Каспийский нефтегазовый меморандум
Колонка редактора, Повестка дня

Каспийский нефтегазовый меморандум

Редакция портала «Каспийский вестник» представляет очередной выпуск еженедельника «Каспийский нефтегазовый меморандум», в котором сообщается о наиболее значимых событиях в нефтегазовой отрасли прикаспийских стран, как известно, являющейся одной из главных причин особого внимания к Каспию ведущих мировых политических и экономических «игроков».

На прошедшей неделе стало известно, что Россия и Казахстан намерены активизировать работу по совместному месторождению Хвалынское. В Казахстане были объявлены текущие результаты по добыче и транспортировке нефти и газа национальной компанией КазМунайГаз, а министр энергетики рассказал о развитии отрасли в целом. В Баку встретили самоподъёмную плавучую буровую установку Satti, переданную Казахстаном в рамках меморандума о сотрудничестве между двумя национальными компаниями. Норвежская компания Equinor сообщила о планах начать бурение первой разведочной скважины на перспективной структуре Айпара в азербайджанском секторе дна Каспия. Тем временем газ с азербайджанского месторождения «Шах Дениз-2», добываемый на Каспии международным консорциумом во главе с BP, по Трансанатолийскому газопроводу (TANAP) впервые дошел до границы Турции с Грецией. В Туркмении на прошлой неделе трейдинговая структура Туркменбашинского комплекса нефтеперерабатывающих заводов — компания Turkmen Petroleum, оценила возможность увеличения поставок дизтоплива на украинский рынок в 2019 г.

Ведомства РФ и Казахстана готовят поправки в соглашение о Хвалынском месторождении (FINMARKET.RU)

Готовятся предложения о внесении поправок в соглашение России и Казахстана о разработке Хвалынского месторождения, которые предусматривают возможность экспорта газа этого месторождения через «Газпром». Об этом журналистам глава «ЛУКОЙЛа» Вагит Алекперов.

«Сегодня документы готовятся на межправкомиссию. Надеюсь, что те переговоры, которые мы ведём с «Газпромом», позволят нам через операторство «Газпрома» по продаже газа решить проблему транзита через территорию Казахстана. Потому что это экономически наиболее эффективный маршрут. С тем, чтобы «Газпром» был оператором этого газа», — сказал он.

Справка: Хвалынское месторождение было открыто в северной части Каспийского моря в 2002 году. Запасы газа достигают 332 млрд кубометров, конденсата — 17 млн т, нефти — 36 млн т. В апреле 2003г «ЛУКОЙЛ» и «КазМунайГаз» подписали соглашение о принципах совместного освоения Хвалынского месторождения, а в марте 2005 г. создали совместное предприятие для его освоения.

Однако Хвалынское соглашение о разделе продукции (СРП) так и не заработало. Сначала возникли проволочки с разделением морских границ на Каспии. Затем возник вопрос о реализации газа с этого месторождения. Первоначально предполагалось поставлять газ на экспорт в Китай через Казахстан. Однако «Газпром» выступил против данного варианта и предложил поставлять газ на внутренний рынок. Участники проекта после анализа пришли к выводу о том, что при поставках на внутренний рынок России проект становится экономически неэффективным как для участников проекта, так и для государства. В 2015 году работа по Хвалынскому СРП была остановлена.

В настоящее время Россия и Казахстан пытаются реанимировать Хвалынское СРП. Минэнерго России приступило к работе по подготовке актуального текста СРП «Хвалынское», в котором будут уточнены вопросы о приостановке и правах пользования участком недр, о бонусе при подписании СРП, о стабилизационной оговорке.

Добыча нефти на месторождении Кашаган в I квартале выросла на 25% (energyland.info)

20 июня в Казахстане опубликованы консолидированные финансовые и операционные результаты АО «Национальная компания «КазМунайГаз» за первый квартал 2019 года в соответствии с МСФО.

Стало известно, что объем добычи нефти и газового конденсата КМГ за первый квартал 2019 год составил 5 939 тыс. тонн нефти, что на 1,3% выше показателя первого квартала 2018 года. Объем добычи попутного и природного газа вырос на 4,7% до 2 173 млн м³.

За первый квартал 2019 года добыча нефти на месторождении Кашаган (оператор «Норт Каспиан Оперейтинг Компани Н.В.») выросла на 25% в сравнении с первым кварталом 2018 года и составила 3 583 тыс. тонн нефти или 316 тыс. баррелей в сутки.  Доля КМГ в объеме добычи составила 297 тыс. тонн нефти и 182 млн м³ газа, что на 25% и 31,7% выше показателей первого квартала прошлого года, соответственно. Увеличение добычи нефти связано с плановым наращиванием уровня добычи в рамках опытно-промышленной разработки месторождения. Оператором с 14 апреля по 19 мая  2019 г. проведена остановка месторождения Кашаган на плановый капитальный ремонт.

Что касается других месторождений, то объем добычи нефти на месторождении Карачаганак уменьшился на 4,9% и составил 271 тыс.тонн на долю КМГ. Добыча газа составила 271 млн м³, что эквивалентно показателю первого квартала 2018 года. Снижение добычи нефти  и конденсата связано с увеличением газового фактора и обводненности скважин.

Доля КМГ в объеме добычи нефти Тенгиз составила 1 521 тыс. тонн, что на 2,4% выше показателя первого квартала 2018 года. Добыча газа увеличилась на 1,7% и составила 829 млн м³. Увеличение добычи осуществлялось в соответствии с производственным планом.

Объем транспортировки нефти КМГ увеличился за первый квартал 2019 год на 6,7% в сравнении с первым кварталом прошлого года и составил 19 660 тыс. тонн (с учетом доли КМГ).

Основной рост объемом транспортировки нефти приходится на увеличение показателей морской транспортировки, которую осуществляет ТОО «НМСК «Казмотрансфлот» (КМТФ). За первый квартал 2019 года объем транспортировки КМТФ составил 2 856 тыс. тонн, что на 66,7% больше аналогичного периода прошлого года. Рост обусловлен увеличением объемов транспортировки нефти на Средиземном и Черном морях, благодаря заключенному соглашению о поставках и перевозках в конце 2018 года между КМТФ, КМГ и KMG I.

Рост объемов магистральной транспортировки нефти показал «Каспийский трубопроводный консорциум», обусловленный ростом объемов с месторождения Кашаган. Доля КМГ в объеме магистральной транспортировки нефти КТК за первый квартал 2019 года составила 3 357 тыс. тонн, что на 8,2% выше показателя первого квартала 2018 года.

Объем транспортировки газа по магистральным газопроводам КМГ за отчетный период снизился на 3,6% к отчетному периоду 2018 года, составив 25,9 млрд м³. Уменьшение общего объема транспортировки газа по магистральным газопроводам связано преимущественно со снижением транзита газа из-за снижения поставок узбекского газа и перераспределением потоков российского газа ПАО «Газпром». Сокращение транзитных объемов «Газпрома» носит временный характер, из-за необычно холодной погоды этой зимой в российских регионах, благодаря которой произошло перераспределение потоков российского газа для удовлетворения возросшего спроса на российском внутреннем рынке.

Объем транспортировки газа в экспортном направлении вырос на 15,2% по сравнению с первым кварталом прошлого года и составил 6,5 млрд м³. Увеличение произошло благодаря росту объемов транспортировки газа в направлении КНР в соответствии с 5-летним экспортным договором, подписанным в конце 2018 года, предусматривающего увеличение экспорта казахстанского газа в Китай с 5 млрд м³ до 10 млрд м³ в год.

Акционеров Кашагана просят определиться со Стратегией полномасштабного освоения до конца 2019 года (kursiv.kz)

Министр энергетики Казахстана Канат Бозумбаев 20 июня заявил, что ожидает активизации морской нефтедобычи в казахстанском секторе Каспия.

На отчетной встрече с населением он сказал, что в целом улучшена привлекательность инвестиций в геологоразведку на море: преференции в Налоговом кодексе создали для этого условия. Поэтому в среднесрочной перспективе казахстанская сторона ожидает активизацию таких морских проектов, как Исатай, Абай, Женис, Актоты и Кайран».

Одновременно Канат Бозумбаев заявил, что с целью полного раскрытия потенциала месторождения Кашаган его ведомство ожидает от участников проекта до конца года решений по Стратегии полномасштабного освоения. По освоению близлежащих морских блоков месторождений Каламкас-море и Хазар по принципу синергии партнерами изучаются варианты совместного освоения также до конца года.

По  данным министра, за 5 месяцев текущего года объем добычи нефти составил 36,5 млн тонн. Добыча нефти по трем крупным проектам составила 21,7 млн тонн: на Кашагане – 4,24 млн тонн (84,9% к аналогичному периоду 2018 года, 5,4% – к плану 5 месяцев 2019 года), Тенгиз – 12,48 млн тонн (0,1% к аналогичному периоду 2018 года, 99,7% – к плану 5 месяцев), Карачаганак – 4,97 млн тонн (95,5% к аналогичному периоду прошлого года, 1,8% – к плану 5 месяцев).

В текущем году в Казахстане объем добычи нефти ожидается на уровне 89 млн тонн. Данный объем был запланирован с учетом проведения капитальных ремонтов на месторождениях Кашаган, Карачаганак и Тенгиз, на Кашагане с 14 апреля по 19 мая производство было полностью остановлено, ремонт был завершен с опережением сроков на 10 дней.

Две морские скважины острова «Д» были переведены в нагнетательный фонд, после ремонта объем добычи вышел на рекордный уровень в 400 тыс. баррелей в сутки, на этот уровень добыча на месторождении должна была выйти в конце текущего года.

КТК транспортирует около 75% экспортной нефти Казахстана (energyland.info)

20 июня в столице Республики Казахстан г. Нур-Султан состоялась встреча генерального директора Каспийского трубопроводного консорциума Николая Горбаня и министра энергетики Республики Казахстан Каната Бозумбаева.

Главной темой беседы стало обеспечение стабильной работы трубопроводной системы КТК и возможности дальнейшей модернизации нефтепровода Тенгиз – Новороссийск для обеспечения растущих потребностей производителей нефти с ведущих месторождений страны.

Канат Бозумбаев подчеркнул высокое значение для Республики Каспийского трубопроводного консорциума, перекачивающего около 75% экспортной нефти Казахстана, и отметил, что министерство продолжит оказывать всестороннюю поддержку проекту.

Напомним, что в ноябре 2018 года КТК отгрузил полумиллиардную с начала эксплуатации трубопроводной системы тонну нефти, поступившую от казахстанских грузоотправителей. По итогам 2018 года, КТК транспортировал из Казахстана 54,3 млн тонн нефти. Наибольшие объемы нефти в трубопроводную систему Тенгиз – Новороссийск поступили с месторождений Тенгиз, Карачаганак, Кашаган – 28,7 млн тонн, 10,3 млн тонн и 13,2 млн тонн нефти соответственно.

Справка: Трубопроводная система КТК – один из крупнейших инвестиционных проектов в энергетической сфере с участием иностранного капитала на территории СНГ. Протяженность трубопровода Тенгиз – Новороссийск составляет 1 511 км; по этому маршруту транспортируется более двух третей всей экспортной нефти Казахстана, а также сырье с российских месторождений, в том числе расположенных на Каспии. Морской терминал КТК оснащен тремя выносными причальными устройствами (ВПУ) позволяющими безопасно загружать танкеры на значительном удалении от берега, в том числе при неблагоприятных метеоусловиях.

Плавучую буровую установку Satti «КазМунайГаза» передали в Баку (informburo.kz)

На прошлой неделе в Баку прошла официальная церемония приёма казахстанской самоподъёмной плавучей буровой установки (СПБУ) Satti.

В мероприятии приняли участие председатель правления АО НК «КазМунайГаз» Алик Айдарбаев и президент Азербайджанской государственной нефтегазовой компании SOCAR Ровнаг Абдуллаев.

Выступая на торжественной церемонии Алик Айдарбаев заявил, что подобного рода проекты являются символом дружбы и конструктивного сотрудничества двух компаний.

«Мы намерены и дальше развивать совместную деятельность с нашими партнёрами и поддерживать общие проекты. Это ведёт не только к расширению возможностей для обеих сторон, но и позволяет повышать компетенции и конкурентоспособность казахстанского нефтегазового сектора», – отметил глава «КазМунайГаз».

Напомним, что о передаче СПБУ Satti в доверительное управление азербайджанской компании SOCAR «КазМунайГаз» стало известно в феврале 2019 года по результатам подписания меморандума о сотрудничестве между двумя национальными копаниями. Казахстанскую буровую установку будут использовать на проекте Shallow Water Absheron Peninsula в азербайджанском секторе дна Каспийского моря, оператором которого является British Petroleum Absheron Limited. Как отмечает издание Munaily meken, после прибытия в порт Баку буровая установка пройдёт модернизацию. В составе команды СПБУ работают 35 казахстанских специалистов, которые будут участвовать в международном проекте SWAP.

СПБУ предназначена для проведения буровых работ. С её помощью можно пробурить скважины до 6 км как на мелководье, так и на больших глубинах моря.

Буровую установку Satti строили по американским технологиям в течение трёх лет на двух верфях – в ТОО Keppel Kazakhstan на территории СЭЗ «Морпорт Актау», с окончательной сборкой в ТОО «Ерсай Каспиан Контрактор». В феврале 2017 года агентство «Интерфакс-Казахстан» сообщало, что СПБУ Satti прошла испытания на соответствие требованиям промышленной безопасности. Как показали результаты испытаний, буровая установка готова к работе в суровых условиях Каспия. Однако после этого упоминаний о дальнейшем использовании Satti не было.

Equinor в 2020 году начнет бурение первой разведочной скважины на структуре Айпара (rogtecmagazine.com)

Норвежская компания Equinor планирует в I-ом квартале 2020 года начать бурение первой разведочной скважины на перспективной структуре Айпара в азербайджанском секторе дна Каспия. Глубина моря в точке бурения составляет 140 метров.

Сообщается, что структура Айпара расположена в Каспийском море, в 25 км от блока Азери-Чираг-Гюнешли и в 90 км от Баку и протягивается от северо-востока к юго-западу. Бурение скважины «Айпара-1» планируется начать в I-ом квартале 2020 года. Ожидается, что буровые работы будут продолжаться 60 — 90 дней и завершатся либо в I-ом, либо во II-ом квартале будущего года.

Для бурения скважины «Айпара-1» планируется использовать полупогружную плавучую буровую установку (ППБУ), соответствующую той, что будет вести разведочное бурение на глубине моря на месторождении Карабах.

В рамках подготовки к проведению этих работ Equinor подготовила отчет по оценке воздействия на окружающую среду (ОВОС) бурения разведочной скважины Айпара-1. Подготовка отчета осуществлена с целью предотвращения или минимизации воздействий, возникающих при проведении разведочных работ и связанных с этим социальных, экономических и иных последствий.

Компания планирует представить общественности отчет по ОВОС на слушаниях 4 июля в Баку.

Газ с месторождения «Шах Дениза» дошел из Азербайджана до границы Греции («Вести.Экономика»)

15 июня газ с азербайджанского месторождения «Шах Дениз-2», добываемый на Каспии международным консорциумом во главе с BP, по Трансанатолийскому газопроводу (TANAP) дошел на границы Турции с Грецией, сообщила государственная энергокомпания Азербайджана (SOCAR).

«Доставленный 23 января 2018 г. на турецко-грузинскую границу газ из «Шах Дениз» дошел до европейской границы в исторический для Азербайджана день — 15 июня 2019 г., в День национального спасения», — говорится в сообщении.

Справка: TANAP и TAP — части проекта Южного газового коридора по доставке азербайджанского газа с каспийских месторождений в Турцию и Европу. Первоначальная пропускная способность трубопровода TANAP составляет 16 млрд куб. м газа в год. Около 6 млрд куб. м будет поставляться в Турцию, остальное — в Европу, куда газ поступит после завершения строительства TAP приблизительно в начале 2020 г. Акционерами TANAP являются: ЗАО «Южный газовый коридор» — 51%, SOCAR Turkey Enerji — 7%, Botas — 30%, BP — 12%.

Туркменистан может значительно увеличить поставки дизтоплива за рубеж (orient.tm)

Трейдинговая структура Туркменбашинского комплекса нефтеперерабатывающих заводов — компания Turkmen Petroleum оценивает возможность увеличения поставок дизтоплива на украинский рынок в 2019 г. на 40%, до 250–260 тыс. тонн. Об этом на проходящем в Одессе форуме Black Sea Petroleum Trading 2019 сказал операционный менеджер компании Чарыгулы Ювшанов. Тематика форума включала в себя вопросы, связанные с морскими поставками нефтепродуктов: тенденции рынков, аспекты работы портов, перевалочных комплексов и сервисных компаний, законодательство и т.д.

Логистические возможности Туркменбашинского морского порта на Каспии позволяют отгружать дизтопливо и другие виды нефтепродуктов круглогодично. При этом отмечалось, что с экономической точки зрения наиболее привлекательным для поставок в Украину является маршрут поставки по Вологодонскому судоходному каналу.

В 2018 г. поставки дизтоплива из Туркменистана составили 187 тыс. тонн. По данным Госкомстата Туркменистана, на Туркменбашинском комплексе нефтеперерабатывающих заводов с января по май 2019 года было произведено дизельного топлива в объеме 769,1 тыс. тонн. При этом ТКНПЗ намерен произвести дизтоплива в нынешнем году свыше 1 миллиона 991 тыс. тонн.

Физический объем экспорта нефтепродуктов Туркменистана в январе-апреле 2019 года составил 668,4 тыс. тонн.

Июнь 24, 2019

Добавить комментарий

Ваш e-mail не будет опубликован. Обязательные поля помечены *

Этот сайт использует Akismet для борьбы со спамом. Узнайте как обрабатываются ваши данные комментариев.

ИСТОРИЧЕСКИЕ ХРОНИКИ
ЗАРУБЕЖНЫЕ СМИ О КАСПИИ
Фото дня
Мы на Facebook
Facebook Pagelike Widget
Яндекс.Метрика
Перейти к верхней панели