Каспийский регион в эпоху COVID-19: взгляд американского эксперта
Зарубежные материалы по Каспию, Колонка редактора

Каспийский регион в эпоху COVID-19: взгляд американского эксперта

11 августа Каспийский политический центр (Caspian Policy Center — CPC) – ведущий американский мозговой центр, занимающийся изучением Каспийского региона, организовал экспертную встречу, посвящённую обсуждению влияния пандемии коронавирусной инфекции (COVID-19) на политику безопасности и региональное сотрудничество в Большом Каспийском регионе.

В мероприятии приняли участие ведущие эксперты по внешней политике из министерств обороны, государственного, таможенного и пограничного управления США, а также экспертов по международной безопасности и государственной политике из Азербайджана, Казахстана и Узбекистана.

Портал «Каспийский вестник» ранее уже публиковал статью о результатах данного мероприятия.

Вместе с тем заслуживает внимания мнение о мероприятии американского эксперта, генерал — майора (в отставке) Майкла С. Репасса, отражённое им в статье «Каспийский регион в эпоху COVID-19: последствия для политики безопасности и регионального сотрудничества» (The Caspian Region in the COVID-19 Era: Implications for Security Policy and Regional Cooperation).

В обзорной статье, посвящённой мероприятию, эксперт отмечает, что Каспийский регион остается ключевым транспортным и логистическим маршрутом для американской и европейской помощи Афганистану. Начало пандемии COVID-19 в сочетании со значительным снижением цен на энергоносители создало дополнительное бюджетное давление на региональные правительства, которые борются с широко распространенными медицинскими проблемами, вызванными этой болезнью. Фискальные ограничения возникли в то время, когда в соседних регионах сохраняются проблемы терроризма, проблемы безопасности границ и контрабанда наркотиков, которые усугубляют проблемы внутренней безопасности и потенциальные конфликты. В целом эти события могут вызвать крупномасштабные потрясения в ландшафте региональной безопасности.

Существующие многосторонние институты, пишет Майкл Репасс, оказались бесценными для народов и продемонстрировали свою взаимную ценность во время кризиса. Такие организации, как C5 + 1, Тюркский совет и Движение неприсоединения, способствовали кризисному общению для медицинских работников, специалистов по национальной политике, старших руководителей и лиц, принимающих решения, а также сотрудников служб безопасности. В частности, региональные лидеры использовали установленные каналы связи, доступные в C5 + 1 и Тюркском совете, для информирования других региональных лидеров и лиц, принимающих решения, о ситуациях с COVID19. На этих форумах обсуждались и продолжают обсуждаться передовая медицинская практика, а также пограничные и таможенные вопросы, вопросы логистики и снабжения.

Ссылаясь на заявление в ходе конференции Эмина Сулейманова, посла Азербайджанской Республики в Соединенных Штатах Америки, американский отставной генерал отмечает, что многосторонние форматы сотрудничества такие как C5+1 и Тюркский совет во многом неожиданно для их участников показали свою жизнеспособность.

«По иронии судьбы, C5+1 продемонстрировал, что может хорошо работать без присутствия и прямого участия Соединенных Штатов. Во время этого кризиса на первый план вышли стратегическая ценность и важность многосторонних форумов для обсуждения и координации основных транснациональных проблем. В будущем прикаспийские страны должны продолжать искать вопросы, которые открывают возможности для многостороннего взаимодействия и сотрудничества как на границах, так и за их пределами», — цитирует участвовавшую в совещании представителя Минобороны США Лауру Купер — Майкл Репасс.

Он также отмечает, что Соединенные Штаты играют уникальную роль в регионе. Благодаря своему дипломатическому и военному потенциалу Вашингтон может работать как на двусторонней, так и на многосторонней основе со своими региональными партнерами, чтобы способствовать более широким региональным обсуждениям посредством целенаправленных конференций и рабочих групп. В этой связи COVID-19 может служить отправной точкой для Соединенных Штатов для расширения связей США с регионом.

В то же время автор сожалеет, что в условиях пандемии практическая работа по двустороннему и многостороннему военному обучению, предоставлению оборудования, а также школьному обучению в Соединенных Штатах была существенно сокращена, что привело к сокращению взаимодействия и поддержанию отношений между США и прикаспийскими странами. Вместе с тем, угрозы безопасности в регионе, исходящие как от высокоинфекционных заболеваний, так и от транснационального терроризма и контрабанды наркотиков сохраняют свою актуальность и напрямую влияют на безопасность в регионе.

В этих условиях генерал Репасс обращает внимание, что долгосрочная стратегия США в регионе остается неизменной на протяжении многих лет. Среди этих целей: стратегическое партнерство, защита территории США от террористических и других угроз и предотвращение распространения оружия массового уничтожения.

Успех C5+1, по его мнению, состоит в налаживании более глубоких связей между государствами Центральной Азии и наглядно демонстрирует положительное влияние их взаимодействия с США. Создание таких связей между государствами Центральной Азии также укрепляет страны против злонамеренного внешнего влияния со стороны государственных и негосударственных субъектов, создавая при этом стабильный блок, отвечающий национальным интересам США. Региону требуется постоянная помощь США в преодолении финансового давления, вызванного терроризмом, контрабандой наркотиков и COVID-19.

В итоге автор заключает, что создание многосторонних форумов между странами Каспийского бассейна, с которыми Соединенные Штаты могут проводить встречи, укрепит суверенитет этих стран, а также обеспечит основу для безопасных инвестиций. «Иностранным противникам будет нелегко манипулировать безопасным Каспийским морем, но при этом он станет мощным союзником в борьбе с терроризмом. В национальных интересах Соединенных Штатов развивать новые форумы сотрудничества между этими странами, чтобы создать сильный, безопасный и суверенный Каспийский регион», — подытоживает генерал — майор (в отставке) Майкл С. Репасс.

Анализ высказываний эксперта позволяет сделать один главный вывод, касающийся взглядов американского истеблишмента на ситуацию в Каспийском регионе в условиях пандемии. Отставной генерал, по всей видимости, выражает мнение существенной части экспертного сообщества США, которые видят в COVID-19 шанс для налаживания более тесного сотрудничества со странами Большого Каспийского региона, к которому относят восемь республик Южного Кавказа и Центральной Азии. Страны региона не скрывают свою заинтересованность в получении поддержки Вашингтона в борьбе с пандемией, что позволяет Белому дому, пользуясь случаем, оперативно учредить новые форматы многостороннего взаимодействия на Каспии и возможно даже расширить формат C5+1 на закавказские республики.

Автор: Влад Кондратьев

9 сентября, 2020

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *

Этот сайт использует Akismet для борьбы со спамом. Узнайте как обрабатываются ваши данные комментариев.

ИСТОРИЧЕСКИЕ ХРОНИКИ
ЗАРУБЕЖНЫЕ СМИ О КАСПИИ
Фото дня
Мы на Facebook
Facebook Pagelike Widget
Яндекс.Метрика
Перейти к верхней панели