Каспийский нефтегазовый меморандум
Аналитика, Колонка редактора

Каспийский нефтегазовый меморандум

Редакция портала «Каспийский вестник» представляет очередной  выпуск «Каспийского нефтегазового меморандума», в котором сообщается о наиболее значимых событиях в нефтегазовой отрасли прикаспийских стран, как известно, являющейся одной из главных причин особого внимания к Каспию ведущих мировых держав и транснациональных компаний.

В апреле российская компания ЛУКОЙЛ отчиталась о текущем состоянии деятельности по разработке нефтегазовых месторождений на дне Северного Каспия. В Казахстане были оглашены результаты работы магистральных нефтепроводов АО «КазТрансОйл», а также ход строительства крупного нефтегазового комплекса в прикаспийской Атырауской области. В Азербайджане Министерство энергетики представило данные о результатах добывающей деятельности на крупнейших месторождениях страны – нефтяном «Азери-Чираг-Гюнешли» и газовом «Шах-Дениз». Кроме того стало известно, что во второй половине 2020 года планируется начать установку платформы для разработки недавно открытого в Азербайджане месторождения «Карабах». В это же время Туркменистан и Южная Корея в рамках Делового совета по видеосвязи обсудили проекты сотрудничества в нефтегазовой сфере.

Непосредственное отношение к каспийской нефтегазовой тематике имели новости о готовности Греции в ближайшее время ввести в эксплуатацию Интерконнектор Греция-Болгария (IGB), предназначенного для транспортировки азербайджанского газа, а также покупка венгерской компании Mol Group у американских Chevron Global Ventures Ltd и Chevron BTC Pipeline Ltd доли в проекте разработки блока «Азери-Чираг-Гюнешли» в азербайджанском секторе дна Каспия и нефтепроводе Баку-Тбилиси Джейхан.

Лукойл продолжает освоение месторождений Северного Каспия

ПАО «ЛУКОЙЛ» приступило к очередному этапу обустройства месторождения имени В.И. Грайфера — к началу вывода в Каспийское море опорных блоков платформы жилого модуля (ПЖМ), рассчитанной на проживание 155 человек. Общий вес объекта составит 6 тыс. тн. На 2021 год намечена установка верхнего строения платформы жилого модуля на опорные блоки.

Начало промышленной добычи нефти на месторождении имени В.И. Грайфера запланировано на 2022 год с проектным уровнем 1,2 млн тонн в год.

Также Компания продолжает освоение месторождений им. Владимира Филановского и им. Юрия Корчагина – накопленная добыча на этих проектах уже приблизилась к 30 млн тонн.

На месторождении им. В. Филановского добыча ведется на трех очередях, в том числе на блок-кондукторе с минимальным участием персонала.

На морском ледостойком стационарном комплексе (МЛСК) месторождения завершено строительство 102-й скважины – одноствольной, горизонтальной, газонагнетательной.

На месторождении им. Юрия Корчагина реализуются программы бурения на второй очереди для вовлечения в разработку запасов восточной части месторождения и дополнительного бурения на первой очереди проекта. На морской ледостойкой стационарной платформе пробурена первая добывающая скважина на келловейскую залежь с интеллектуальным заканчиванием и большой вертикальной глубиной – 1985 м.

Справка: Месторождение им. В. Грайфера (ранее – Ракушечное) открыто в 2001 году. Оно расположено в 160 км от порта города Астрахань, в 100 км от западного побережья и в 8,5 км от месторождения им. В. Филановского.

Месторождение им. Владимира Филановского открыто в 2005 году, став крупнейшим открытием в России за 25 лет. Запущено в промышленную эксплуатацию в 2016 году.

Месторождение им. Ю. Корчагина открыто в 2000 году – это первый проект, запущенный ЛУКОЙЛом на Каспии в 2010 году.

В Казахстане в режиме ЧП строится крупный нефтегазохимический завод (lsm.kz)

В пресс-службе «КазМунайГаза» сообщили о строительстве крупного завода по производству полипропилена в Атырауской области в период ЧП, стоимость EPC-контракта на строительство которого составляет $1,8 млрд. Известно, что проект интегрированного газохимического комплекса был передан под управление «КазМунайГаза» в июне 2018 года. С тех пор строительство вступило в активную фазу реализации. Его завершение планируется в 2021 году. Комплекс позволит производить до 500 тыс. тонн полипропилена в год. В 2018 году стоимость завода оценивалась в $2,6 млрд.

В нацкомпании пояснили, что проект реализован на 62%. Это работы по проектированию, размещению заказов, поставке оборудования и материалов, строительству. Вместе с тем из-за распространения коронавирусной инфекции в стране по решению руководства Kazakhstan Petrochemical Industries Inc. на дистанционный формат перевели 86% административных работников.

Из текущих работ на стадии завершения находится разработка рабочей документации. При этом 100% чертежей строительных конструкций уже выдано в производство, также завершена 3D-модель проекта. Осуществлена поставка необходимых материалов, в том числе металлоконструкций, чугунных, сварных стальных, полиэтиленовых и других труб. Доставлена большая часть оборудования, оставшаяся часть находится в пути.

В первых числах марта отечественным производителем SEWON VERTEX было поставлено основное оборудование – емкость-ресивер воздуха и расходная емкость. Также в конце марта той же компанией были поставлены емкость продувки и питательная емкость деэтанизатора, которая, кстати, была смонтирована практически сразу после поставки на площадку. Монтаж остальных емкостей планируется осуществить в середине апреля. Помимо этого, смонтированы три теплообменника, предназначенные для предварительного нагрева сырья – потока пропана – до температуры 230 °C.

В целом все строительно-монтажные работы находятся в активной стадии. Минимальный прогресс монтажа оборудования составляет 40%. Некоторые работы и вовсе на стадии завершения. Так, на 87% выполнены бетонные работы и монтаж чугунных трубопроводов. На 96% выполнен монтаж пластиковых трубопроводов.

В конце марта были завершены и дноуглубительные работы, которые считаются одними из трудозатратных и сложных. Работы по очистке дна Урало-Каспийского канала от ила, наносов были начаты заблаговременно еще осенью 2019 года. Работы продолжались ровно месяц, однако в связи с началом ледостава их пришлось приостановить. В текущем году после схода льда на реке Урал они были завершены. Сейчас проводятся работы по батиметрической съемке судоходной части Урало-Каспийского канала для подтверждения глубин.

Проведение дноуглубительных работ в морской и речной части акватории Урало-Каспийского канала имеет важное значение в решении экологических вопросов. По реке Урал этим летом должна осуществиться поставка крупногабаритного оборудования из Южной Кореи. Это четыре резервуара хранения пропана, вес каждого из которых составляет 532,7 тонн; три сосуда высокого давления весом по 115 тонн, теплообменники, реакторы дегидрирования пропана и другое крупногабаритное тяжелое оборудование.

Всего суммарный вес оборудования составляет 3,8 тыс. тонн, а максимальная высота грузов – около 15 м. Транспортировку морским путем по маршруту Черное море (Констанца) – Волго-Донской канал – Каспийское море – Урало-Каспийский канал – речной порт Атырау в мае-июне осуществит дочерняя компания «КазМунайГаза» – национальная морская судоходная компания «Казмортрансфлот».

Национальный оператор Казахстана по магистральному нефтепроводу АО «КазТрансОйл» сообщил о результатах производственной деятельности за 1 квартал 2020 года (kursiv.kz)

Объем транспортировки и перевалки нефти отдельно по системе магистральных нефтепроводов АО «КазТрансОйл» превысил 10,5 млн тонн, что на 535 тыс. тонн меньше (4,8%), чем за аналогичный период 2019 года, сообщила компания.

На нефтеперерабатывающие заводы республики по системе магистральных нефтепроводов было поставлено около 4,7 млн тонн нефти, или на 77 тыс. тонн больше, чем в прошлом году.

Около 3,3 млн тонн, или на 375 тыс. тонн меньше, было транспортировано нефти по участку «Атырау — Самара» магистрального нефтепровода «Узень – Атырау — Самара». В систему Каспийского трубопроводного консорциума (КТК) было загружено 378 тыс. тонн нефти, или на 13 тыс. тонн больше.

В нефтепровод «Атасу — Алашанькоу» оператор отгрузил более 2,4 млн тонн. Снижение составило 202 тыс. тонн. Также уменьшилась (на 265 тыс. тонн) поставка нефти по системе нефтепроводов ТОО «Казахстанско-китайский трубопровод», достигнув 3,7 млн тонн.

Объем транспортировки нефти по трубопроводу компании «МунайТас», эксплуатирующей магистральный нефтепровод «Кенкияк — Атырау», снизился на 268 тыс. тонн, до 556 тыс. тонн.

При этом выросла на 26 тыс. тонн — до 528 тыс. тонн — отгрузка нефти в танкеры в морском порту Актау.

Справка: «КазТрансОйл» владеет в Казахстане диверсифицированной сетью магистральных нефтепроводов протяженностью 5,4 тыс. км. Оператор транспортирует нефть на нефтеперерабатывающие заводы республики и на экспорт по 5 направлениям: нефтепроводы «Атырау – Самара» и «Казахстан — Китай», порт Актау (налив нефти в танкеры), железная дорога (налив в цистерны), перевалка в систему КТК.

Названы объемы добычи с «Азери-Чираг-Гюнешли» (АЧГ), «Шах-Дениз» (Report)

По данным Министерства энергетики Азербайджанской Республики на 1 апреля с расположенного в азербайджанском секторе дна Каспия блока месторождений «Азери-Чираг-Гюнешли» (АЧГ) добыто в общей сложности около 505 млн тонн нефти, 168 млрд кубометров газа. В I квартале этого года объем добычи нефти с АЧГ составил 6,4 млн тонн, газа — 3,5 млрд кубометров, объем экспорта нефти с конденсатом составил 7,6 млн тонн. Из этих объемов 7,3 млн тонн экспортировано консорциумом, 324 тыс. тонн — SOCAR.

С момента ввода в эксплуатацию газоконденсатного месторождения «Шах-Дениз» по 1 апреля этого года объемы добычи с месторождения составили 121,5 млрд кубометров газа, 29 млн тонн конденсата.В I квартале этого года с месторождения добыто 4,7 млрд кубометров природного газа, 952 тыс. тонн конденсата.

Справка: соглашение о совместной разработке и долевом распределении добычи с блока месторождений АЧГ было подписано 20 сентября 1994 года в Баку. 14 сентября 2017 года подписано измененное и вновь разработанное соглашение о совместной разработке и долевом распределении добычи с месторождений «Азери», «Чираг» и глубоководной части месторождения «Гюнешли» (АЧГ). Новое соглашение предусматривает разработку месторождения до 2049 года.

Соглашение о разведке, разработке и долевом разделе добычи перспективных площадей «Шахдениз» подписано 4 июня 1996 года. Соглашение о долевом разделе добычи ратифицировано 17 октября 1996 года. Участниками проекта являются компании BP (оператор – 28,8%), AzSD (10%), SGC Upstream (6,7%), Petronas (15,5%), LUKoil (10%), NİKO (10%) и TPAO (19%).

Во второй половине 2020 года планируется начать установку платформы для разработки месторождения «Карабах» в Азербайджане (angi.ru)

Заместитель начальника департамента по организации мероприятий и связям с общественностью азербайджанской Госнефтекомпании SOCAR Ибрагим Ахмедов заявил, что во второй половине 2020 года планируется начать установку платформы для разработки месторождения «Карабах» в Азербайджане.

В настоящее время практически готов опорный блок платформы – его построила дочерняя компания SOCAR — Bos Shelf. Вслед за этим планируется дизайн и конструкция верхнего блока платформы. На платформе планируется пробурить шесть нефтедобывающих и три водонагнетальные скважины. На основе подводной технологии на месторождении будут пробурены также две газодобывающие скважины.

По словам Ахмедова, в зависимости от конъюнктуры следующих лет, будет принято наиболее оптимальное решение касательно использования продукта, добываемого с месторождения.

Справка редакции: 19 марта стороны объявили об открытии в результате успешного бурения в Азербайджане нового месторождения «Карабах» с нефтяным запасом 60 млн тонн. Месторождение «Карабах» – первое нефтяное месторождение, открытое в Азербайджане в период независимости.

Норвежская компания Equinor (ранее Statoil) и SOCAR сотрудничают в разработке в Азербайджане месторождения «Карабах» и организации разведки и добычи на перспективных участках «Ашрафи-Дан Улдузу-Айпара». Компании также имеют долю в проекте разработки нефтяного месторождения «Азери-Чираг и Деринсулу Гюнешли» (АЧГ).

Госнефтекомпания Азербайджана в 2019 году выручила $271 млн от экспорта газа (nangs.org)

По данным из отчета правительства Азербайджана за 2019 год компания SOCAR (Госнефтекомпания Азербайджана, ГНКАР) в 2019 году экспортировала газа на 461 млн манатов.

Согласно документу, в 2019 году компания реализовала 13 млрд кубометров природного газа, из которых 11,4 млрд кубометров – на внутреннем рынке, остальной объем был отправлен на экспорт. На внутреннем рынке населению было продано 3,2 млрд кубометров газа.

Кроме того, SOCAR в 2019 году реализовала 207,1 тыс. тонн сжиженного газа, из которых 193,2 тыс. тонн — на внутреннем рынке, 13,9 тыс. тонн было направлено на экспорт.

«Доходы компании от продажи газа в 2019 году составили 1 млрд 563 млн манатов, в том числе от экспорта – 461 млн манатов.

В 2019 году в подземные хранилища газа было закачано 2,3 млрд кубометров, с учетом остатка запасы газа в ПГХ превысили 3 млрд кубометров.

По данным правительства, в 2019 году на бурение и меры по улучшению газоснабжения в Азербайджане компании SOCAR было выделено (из госбюджета-ИФ) в целом 163,5 млн манатов. За счет этих мер уровень газификации в стране увеличился до 96%.

Интерконнектор для транспортировки азербайджанского газа в Болгарию скоро будет введен в эксплуатацию (trend.az)

Министр энергетики и охраны окружающей среды Греции Костис Хадзидакис в интервью Greece Investor Guide заявил, что Интерконнектор Греция-Болгария (IGB), который предусматривает транспортировку в Болгарию азербайджанского газа, скоро будет введен в эксплуатацию.

По словам министра, IGB позволит Болгарии диверсифицировать источники и маршруты импорта природного газа.

«Ожидается, что IGB скоро будет введен в эксплуатацию, и это очень важно с точки зрения продолжающихся усилий по укреплению геостратегической позиции Греции и становлению ее роли в качестве регионального энергетического хаба. В этом контексте следует также упомянуть проект по строительству плавучей установки для приема, хранения и регазификации в Александруполисе, которая будет подключена к Трансадриатическому трубопроводу (TAP) и IGB, а также подземное газохранилище газа в Кавале», — сказал министр.

Справка: интерконнектор IGB – газопровод, который позволит Болгарии получать азербайджанский газ, в частности добытый на «Шах Дениз-2». IGB будет соединен с ТАР, по которому газ со второй стадии месторождения «Шах Дениз» будет поставляться на европейские рынки.

На первом этапе пропускная способность газопровода составит три миллиарда кубометров газа, из которых 2,7 миллиарда кубометров будут направлены на долгосрочные рынки, а оставшаяся доля в объеме 0,3 миллиарда кубометров – на краткосрочные.

На втором этапе, в зависимости от развития рынка, пропускная способность трубопровода может быть увеличена до 5,3 миллиарда кубометров газа, благодаря дополнительной компрессорной станции. 4,5 миллиарда кубометров газа будут направлены на долгосрочные рынки, а 0,5 миллиарда кубометров – на краткосрочные.

Chevron продала свою долю в нефтяном секторе Азербайджана за 1,57 миллиарда долларов (haqqin.az)

Венгерская компания Mol Group успешно завершила ранее объявленную сделку с Chevron Global Ventures Ltd и Chevron BTC Pipeline Ltd в связи с приобретением их доли в проекте разработки блока «Азери-Чыраг-Гюнешли» (АЧГ) в азербайджанском секторе Каспия и нефтепроводе Баку-Тбилиси Джейхан (БТД), сообщает Mol Group.

Таким образом, Mol Group приобрела 9,57 процента акций в АЧГ и 8,9 процента акций в БТД.

Общая сумма сделки составила 1,57 миллиарда долларов.

Туркменистан и Южная Корея в рамках Делового совета по видеосвязи обсудили проекты сотрудничества в нефтегазовой сфере (oilgas.gov.tm)

17 апреля в Ашхабаде на заседании Туркмено-корейского Делового совета, проведенного в формате видеоконференции, обсуждены вопросы дальнейшего укрепления торгово-экономического сотрудничества двух стран. Во встрече приняли участие представители отраслевых министерств и ведомств Туркменистана, включая министерства текстильной промышленности, Торгово-промышленной палаты, Государственного комитета водного хозяйства, Государственного концерна «Туркменгаз», агентств «Туркмендениздеряёллары» и «Туркмендемирёллары».

Корейская делегация была представлена представителями министерства торговли Южной Кореи и Исполнительным директором Корейской Ассоциации Международной Торговли (KITA).

В ходе заседания отдельно рассмотрены вопросы сотрудничества в сфере строительства крупных газохимических комплексов.

Автор: Влад Кондратьев

Фото: ЛУКОЙЛ

21 апреля, 2020

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *

Этот сайт использует Akismet для борьбы со спамом. Узнайте, как обрабатываются ваши данные комментариев.

ИСТОРИЧЕСКИЕ ХРОНИКИ
ЗАРУБЕЖНЫЕ СМИ О КАСПИИ
Фото дня
Наши партнеры
Яндекс.Метрика
Перейти к верхней панели