Каспийское море непредсказуемо, как и наша экономика
Исторические хроники Каспийского региона, Природа Каспия

Каспийское море непредсказуемо, как и наша экономика

Каспий – море штормовое. Каспий – море непредсказуемое. Эти эпитеты употребляются довольно часто, особенно когда хотят подчеркнуть беспокойный нрав этого внутреннего водоёма.

Вспоминаю, какая дискуссия шла в средствах массовой информации в начале девяностых годов прошлого столетия о проблемах Каспия… Дело в том, что как раз тогда заметно прослеживались колебания его уровня. Ученые даже прогнозировали, что к 2030 году Каспийское море может подняться на 5-7 метров. Эта ситуация самым серьезным образом отразилась бы на Астраханской области. Во всяком случае, её территория сократилась бы на одну треть.

В чём же была причина зафиксированного наступления Каспия на сушу? Сошлюсь на гидрологов. По их данным, начиная с 1978 года уровень Каспийского моря стал неожиданно подниматься. Это подтверждалось случаями затопления низин на побережье Азербайджана, Дагестана, Туркмении, а также некоторых территорий нашей области. В частности, затапливались острова в устье Волги. А в Калмыкии оказались под водой значительные территории сенокосных угодий. Были годы, когда нагонная волна достигала насыпи железной дороги, идущей по Дагестану. А при обустройстве Тенгизского нефтегазового месторождения в Казахстане дважды подмывало дамбу. Пришлось возводить другую.

В те годы институт водных проблем совместно с институтом Ленгидропроект занимался прогнозированием дальнейшего поведения Каспийского моря. Длительные наблюдения и замеры дали ошеломляющие результаты. Хорошо, что они не осуществились. А могло произойти вот что: в 1995 году, по прогнозам, уровень моря должен был подняться на три метра, а к 2005 году Астрахань должна была стать приморским городом. Конечно же, не обошлось бы без затопления целого ряда сельских поселений в дельте Волги.

В те далекие годы как раз разрабатывался проект строительства порта Оля. Порт уже построен и работает. Но тогда были опасения, что он, ввиду повышения уровня Каспия, может оказаться на острове. Слава Богу, этого не случилось,

За несколько последних десятков лет уровень Каспийского моря неоднократно изменялся: то поднимался, то опускался. Только за последние годы понижение водных горизонтов создало большие проблемы для грузоперевозчиков. При допустимой осадке в 4,1-4,2 метра судам приходится снижать загрузку, чтобы не сесть на мель. А снижение загрузки только на один сантиметр – это 12,5 тонн груза. Что, естественно, приводит к убыткам.

Сильное влияние на уровень Каспийского моря оказывают волжские паводки. А они в последние годы неустойчивые, маловодные. По данным КаспМНИЦа, на предельно низком уровне поверхность Каспия находилась 30-40 лет назад. Это привело к усыханию части заливов и проток и, естественно, к проблемам в рыбном промысле, судоходстве и экологии.

Некоторое время назад уровень Каспия стабилизировался на отметке «минус 28 метров». К сожалению, из-за низкого паводка нынешнего года его уровень может упасть примерно на 15 сантиметров.

Кроме низких паводков на уровень Каспийского моря влияет температура воздуха в Прикаспийском бассейне, рост испаряемости воды с огромного зеркала этого водоёма. Являясь внутренним морем пяти государств, Каспий по праву можно назвать морем дружбы. И не удивительно, что с каждым годом появляются всё больше данных о разработке совместных проектов. Самыми громкими можно назвать проект в сфере экономики и транспорта. Взять, к примеру, транспортный коридор «Север-Юг», а также железнодорожную ветку вокруг Каспийского побережья.

Первоначально, транспортный коридор «Север-Юг» начинался от приграничной станции «Бусловской» и шёл до Астрахани. Однако потенциал этого транспортного пути быстро заинтересовал Иран и Индию. Кстати, этот путь был известен давным-давно и именовался он тогда «Из варяг в персы» наряду со знаменитым шёлковым путём «Из варяг в греки». Нынешний транспортный коридор «Север-Юг» оправдывает своё назначение, позволяя экономить огромные средства по сравнению с транспортировкой грузов через Суэцкий канал.

С 2000 года этот транспортный коридор считается международным. Постепенно к проекту присоединяются всё новые и новые страны. И в данный момент он соединяет Балтийское море с Персидским заливом. В Астрахани транспортный коридор «Север-Юг» разделяется на три ветки: «Транскаспискую» – через порты Астрахань-Оля, Махачкала; «Восточную» – через Казахстан, Узбекистан и Туркмению с выходом на железнодорожную сеть Ирана; «Западную» – по маршруту Астрахань-Махачкала-Самур. Далее путь идёт по территории Азербайджана с выходом в Иран. Каспийское море считается внутренним морем. На его берегах живут в дружбе и согласии народы России, Азербайджана, Казахстана, Ирана, Туркменистана. 12 августа 2006 года вступила в действие подписанная ими рамочная конвенция по защите морской среды Каспийского моря, известная как Тегеранская конвенция.

Борис Стрелецкий, астраханский областной общественно-политический еженедельник «Факт и компромат», №19 (825), 2019 г.

Источник: Ast-news.ru — Астраханские новости

25 июня, 2019

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован.

Этот сайт использует Akismet для борьбы со спамом. Узнайте, как обрабатываются ваши данные комментариев.

ИСТОРИЧЕСКИЕ ХРОНИКИ
ЗАРУБЕЖНЫЕ СМИ О КАСПИИ
Фото дня
Мы на Facebook
Facebook Pagelike Widget
Яндекс.Метрика
Перейти к верхней панели