Каспийский нефтегазовый меморандум
Колонка редактора, Повестка дня

Каспийский нефтегазовый меморандум

Редакция портала «Каспийский вестник» представляет очередной выпуск еженедельника «Каспийский нефтегазовый меморандум», в котором сообщается о наиболее значимых событиях в нефтегазовой отрасли прикаспийских стран, как известно, являющейся одной из главных причин особого внимания к Каспию ведущих мировых политических и экономических «игроков».

На прошедшей неделе стало известно о планах компании ЛУКОЙЛ по реализации проектов в казахстанском и азербайджанском секторах дна Каспийского моря. Сообщалось, что в Казахстане готовится концепция двух новых месторождений на каспийском шельфе, а в Азербайджане в июле планируют установить разведочную платформу на месторождении Карабах. Окончанием прокладки морского участка Трансадриатического трубопровода ознаменовался очередной этап реализации Южного газового коридора. А в российском порту Махачкала произошёл инцидент, связанный со взрывом танкера, что потенциально может повлиять на планы руководства порта по росту перевалки каспийской нефти.

ЛУКОЙЛ подписал соглашение о принципах по проекту в казахстанском секторе дна Каспийского моря (lukoil.ru)

7 июня 2019 г. в рамках Петербургского международного экономического форума Президент Компании «ЛУКОЙЛ» Вагит Алекперов и Председатель Правления АО НК «КазМунайГаз» Алик Айдарбаев подписали Соглашение о принципах по участку I-P-2, расположенному в казахстанском секторе дна Каспийского моря.

Соглашение предполагает, что стороны проведут переговоры для получения прав недропользования на указанном блоке. Следующим этапом станет заключение контракта на разведку и добычу углеводородного сырья и создание совместного предприятия для работы на участке.

Сообщается, что в пределах лицензионного блока «I-P-2» в разные годы выполнены сейсморазведочные работы 2D. Глубина воды составляет от 300 до 400 м, расстояние до берега — 13​0 км. Ближайший порт – Актау – находится в 130 км.

Справка компании: ЛУКОЙЛ успешно работает в Казахстане с 1995 года. Компания участвует в разработке месторождений Тенгиз, Карачаганак и Кумколь, в совместном предприятии по освоению Центрального месторождения на Каспии, а также в проекте Каспийского Трубопроводного Консорциума. ЛУКОЙЛ и КазМунайГаз являются стратегическими партнерами, на протяжении нескольких лет реализуют ряд совместных проектов. В апреле 2019 года между ЛУКОЙЛом и КазМунайГазом был заключен контракт на разведку и разработку углеводородов на блоке Женис в казахстанском секторе Каспийского моря.

В Казахстане готовятся к разработке месторождения Каламкас-море и Хазар (МИА «Казинформ»)

Управляющий директор «Норт Каспиан Оперейтинг Компани» Ричард Хоув сообщил, что в настоящее время готовится концепция по освоению морских месторождений Каламкас-море и Хазар, расположенных на шельфе Каспия. По этой концепции, которая будет представлена Правительству, работы на этих месторождениях будут вестись совместно с компанией «Каспий Меруерты Оперейтинг Компани Б.В.». Предполагается, что для освоения этих месторождений потребуется бурение более 30 скважин. Добыча на новых структурах, по оценкам специалистов, может составить до 100 тыс. баррелей нефти в сутки. Геологические запасы месторождений Каламкас-море и Хазар оцениваются в 70 млн тонн нефти.

Справка редакции: «Норт Каспиан Оперейтинг Компани» (NCOC) разрабатывает месторождение Кашаган, которое является одним из крупнейших нефтяных месторождений, открытых за последние четыре десятилетия; его извлекаемые запасы составляют приблизительно 9-13 миллиардов баррелей (1-2 миллиардов тонн) нефти. Коллектор морского месторождения Кашаган находится в 80 км от города Атырау на глубине 3-4 метра под водой и более 4 км (4 200 метров) ниже дна моря. Коммерческая добыча на месторождении началась 1 ноября 2016 года.

Акционерами NCOC являются KMG Kashagan B.V. (16,877%), Shell Kazakhstan Development B.V. (16,807%), Total EP Kazakhstan (16,807%), AgipCaspian Sea B.V. (16,807%), ExxonMobil Kazakhstan Inc. (16,807%), CNPC Kazakhstan B.V. (8,333%), Inpex NorthCaspian Sea Ltd. (7,563%).

Total и Лукойл заинтересованы в разработке азербайджанских газовых месторождений (Портал Москва-Баку)

8 июня президент Государственной нефтяной компании Азербайджана (SOCAR) Ровнаг Абдуллаев сообщил, что несколько компаний заинтересованы в участии в проекте по разведке и разработке морского блока, включая месторождение «Умид» и перспективную структуру «Бабек», расположенные в азербайджанском секторе дна Каспия.

По его словам, ведутся переговоры с участием компании Total. «Предложения сейчас рассматриваются. В основном мы ждем участия Total в проекте. В настоящее время мы ведем с ними переговоры» — сказал президент компании. Кроме того, по словам Абдуллаева, российская компания «Лукойл» также заинтересована в этом проекте и представила SOCAR материалы.

SOCAR и Equinor в июле 2019 года начнут установку добывающей платформы на месторождении Карабах в Каспии (angi.ru)

Глава Госнефтекомпании Азербайджана SOCAR Ровнаг Абдуллаев и первый вице-президент Equinor ASA Керри Лохарт 14 июня  в Баку обсудили текущий уровень сотрудничества между компаниями, и, в частности, статус работ по подготовке месторождения Карабах к разработке.

В ходе встречи отмечалось, что в июле будут осмотрены буровая установка, которая будет использована для разведочных работ, и новая платформа. Установка платформы в море начнется по окончании последних регулировок. Стороны также отметили необходимость проведения работ в этом направлении в оперативном порядке и в соответствии с графиком, информирует «Тренд».

Как сообщалось, Equinor привлекла азербайджанскую компанию Caspian Drilling Company (CDC) в качестве подрядчика бурения на месторождении Карабах. По условиям договора, CDC пробурит на этом месторождении две скважины с использованием полупогружной плавучей буровой установки «Деде Горгуд» после ее реактивации. Завершение реактивации ППБУ предусмотрено в III-ем квартале 2019 года.

SOCAR и Equinor 31 мая 2018 года подписали в Баку контракт типа Production Shearing Agreement (PSA, СРП) на разведку и разработку блока перспективных структур Дан-Улдузу-Ашрафи-Айпара и Risk Service Contract на разработку месторождения Карабах. Для реализации проектов SOCAR и Equinor создали операционную на паритетных долях (50% на 50%).

Договора ратифицированы в Милли Меджлисе Азербайджана 29 июня 2018 года, вступили в силу – 5 июля.

Завершена прокладка труб на морском участке TAP в Албании (Trend)

Консорциум TAP AG сообщил, что завершена прокладка труб Трансадриатического трубопровода (TAP) на мелководной части Адриатического моря у берегов Албании. Кроме того, как сообщает консорциум, завершена засыпка траншей после укладки труб в морской части трубопровода в Албании.

Сообщалось, что первые трубы были проложены по дну Адриатического моря в территориальных водах Албании в рамках строительства Трансадриатического трубопровода в апреле текущего года. Протяженность морского участка TAP, соединяющего албанское и итальянское побережье, составляет 105 километров.

Справка: ТАР стоимостью 4,5 миллиарда евро является частью проекта «Южный газовый коридор». Первоначальная мощность TAP составит 10 миллиардов кубометров газа в год с возможностью ее удвоения. Ожидается, что строительство TAP будет завершено в 2020 году с тем, чтобы в этот же год первый азербайджанский газ попал в Европу. Протяженность трубопровода составляет 878 километров, из которых 550 километров будут проложены по территории Греции, 215 километров — Албании, 105 километров — по дну Адриатического моря и восемь километров — по территории Италии.

Акционерами ТАР являются: BP — 20 процентов, SOCAR — 20 процентов, Snam — 20 процентов, Fluxys — 19 процентов, Enagás — 16 процентов, Axpo — пять процентов.

Авария в порту Махачкалы может повлиять на транзит туркменской нефти

По информации МЧС в 04:20 11 июня на танкере в порту Махачкалы произошёл взрыв. Эпицентр взрыва был в машинном отделении, после этого начался пожар, судно окутал сильный дым. На тушение танкера были привлечены 15 единиц техники и 57 специалистов МЧС. В соответствии с основной версией при перекачке нефтепродуктов воспламенилась газовоздушная смесь. Вследствие инцидента три человека погибли, трое пострадали — один из них получил ожог 95% поверхности тела, ещё несколько членов команды танкера числятся пропавшими без вести. На судне в момент аварии было от 12 до 16 членов экипажа.

Уже утром 11 июня Южным следственным управлением Следственного комитета на транспорте возбуждено уголовное дело по признакам преступления, предусмотренного ч. 3 ст. 109 УК РФ «Причинение смерти по неосторожности двум и более лицам». На танкере работают криминалисты.

Следует отметить, что взрыв в Махачкале произошёл после заявления представителей Махачкалинского порта о существенном росте транзита туркменской нефти через Россию.

Генеральный директор портовой компании Мурад Хидиров в июне рассказывал СМИ, что в 2019 году через Махачкалинский морской торговый порт на Каспии будет перевалено более полутора миллионов тонн туркменской нефти. По его словам, перевалка нефти из Туркменистана возобновилась в январе 2019 года после почти двухгодичного перерыва. Ее везут на танкерах в Махачкалу, где она закачивается в резервуары и отправляется покупателям по магистральным трубопроводам «Транснефти».

Временное прекращение сотрудничества с дагестанским предприятием было вызвано тем, что поставщики жаловались на большие потери во время отгрузки. Однако, по словам Хидирова, эту проблему удалось решить после смены руководства республики, и сейчас вопросы безопасного транзита туркменской нефти урегулированы.

С учётом инцидента в порту Махачкалы следует констатировать, что транзит туркменской нефти через Россию может вновь столкнуться с проблемами.

Справка: Туркменистан ежегодно добывает более 10 миллионов тонн нефти. Большая часть туркменского сырья перерабатывается на Туркменбашинском комплексе нефтеперерабатывающих заводов и Сейидинском НПЗ. Излишки туркменской сырой нефти попадают на вешние рынки не только через магистральный нефтепровод «Транснефти», а также по нефтепроводу Баку-Тбилиси-Джейхан.

По данным Государственной таможенной службы Туркменистана за январь–март 2018 года объем экспортированной нефти составил 336,9 тысяч тонн на сумму 146,2 млн. долларов США, а за январь–март 2019 года экспорт нефти составил 1 миллион 165 тысяч тонн на сумму 530,3 млн. долларов США. На долю нефтедобывающей промышленности приходится 12,7% в структуре ВВП Туркменистана.

16 июня, 2019

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *

Этот сайт использует Akismet для борьбы со спамом. Узнайте, как обрабатываются ваши данные комментариев.

ИСТОРИЧЕСКИЕ ХРОНИКИ
ЗАРУБЕЖНЫЕ СМИ О КАСПИИ
Фото дня
Наши партнеры
Яндекс.Метрика
Перейти к верхней панели