Каспийский регион прирастает ещё одним транспортным проектом
Аналитика, Каспийский транзит, Колонка редактора

Каспийский регион прирастает ещё одним транспортным проектом

4 марта 2019 года в Румынии в г. Бухарест состоялась четырехсторонняя встреча министров иностранных дел Туркменистана, Азербайджана, Грузии и Румынии по проекту создания международного транспортного коридора «Каспийское море – Черное море» (МТК КМЧМ).

Известно, что в повестку дня специальной встречи руководителей внешнеполитических ведомств были включены вопросы, связанные с созданием нового транспортно-транзитного коридора, являющегося частью направления экономического сотрудничества «Восток-Запад». В этом контексте министры Рашид Мередов, Эльмар Мамедъяров, Давид Залкалиани и Теодор Мелешкану обсудили новые возможности партнерства со всеми заинтересованными сторонами, в том числе и с Европейским союзом.

В ходе подписания итогового Бухарестского Заявления министр иностранных дел Румынии на правах принимающей стороны отметил, что маршрут МТК КМЧМ основывается на географической близости стран-организаторов проекта, а также возможностях портов Туркменбаши в Туркменистане, Констанца в Румынии, Баку в Азербайджане и Поти в Грузии. Теодор Мелешкану подчеркнул, что запуск этого проекта, с одной стороны, обусловлен высокими темпами развития в регионе сферы грузовых перевозок и модернизации портовых возможностей, а с другой стороны, принятием в октябре 2018 года Стратегии ЕС по взаимодействию между Европой и Азией. (ОРИЕНТ)

Глава МИД Азербайджана, в свою очередь, отметил, что развитие транспортной инфраструктуры в таком геостратегически значимом регионе, как Каспийский имеет исключительное значение. С учётом этого МТК КМЧМ может сыграть свою роль в утверждении региона в качестве связующего моста между Европой и Азией. (Report)

О практических результатах четырехсторонней встречи можно судить, исходя из содержания итогового Бухарестского заявления, в котором стороны подчеркнули важность МТК КМЧМ, который, по мнению сторон, сможет дополнить имеющиеся региональные проекты, направленные на создание эффективных перевозок грузов из азиатских государств через Каспийское и Черное моря в Европу и наоборот.

В ближайшей перспективе стороны также договорились осуществить ряд практических шагов в рамках создания МТК, в частности:

  • создать четырехстороннюю экспертную рабочую группу для проведения переговоров и сотрудничества по всем техническим аспектам с целью обеспечения эффективной реализации инициативы по созданию МТК КМЧМ (международное название — «BSCS international transportation route»);
  • обеспечивать бесперебойное функционирование Международного транспортного маршрута BSCS путем оптимизации рабочих процедур и обеспечения эффективного сотрудничества соответствующих национальных органов;
  • способствовать работе по гармонизации тарифов и упрощению таможенных процедур для повышения конкурентоспособности международного транспортного маршрута BSCS;
  • содействовать сотрудничеству между национальными операторами государств для реализации данного проекта;
  • определить остающиеся пробелы в инфраструктуре и потребности в облегчении вдоль коридора для принятия соответствующих мер по смягчению существующих проблем;
  • совместно продвигать международный транспортный маршрут BSCS с другими заинтересованными государствами и международными организациями, в частности с ЕС, для дальнейшего развития соответствующей инфраструктуры и привлечения дополнительных грузопотоков;
  • способствовать безопасному, эффективному, доступному и экологически обоснованному использованию международного транспортного маршрута BSCS;
  • рассмотреть вопрос о совершенствовании транспортного законодательства государств-участников для обеспечения конкурентных условий для всех участников транспортного процесса;
  • в целях сокращения времени обработки паромов и повышения качества обслуживания, поощрять использования цифровых технологий для упрощения процедур экспорта и импорта и внедрять системы передового информационного обмена;
  • продолжить диалог с заинтересованными странами с целью расширения географии международного транспортного маршрута BSCS;
  • проводить регулярные встречи, но не реже одного раза в год, на уровне министров для оценки прогресса и планирования следующих шагов по продвижению маршрута международных перевозок BSCS.

Таким образом, в Каспийском регионе формируется ещё один транспортный проект, призванный использовать транзитный потенциал региона для доставки азиатских товаров в Европу через территорию прикаспийских стран Южного Кавказа и Центральной Азии, в американской интерпретации стран «Большого Каспийского региона».

Однако перспективы развития нового коридора будут определяться  исходя из наличия соответствующего предложения грузов и товаров в регионе. Потенциальных грузоотправителей в регионе в настоящее время не так уж много, а такой крупный игрок на данном поле, как Китай, сегодня успешно использует более северные направления транспортировки.   

Вместе с тем, в пользу проекта говорит его поддержка со стороны ЕС, которые заинтересованы в развитии тесных торгово-экономических связей со странами Южного Кавказа и Центральной Азии и укреплении их экономической взаимосвязанности.

Фото: МИД Туркменистана

Март 7, 2019

Добавить комментарий

Ваш e-mail не будет опубликован. Обязательные поля помечены *

Этот сайт использует Akismet для борьбы со спамом. Узнайте как обрабатываются ваши данные комментариев.

ИСТОРИЧЕСКИЕ ХРОНИКИ
ЗАРУБЕЖНЫЕ СМИ О КАСПИИ
Фото дня
Мы на Facebook
Facebook Pagelike Widget
Яндекс.Метрика
Перейти к верхней панели