Каспийское море станет железнодорожным коридором
Зарубежные материалы по Каспию

Каспийское море станет железнодорожным коридором

3 августа произошло историческое событие, когда первый контейнерный поезд Nomad Express прибыл на пароме из казахстанского морского порта Актау в бакинский международный морской порт Алят, находящемся в 40 милях к югу от Баку на каспийском побережье Азербайджана. Silk Road Reporters в статье How the Caspian Sea is Becoming a Rail Corridor пишет, что Nomad Express был отправлен из китайского Шихэцзы и пересек границу с Казахстаном через станцию Достык. За пять дней контейнерный поезд проделал путь в 2200 миль до казахстанского каспийского порта Актау, где был погружен на паром  и отправлен в Алят.

Решение об отправке Nomad Express было принято в январе прошлого года в Баку на первом заседании рабочей группы Координационного комитета Транскаспийского международного транспортного коридора. Тогда участники также обсудили организационные детали контейнерных перевозок по маршруту Китай-Казахстан-Азербайджан-Грузия-Турция с использованием новой железнодорожной линии Жезказган-Бейнеу и объектов порта Актау в Казахстане, а также грузинско-турецкой железнодорожной линии Ахалкалаки-Карс, являющейся частью железнодорожного проекта Баку-Тбилиси-Карс. После начала работы нового железнодорожного маршрута из Китая через Казахстан, Азербайджан, Грузию и Турцию Пекин и Астана работают над тем, чтобы увеличить количество отправляемых в Европу грузов вдвое с нынешнего годового уровня в 100 тысяч двадцатифутовых контейнеров (двадцатифутовый эквивалент, TEU) до 250 тысяч TEU в год.

Когда появилась идея создания бакинского международного морского порта Алят, на Каспии было шесть международных торговых портов: Баку (Азербайджан), Туркменбаши (Туркменистан), Актау (Казахстан), Астрахань (Россия), Энзели и Нека (Иран).

Глава национальной железнодорожной компании Казахстана «Казахстан темир жолы» Аскар Мамин отметил, что растущее с 2012 года сотрудничество между Казахстаном и Китаем позволило увеличить объем контейнерных перевозок в Европу из Китая через Казахстан на 1200%. На церемонии встречи Nomad Express Мамин заявил: «Учитывая ожидаемый товарооборот между странами региона, потенциал контейнерных перевозок по Транскаспийскому маршруту к 2020 году оценивается в 300 тысяч TEU».

Этот потенциал, по словам Мамина, может быть реализован только благодаря совместным усилиям всех участников транспортной цепи — Китая, Казахстана, Азербайджана, Грузии и Турции, а также железнодорожных операторов, каспийских портов, судоходных компаний и терминалов, которые обеспечивают транспортную поддержку и конкурентоспособные цены.

Грузия активно пытается увеличить свою роль в транзитной торговле. Правительство страны улучшает инфраструктуру черноморских портов Поти и Батуми и строит новый глубоководный порт Анаклия. Кроме того, в 2011 году был запущен проект модернизации центральной железнодорожной линии от Тбилиси в порты Поти и Батуми. Планируется, что проект будет завершен к 2019 году.
В будущем Казахстан и Китай планирует открыть новый пограничный пункт, который позволит сократить время транзита из восточных портов Китая в Алма-Ату до шести дней.

Однако Китай полагается не только на маршруты через Казахстан. Компания Far East Land Bridge (FELB), ответственная за большую часть контейнерных перевозок между Китаем и Европой, готовит новый маршрут между Сучжоу и Поти. Первый поезд отправится из Сучжоу на днях. Он попадет в Россию через пограничный переход Забайкальск-Маньчжурия, после чего отправится в Баку через Транссибирскую магистраль, обойдя западный берег Каспийского моря, и затем отправится на запад, в Поти. Весь путь должен занять 15 дней. Поезд повезет сорокафутовые контейнеры FELB.

Поезд Сучжоу-Поти станет вызовом для Казахстана, который инвестирует значительные средства, чтобы увеличить свою доли в евразийских железнодорожных перевозках Китая. Недостатком поезда FELB является более длинный маршрут, идущий в обход Казахстана, но это позволяет сэкономить деньги, поскольку нет необходимости в пароме для пересечения Каспийского моря. Руководитель по экспедированию FELB Амина Яхич говорит: «Мы уже отправляли скоростные поезда с транзитным временем всего 12-13 дней. Однако пока мы не можем гарантировать этот срок, но мы над этим работаем.»

Каспийский железнодорожный паромный маршрут и поезда Сучжоу-Поти являются ярким свидетельством растущего влияния Китая в постсоветской Евразии. КНР осознала геополитический и экономический потенциал Центральной Азии еще в середине 1990-х годов. Первые шаги по сближению, предпринятые два десятилетия назад, привели к углублению экономических связей между Китаем и Центральной Азией. Китай построил или продолжает строить инфраструктурную сеть, которая помимо железнодорожных сетей включает в себя автомобильные дороги, трубопроводы, плотины, мосты и телекоммуникационные станции. Этот процесс ускорился после того, как лидер Китая Си Цзиньпин объявил о своей концепции Нового Шелкового пути в 2013 году во время визитов в Казахстан и Индонезию.

Доказательством ускоренных темпов развития стало проведение первого Форума Шелкового пути в Тбилиси 16-17 октября, в котором приняли участие более 1000 участников со всего мира. Среди гостей были представители правительств 30 стран, сотрудники 20 крупнейших международных финансовых организаций и представители 300 крупных китайских компаний.
Готовность Китая инвестировать в евразийскую инфраструктуру для строительства Нового Шелкового пути» позволит реализовать эту концепцию. Остается один вопрос, какой из двух соперничающих маршрутов выйдет победителем — каспийские паромы или поезда из Сучжоу в Европу.

Источник — Вестник Кавказа

31 января, 2018

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован.

Этот сайт использует Akismet для борьбы со спамом. Узнайте, как обрабатываются ваши данные комментариев.

ИСТОРИЧЕСКИЕ ХРОНИКИ
ЗАРУБЕЖНЫЕ СМИ О КАСПИИ
Фото дня
Мы на Facebook
Facebook Pagelike Widget
Яндекс.Метрика
Перейти к верхней панели