принадлежащих компании ВФ Танкер из России и Туркменскому морскому пароходству. Однако, с течением времени, компания Vitol решила удешевить морскую транспортировку и зафрахтовала танкера Mekhanik Voronkov (IMO 886719, 1971 года постройки) и Grigoriy Bugrov (IMO 8848628, 1974 года постройки).

Азербайджанские источники отмечают, что помимо того, что данным кораблям уже более 45 лет и они представляют собой значительную опасность для экологии Каспийского моря, они принадлежат и оперируются компанией Trans-Flot JSC, Samara, находящейся в санкционном списке OFAC (Office of Foreign Assets Control) за организацию поставок нефтепродуктов в Сирию и Крым. Кроме того, по данным СМИ, компания Vitol ведет переговоры о фрахтовании двух дополнительных кораблей, также находящихся под санкциями США: Stalingrad (IMO 9690212) и Marshal Tukhachevsky (IMO 9035541). (haqqin.az)

Таким образом, очевидно, что на Каспийском море развернулась достаточна оживлённая борьба нефтетрейдеров за туркменскую нефть. Редакция портала «Каспийский вестник» следит за развитием данной ситуации.  

Совместное предприятие ГНКАР и Total объявило о своей ликвидации (ПРАЙМ)

12 февраля «SOCAR Абшерон», совместное предприятие азербайджанской госнефтекомпании ГНКАР (SOCAR) и французской Total, объявило о своей ликвидации.

Сообщается, что «SOCAR Абшерон» была создана в апреле прошлого года для разработки газового месторождения Абшерон в азербайджанском секторе дна Каспия, запасы которого по оценке специалистов Total составляют 326 миллиардов кубометров газа и 108 миллионов тонн конденсата.

Планировалось, что на первом этапе разработка месторождения включит в себя бурение одной скважины на глубине моря 450 метров. В рамках первого этапа разработки Абшерона планировалось добывать около 1,5 миллиарда кубометров газа и 700 тысяч тонн конденсата. На втором этапе планировалось добывать до четырех миллиардов кубометров газа в год.

Причины ликвидации компании не уточняются.

Все акционеры АЧГ рассматривают возможность покупки акций ExxonMobil и Chevron (Trend)

Все акционеры проекта разработки блока нефтегазовых месторождений «Азери-Чираг-Гюнешли» (АЧГ) в азербайджанском секторе дна Каспия рассматривают возможность покупки акций, принадлежащих американским компаниям ExxonMobil и Chevron. Об этом Bloomberg рассказал вице-президент азербайджанской госкомпании SOCAR по инвестициям и маркетингу Эльшад Насиров.

По словам вице-президента, все участники проекта АЧГ рассматривают возможность покупки акций, принадлежащих ExxonMobil и Chevron, но это будет зависеть от результатов «маркет-теста» и цены, которая определится.

Напомним, что в прошлом году было объявлено, что американские компании, которые были главными инвесторами так называемого «проекта века» – разработки и эксплуатации азербайджанских нефтяных месторождений Азери-Чираг-Гюнешли – продают свои доли в этом проекте. Первым сообщения на эту тему распространило агентство Reuters, по информации которого два американских нефтяных гиганта – Exxon Mobil и Chevron решили покинуть проект. Как ранее сообщалось, Exxon Mobil намеревается продать свои 6,8% в международном консорциуме, за 2 млрд. долларов США. А корпорация Chevron планирует реализацию как 9,6% в этом консорциуме, так и 8,9% в нефтепроводе Баку–Тбилиси–Джейхан. (Каспийский вестник)

Таким образом, покупателями могут стать такие компании-участники консорциума, как BP (оператор), AzACG (SOCAR) INPEX, Equinor, TP ITOCHU, ONGC Videsh Limited (OVL).

«Южный газовый коридор» также может транспортировать газ из Туркменистана и Казахстана (Trend)

Вице-президент азербайджанской госкомпании SOCAR по инвестициям и маркетингу Эльшад Насиров рассказал итальянским журналистам, что «Южный газовый коридор», который предусматривает транспортировку азербайджанского газа в Европу, также может транспортировать газ из Туркменистана и Казахстана.

«Если странам Европейского Союза нужно больше газа, мы также можем транспортировать газ из Туркменистана и Казахстана», — сказал Насиров. Он также отметил, что поставки газа в рамках второй фазы разработки азербайджанского месторождения «Шах Дениз» будут примерно распределены следующим образом: шесть миллиардов кубометров газа в Турцию; полмиллиарда в Албанию (или больше в зависимости от требований); один миллиард в Грецию; один миллиард в Болгарию через интерконнектор Греция-Болгария (IGB); до 18 миллиардов кубометров для Италии «при необходимости». Что касается обязательств по поставкам, как отметил Насиров, альтернативы нет: «Все должно начаться к последнему кварталу 2020 года».

Февраль 18, 2019

Добавить комментарий

Ваш e-mail не будет опубликован. Обязательные поля помечены *

Этот сайт использует Akismet для борьбы со спамом. Узнайте как обрабатываются ваши данные комментариев.

ИСТОРИЧЕСКИЕ ХРОНИКИ
ЗАРУБЕЖНЫЕ СМИ О КАСПИИ
Фото дня
Мы на Facebook
Facebook Pagelike Widget
Яндекс.Метрика
Перейти к верхней панели