Каспийское море непредсказуемо, как и наша экономика
Исторические хроники Каспийского региона, Природа Каспия

Каспийское море непредсказуемо, как и наша экономика

Каспий – море штормовое. Каспий – море непредсказуемое. Эти эпитеты употребляются довольно часто, особенно когда хотят подчеркнуть беспокойный нрав этого внутреннего водоёма.

Вспоминаю, какая дискуссия шла в средствах массовой информации в начале девяностых годов прошлого столетия о проблемах Каспия… Дело в том, что как раз тогда заметно прослеживались колебания его уровня. Ученые даже прогнозировали, что к 2030 году Каспийское море может подняться на 5-7 метров. Эта ситуация самым серьезным образом отразилась бы на Астраханской области. Во всяком случае, её территория сократилась бы на одну треть.

В чём же была причина зафиксированного наступления Каспия на сушу? Сошлюсь на гидрологов. По их данным, начиная с 1978 года уровень Каспийского моря стал неожиданно подниматься. Это подтверждалось случаями затопления низин на побережье Азербайджана, Дагестана, Туркмении, а также некоторых территорий нашей области. В частности, затапливались острова в устье Волги. А в Калмыкии оказались под водой значительные территории сенокосных угодий. Были годы, когда нагонная волна достигала насыпи железной дороги, идущей по Дагестану. А при обустройстве Тенгизского нефтегазового месторождения в Казахстане дважды подмывало дамбу. Пришлось возводить другую.

В те годы институт водных проблем совместно с институтом Ленгидропроект занимался прогнозированием дальнейшего поведения Каспийского моря. Длительные наблюдения и замеры дали ошеломляющие результаты. Хорошо, что они не осуществились. А могло произойти вот что: в 1995 году, по прогнозам, уровень моря должен был подняться на три метра, а к 2005 году Астрахань должна была стать приморским городом. Конечно же, не обошлось бы без затопления целого ряда сельских поселений в дельте Волги.

В те далекие годы как раз разрабатывался проект строительства порта Оля. Порт уже построен и работает. Но тогда были опасения, что он, ввиду повышения уровня Каспия, может оказаться на острове. Слава Богу, этого не случилось,

За несколько последних десятков лет уровень Каспийского моря неоднократно изменялся: то поднимался, то опускался. Только за последние годы понижение водных горизонтов создало большие проблемы для грузоперевозчиков. При допустимой осадке в 4,1-4,2 метра судам приходится снижать загрузку, чтобы не сесть на мель. А снижение загрузки только на один сантиметр – это 12,5 тонн груза. Что, естественно, приводит к убыткам.

Сильное влияние на уровень Каспийского моря оказывают волжские паводки. А они в последние годы неустойчивые, маловодные. По данным КаспМНИЦа, на предельно низком уровне поверхность Каспия находилась 30-40 лет назад. Это привело к усыханию части заливов и проток и, естественно, к проблемам в рыбном промысле, судоходстве и экологии.

Некоторое время назад уровень Каспия стабилизировался на отметке «минус 28 метров». К сожалению, из-за низкого паводка нынешнего года его уровень может упасть примерно на 15 сантиметров.

Кроме низких паводков на уровень Каспийского моря влияет температура воздуха в Прикаспийском бассейне, рост испаряемости воды с огромного зеркала этого водоёма. Являясь внутренним морем пяти государств, Каспий по праву можно назвать морем дружбы. И не удивительно, что с каждым годом появляются всё больше данных о разработке совместных проектов. Самыми громкими можно назвать проект в сфере экономики и транспорта. Взять, к примеру, транспортный коридор «Север-Юг», а также железнодорожную ветку вокруг Каспийского побережья.

Первоначально, транспортный коридор «Север-Юг» начинался от приграничной станции «Бусловской» и шёл до Астрахани. Однако потенциал этого транспортного пути быстро заинтересовал Иран и Индию. Кстати, этот путь был известен давным-давно и именовался он тогда «Из варяг в персы» наряду со знаменитым шёлковым путём «Из варяг в греки». Нынешний транспортный коридор «Север-Юг» оправдывает своё назначение, позволяя экономить огромные средства по сравнению с транспортировкой грузов через Суэцкий канал.

С 2000 года этот транспортный коридор считается международным. Постепенно к проекту присоединяются всё новые и новые страны. И в данный момент он соединяет Балтийское море с Персидским заливом. В Астрахани транспортный коридор «Север-Юг» разделяется на три ветки: «Транскаспискую» – через порты Астрахань-Оля, Махачкала; «Восточную» – через Казахстан, Узбекистан и Туркмению с выходом на железнодорожную сеть Ирана; «Западную» – по маршруту Астрахань-Махачкала-Самур. Далее путь идёт по территории Азербайджана с выходом в Иран. Каспийское море считается внутренним морем. На его берегах живут в дружбе и согласии народы России, Азербайджана, Казахстана, Ирана, Туркменистана. 12 августа 2006 года вступила в действие подписанная ими рамочная конвенция по защите морской среды Каспийского моря, известная как Тегеранская конвенция.

Борис Стрелецкий, астраханский областной общественно-политический еженедельник «Факт и компромат», №19 (825), 2019 г.

Источник: Ast-news.ru — Астраханские новости

Июнь 25, 2019

Добавить комментарий

Ваш e-mail не будет опубликован. Обязательные поля помечены *

Этот сайт использует Akismet для борьбы со спамом. Узнайте как обрабатываются ваши данные комментариев.

ИСТОРИЧЕСКИЕ ХРОНИКИ
ЗАРУБЕЖНЫЕ СМИ О КАСПИИ
Фото дня
Мы на Facebook
Facebook Pagelike Widget
Яндекс.Метрика
Перейти к верхней панели